Четверг, 07:53 
Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса С(К)ОШ VIII вида
[ Скачать с сервера (141.5Kb) ] 06.05.2014, 19:27
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 3 класса составлена на основе авторской программы «Русский (родной) язык» для 1-4 классов (грамматика, правописание и развитие речи для 3 класса) В.В. Воронковой (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010), в соответствии с образовательной программой МКС(К)ОУ С(К)ОШ и следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II,VIII видов» на 2013-2014 учебный год от 31.08.2013г. № 241-од.
3. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и тетради:
Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык». Авторы: А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2006. Учебник указан в «Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год» (утверждён приказом № 1067 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г.). Разрешён к использованию приказом по МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 142-од от 29.04.13г. Данный учебник по своему содержанию в полном объёме соответствует учебной программе.
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях «Читай, думай, пиши». Авторы: А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. 3-е издание. Москва, «Просвещение», 2012г.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Количество контрольных работ в каждой четверти не определено программными требованиями по предмету. Их проведение запланировано по 2 работы в каждой четверти (одна из которых в конце каждой учебной четверти), после изучения наиболее значимых тем программы и составляет 8 контрольных работ в год.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно – практический характер. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения письму и развитию речи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества.
Специальной задачей в этом направлении является коррекция речи и мышления учащихся.
В 3 классе решаются следующие задачи:
развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений;
дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
уточнение, расширение и активизация словаря;
освоение простейшими видами письменной речи и рядом грамматических сведений об орфоргафических правилах.

Основной метод – разнообразные по форме практические упражнения в письме и игровые приёмы как важнейшее средство обучения.
В процессе обучения в 3 классе проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи обучающихся. Раздел «Звуки и буквы» предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с-ш, с-з, р-л, ч-ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями. Учащиеся с нарушениями в познавательной деятельности и эмоционально – волевой сфере с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
Фонетико – фонематические нарушения у детей затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому в 3 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
С помощью практической работы с деформированными предложениями ученики подводятся к выводу о том, что слова в предложении стоят в определённом порядке, формируются умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов. Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости согласных на письме; написание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных; с предлогами как отдельными словами, совершенствуют графические навыки по написанию строчных и прописных букв, их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текстов. Материал группируется таким образом, чтобы дети научились разграничивать предметы, явления, понятия, имеющие ярко выраженные признаки отличия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Она ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.
Большее количество часов выделено на принципиально значимые темы «Звуки и буквы» и «Слово», способствующие усвоению элементарных сведений по грамматике, усвоение которых важно для выработки у учащихся достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков уст¬ной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию и будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального под¬хода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся осуществляется через устный опрос, выполнение тестовых заданий учащимися по изученной теме, разделу, выполнение контрольных и самостоятельных работ. При оценивании учащихся учитываются их психофизические особенности и возможности. Результаты усвоения ЗУН учащимися, уровень сформированности основных ОУУН отражаются в Картах мониторинга.
Виды контроля:
> текущий контроль (ответы на вопросы, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям)
> тематический контроль (по завершению изучения раздела, проверка техники чтения).
Типы урока:
1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
5. Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок.

Выполнение национально-регионального компонента (НРК) будет осуществляться за счёт включения в содержание уроков сведений о жизни и быте народов, проживающих на территории ЯНАО, об особенностях природы и труда людей нашего края. Вышеуказанные сведения планируется включать в содержание бесед, проводимых в процессе работы со словами словарного значения и при подборе лексического материала к урокам в соответствии с программным материалом. Количество часов, в содержании учебного материала которых будут использоваться элементы национально-регионального компонента (НРК), составляет 17 часов. Из них:
 в 1 четверти - 4 часа;
 во 2 четверти - 3 часа;
 в 3 четверти - 4 часа;
 в 4 четверти - 6 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме проведения контрольных, самостоятельных, проверочных работ. Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения выставляются за каждую четверть. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Инна_Инна | Теги: пояснительная записка, требования, планирование, рабочая программа, содержание, план
Просмотров: 2814 | Загрузок: 185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА