Среда, 10:10 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по учебному предмету «Человек»
20.11.2017, 13:18

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» в 6-в классе составлена в соответствии адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования город Ноябрьск и следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Годовым учебным графиком муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 г. № 253 - од);
3. Учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год (приказ от 31.08.2016 г. № 259 - од);
4. Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования город Ноябрьск (приказ от 17.02.2015г. № 38-од);
5. Приказом «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год» (09.02.2016 г. №33-од) .
Цели: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Поставленные задачи определяются психофизическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учебным планом рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).
Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», (5ч), «Семья» (4), «Гигиена тела» (4ч), «Туалет» (4ч), «Обращение с одеждой и обувью» (15ч), «Прием пищи» (2ч).
Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многооб¬разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от¬дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп¬ражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио¬нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп¬лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально – регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
Контроль уровня обученности
Контроль за усвоением знаний умений и навыков учащихся осуществляется через устный опрос, выполнение практических работ, упражнений.
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил»/ «не усвоил»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения. Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности, динамика развития жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей).
Промежуточная аттестация осуществляется в форме практических проб.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки

Предполагаемые знания и умения обучающихся

 называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета;
 с помощью учителя составлять простейший словесный отчет о выполненных действиях;
 составлять простые предложения с опорой на иллюстрации;
 названия и свойства изученных предметов и их частей;
 обобщенные названия изученных групп предметов.

Содержание тем по учебному предмету «Человек»
в 6-в классе обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
№ Тема (количество часов/экскурсии/практические работы)
I Представления о себе 5/0/0
Тело человека, внешнее строение. Тело человека. Лицо, части лица.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
 показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Чем ты ходишь?», «Чем ты смотришь?», «Чем ты слушаешь?»;
 участвовать в беседе;
 составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов.
II Гигиена тела 4/0/4
Практическая работа. Уход за руками: мытье рук. Мытье лица, шеи.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
 выполнять практические действия по уходу за руками;
 назвать и показывать изученные предметы и их части.
III Обращение с одеждой и обувью 15/0/8
Предметы одежды. Одежда для мальчика и девочки. Детали предметов одежды. Обувь (ботинки, сапоги, валенки). Обувь (тапочки, туфли, сандалии, кроссовки). Назначение видов обуви.
Практическая работа. Раздевание и одевание одежды в определенном порядке. Обувание обуви. Снятие обуви.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
 показывать и называть предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
 назвать и показывать изученные предметы и их части;
 показывать или называть отдельные детали, предметы одежды;
 составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов.
IV Туалет 4/0/0
Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета. Соблюдение последовательности действий в туалете.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
 сообщать о потребности идти в туалет;
 соблюдать последовательность действий в туалете.
V Прием пищи 2/0/0
Столовые приборы: ложки, вилки.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
 уметь пользоваться столовыми приборами;
 соблюдать правила приема пищи.
VI Семья 4/0/0
Члены семьи. Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия и труд членов семьи. Общие праздники в семье
Предполагаемые знания и умения учащихся;
 показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
 назвать обобщённые названия изученных групп предметов;
 участвовать в беседе.

Учебно-тематический план по учебному предмету «Человек»
в 6-в классе обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
практические
работы экскурсии
1 Тело человека, внешнее строение. 1
2 Тело человека. 1
3 Лицо, части лица. 1
4 Назначения частей лица 1
5-7 Уход за руками: мытье рук. 3 Практическая работа
8-9 Мытье лица, шеи. 2 Практическая работа
10-11 Предметы одежды. 2
12-13 Одежда для мальчика и девочки. 2
14 Детали предметов одежды. 1
15-18 Раздевание и одевание одежды в определенном порядке. 4 Практическая работа
19 Обувь (ботинки, сапоги, валенки). 1
20 Обувь (тапочки, туфли, сандалии, кроссовки). 1
21-22 Обувание обуви. 2 Практическая работа
23-24 Снятие обуви. 2 Практическая работа
25 Сообщение о желании сходить в туалет. 1
26 Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета. 1
27-28 Соблюдение последовательности действий в туалете. 2
29 Столовые приборы. Ложки. 1
30 Столовые приборы. Вилки. 1
31 Члены семьи. Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. 1
32-33 Занятия и труд членов семьи. 2
34 Общие праздники в семье 1
Итого: 34 13

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Методическая литература для учителя:
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

Дополнительная литература для учителя:
1. А.Р.Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Л.М.Шипицина «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
3. Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». С-Петербург, «Союз», 2003 год.

Дополнительная литература для учащихся: -

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: aliyusha75 | Теги: Практическая работа, рабочая программа
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА