Четверг, 19:14 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по математике для 4 класса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
[ Скачать с сервера (114.0Kb) ] 18.11.2014, 19:37

Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике в 4 классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе адаптированной программы для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, рецензированной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики ОмГПУ Четвериковой Т.Ю.
Целью программы является формирование элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
Рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:
 Совершенствовать и расширять познавательные и речевые возможности учащихся: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.
 Учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку.
 Учить учащихся осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах семи.
 Учить решать задачи на нахождение суммы и остатка в пределах семи.
 Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах семи.
 Учить писать цифры 1-7.
 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах.
 Решать задачи с помощью выполнения практических действий и с опорой на наглядность.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000г. №212, от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г. №49, от 18.08.2008г. №617, 04.09.2008 г.; от 10.03.2009г. №216);
3. «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
4. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II,VIII видов» на 2014-2015 учебный год, (приказ от 30.08.2014г. № 202-од).
Учебным планом рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Программой не предусмотрено проведение контрольных, практических и лабораторных работ. Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы, однако, эти виды занятий не могут стать ведущими, так как, даже научившись читать и писать, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности. Центральным звеном в общей системе работы с этой категорией учащихся являются занятия, гото¬вящие их к несложным видам хозяйственно-бытового и производственного труда, необходимым для их интеграции в общество.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в двух частях «Математика» (Часть 1, 2). Автор: Алышева Т.В., рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание, Москва «Просвещение», 2011г.
Ключевая идея курса заключается в формировании интереса к математике, в овладении учащимися математическими знаниями, умениями и навыками. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.
Уроки математики проводятся 4 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу¬ществлении дифференцированного и индивидуального под-хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра¬ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни¬ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории.
Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Новизна данной учебной программы. Она ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (развитие речи, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально – регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
На основании устава муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил»/ «не усвоил»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения. Промежуточная аттестация в соответствии с уставом образовательного учреждения не проводится.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: aliyusha75 | Теги: Цифры, величины, задачи., числа
Просмотров: 2169 | Загрузок: 218 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА