Классный уголок из винила Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя 5000 рублей за классное руководство обойдутся учителям "дорого". Будет ли еще доплата за дополнительную нагрузку? Учителей ждут штрафы и много бесплатной работы Факторы, которые указывают на то, что осенью дети в школу не пойдут... Вакцина против COVID-19: из добровольной в обязательную. Возможен ли отказ? С 1 сентября педагогам вменят новые обязанности Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт"

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
07:34

Родительский лекторий

«Эмоциональное благополучие ребёнка с ОВЗ – как фактор социальной успешности»

Провела: Заварзина С.В.,

воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: 

  • привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
  • создать условия для обмена семейным опытом;
  • обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме лектория.

Форма проведения: родительский лекторий

Участники: воспитатель, родители, дети

План проведения

  • Вступительная часть.
  • Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
  • Игра с мячом «Добрые слова»
  • Тренинг
  • Видеофильм для родителей «Приключения у ёлки»
  • Упражнение «Пожелания»
  • Заключительная часть

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

 - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной всё ещё новогодней гостиной. Проходите к столу, присаживайтесь по – удобнее. Сегодня в непринуждённой обстановке, за играми и за чаем,  мы с вами поговорим о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

2. Разминка «Улыбайтесь!»

- Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучать себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

- Интерес к проблеме эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы, приобретенными в раннем детстве. «Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления».Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…»

Не зря ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

- Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей)

- Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (то они плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

 - Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Данные игры постепенно формируют у детей умения сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Так же ребенок усваивает принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства. Поэтому когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности, которое в свою очередь способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

3. Игра с мячом «Добрые слова»

(Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка)

Затем провести упражнение «Ромашка».

4. Тренинг.

1. Игра «Страхи в домиках»

- Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

- Перед вами два домика – черный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

- На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

2. Динамическая пауза

  • Пожмите друг другу руки родители, которые:

        а)  любят поспать;

        б)  любят сладкое.

  • Похлопайте в ладоши родители, которые:

        а) любят работать на даче;

        б) любят делать заготовки на зиму.

  • Произнесите «Это я, это я»  родители, которые:

        а)  любят тратить деньги;

        б) любят путешествовать.

 3. Тест «Нарисуй эмоции»

   Родители выполняют задание.

 - Как вы думаете, наказание может быть причиной нарушения эмоционального благополучия ребенка? (Ответы)

4. Игра «Обними меня покрепче»

5. Просмотр видеофильма для родителей «Приключения у ёлки»

6. Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу апельсин

Ты катись, катись наш апельсин,

Ярко-жёлтый апельсин
Милый, жёлтый мячик
Я тебя кручу — верчу
У кого в руках останется

Тот пожеланье скажет нам.

7.Заключительная часть.

Наш вечер в хорошей компании подошёл к концу.  Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и эмоционального благополучия!

Рефлексия. Родителям раздаются бумажные силуэты смайликов, предлагается написать на них, что они думают о проведенном собрани

«Помощники»  – подготовьте коробку с мелкими игрушками. На глаза у ребёнка «нечаянно» рассыпьте содержимое коробки; акцент на эмоции: радость, удивление, огорчение. Попросите ребёнка помочь вам собрать игрушки. Можно по сигналу: «Кто быстрее».

«Нехочуха» ( стыд, вина)- ребёнок не хочет убрать на место свои вещи. Спросите, почему не убирает свои вещи (игрушки). Наверняка он скажет не хочет. Скажите, что детей, которые ничего не хотят, называют Нехочухами и у Нехочух не бывает своих вещей. Поднимайте отдельные вещи и рассказывайте, кому из ребят можно подарить. На глазах у ребёнка «отдавайте» детям его вещи. После этого спросите, будет ли он убирать свои вещи (игрушки) на место.

«Давай мириться» (злость, отвращение, стыд) – ребёнок обидел другого ребёнка и не хочет у него просить прощения. Спросите, почему он обидел товарища. Убедите его, что он хороший, добрый и очень смелый. Он не побоится подойти к обиженному ребёнку и попросить прощение. Помогите помириться: держась мизинцами друг за друга (это волшебный знак силы).

 «Зайка, зайка, что с тобой?» посадите игрушку Зайку на колени, обратите внимание – Зайка заболел, он грустный. Прочитайте стихотворение.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Надо Зайку полечить!

Надо Зайку полюбить! Обратите внимание на выражение лица ребёнка. Попытайтесь хотя бы частично разучить стихотворение с ребёнком. Добивайтесь сочувствия к больному Зайке.

Одним из приемов по коррекции эмоциональных проблем является работа с зеркалом. В индивидуальном порядке дети, глядя в зеркало, учатся рассказывать о себе. Взрослый задает вопросы, ответы на которые выстраиваются в содержательный рассказ. Ребенка спрашивают: «Кого ты видишь в зеркале? Что у тебя есть на лице? Какого цвета у тебя глаза. Скажи, что выражают сейчас твои глаза? Они смеются или грустят? Почему ты улыбаешься? А когда глаза бывают грустными? А когда озорными? Какого цвета у тебя волосы? Какой они длины? Какая прическа? А если ты идешь на праздник, как мама украшает твои волосы? и т.д.». Педагог просит ребенка рассказать о себе, своем настроении, глядя в зеркало.   Рассказ завершается созданием автопортрета. Детям предлагается нарисовать себя, используя разные цвета, соответствующие цвету глаз, волос, одежды. В процессе выполнения автопортрета воспитанникам разрешается подходить к зеркалу, исправлять цвет. Качество рисунка не оценивается, что позволяет детям раскрепоститься.

Игровое упражнение «Самый, самый». Взрослый предлагает детям внимательно послушать вопрос и верно на него ответить.  Возможные вопросы:

Кто из вас самый высокий?

У кого самые темные волосы?

У кого на голове заколка?

У кого карие глаза?

За кем из вас приходит дедушка?

У кого недавно был День рождения?

Кто умеет хорошо рисовать?

Кто умеет рассказывать стихи?

Кто умеет строить из кубиков башню?

Кто умеет быстро бегать?

Кто умеет играть в снежки? и т.д.

Выполнение этого упражнения требует от педагога определенной тактичности. Содержание вопросов в обязательном порядке должно подчеркивать возможности каждого из участников игры. Это позволяет ребенку почувствовать признание взрослым его собственных достижений, почувствовать свою значимость

«Ты-лев»

Взрослый: Ребята, сейчас мы вами попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза, представьте льва – царя зверей - сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он все умеет. Его зовут также как и вас, у него ваши имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы. А теперь откройте глаза. Пусть каждый попробует показать, какой вы лев.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

 «Пожелание»

Взрослый: Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.

Методические рекомендации. В ходе предложенных игр у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Запорожец А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. М., 1988.

2. Котова И.Б. «Психология». Феникс, 2003.

3. Худенко Е.Д., Шоркина Т.Д., Каданцева Г.А. Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у «особого ребёнка» - М., 2009 – 124 с.

4. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребёнка в семье – М., 2009 – 212 с.

5.Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990.

6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

 

Категория: Коррекционная педагогика | Просмотров: 38 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА