Воскресенье, 04:56 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по трудовому обучению
[ Скачать с сервера (41.2Kb) ] 10.11.2015, 18:10

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью составлена на основе адаптированной программы для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Целью программы является освоение учащимися практических навыков и умений работы с природным материалом, бумагой, глиной и другими материалами. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, а затем и самостоятельно.
Рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:
 Выполнять по показу и самостоятельно действия с предметами, разборными игрушки, мозаикой, конструктором.
 Группировать предметы по цвету и форме.
 Развивать ориентировку в пространстве листа, стимулировать заполненность пространства листа бумаги.
 Закреплять у учащихся практические навыки аппликации.
 Выполнять задание по подражанию и показу.
 Учить детей называть предмет и его изображение словом закреплять у детей положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
 Учить детей проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).
 Учить лепить пластическим, конструктивным и комбинированными способами.
 Учить детей использовать при лепке различные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание.
 Формировать у детей способы обследования предметов пе¬ред лепкой (ощупывание).
 Учить передавать в изображениях выразительность образа, пространственные свойства объектов (форму, расположение в пространстве).
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000г. №212, от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г. №49, от 18.08.2008г. №617, 04.09.2008 г.; от 10.03.2009г. №216);
3. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II,VIII видов» на 2014-2015 учебный год, (приказ от 30.08.2014г. № 202-од).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника, рабочей тетради:
 Л.А. Кузнецова, «Технология. Ручной труд» - учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание, переработанное. Санкт – Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011г.
 Л.А. Кузнецова, «Технология. Ручной труд» - рабочая тетрадь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х ч. Санкт – Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012г.
Учебным планом рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение 3 экскурсий.
Трудовое обучение как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с интеллектуальными проблемами. В процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь.
Наряду с основными задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные:
 на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы и контроля: на повышение познавательной активности школьников: развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений;
 на компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы у третьеклассников: формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя и т. д.);
 на коррекцию недоразвития моторных функций у школьников: развитие плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).
Трудовое обучение в младших классах включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке, формирование системы трудовых операций и практических действий, необходимых для изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала, знакомство с необходимыми инструментами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий.
Программа по ручному труду в 4 классе предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это работа с пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, текстильными материалами. В 4 классе закрепляются (на других материалах и изделиях) навыки, приобретенные в 3 классе.
Работа с природными материалами. Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения умственно отсталых детей. Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правил ах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объёмных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду труда позволяет расширить представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объёмное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).
Работа с нитками. В ходе ознакомления с нитками школьникам объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках). В связи с этим предусматриваются задания, позволяющие школьникам овладеть рядом технических приёмов: «сматывание ниток в клубок», «наматывание ниток на картонную основу», «завязывание узелков», «связывание ниток».
Обучение шитью включает овладение школьниками приёмом «игла вверх-вниз». Данный приём используется в линейном шитье (прямые го-ризонтальные, вертикальные и наклонные стежки) и в предметном вы¬шивании (контуры геометрических фигур).
Работа с глиной и пластилином. На уроках дети учатся лепить простые предметы, объекты окружающей действительности, передавая их форму, цвет, пространственные отношения.
Содержание программы по ручному труду дает возможность сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей умственно отсталых детей, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающем мире. Особенное значение в этом плане приобретает осуществление межпредметных связей. Именно в младшем школьном возрасте необходимо систематически приучать детей применять и использовать на уроках труда общеобразовательные знания. В свою очередь трудовая конкретно-предметная деятельность способствует более прочному их усвоению.
Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. На уроках трудового обучения имеются возможности для поддержания интереса к труду в течение всех лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к детским поделкам, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности.
Вся коррекционная работа на уроках должна носить целенаправленный характер, учителю необходимо в каждом конкретном случае определить, на чем именно и каким образом заострить внимание учащихся.
Ключевая идея курса заключается в формировании и обогащении чув¬ственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), явля¬ющегося необходимой предпосылкой развития познаватель¬ной деятельности школьников.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего развития и нравственного воспитания учащихся.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию максимальной самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.
Новизна данной программы определяется тем, что учитываются индивидуально – психологические особенности учащихся, подбираются методы и формы работы для каждого из них.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу¬ществлении дифференцированного и индивидуального под¬хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра¬ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни¬ком, практическая, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.
При обучении труду используются следующие принципы: принцип коррекционно – речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых, и саморазвития (М.Монтессори) технологий.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально – регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
На основании устава муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил»/ «не усвоил»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения. Промежуточная аттестация в соответствии с уставом образовательного учреждения не проводится.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: aliyusha75 | Теги: Работа с нитками, содержание программы по ручному тру
Просмотров: 227 | Загрузок: 52 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА