Понедельник, 20:07 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по изобразительному искусству для класса
[ Скачать с сервера (33.8Kb) ] 19.02.2015, 13:16

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе социальной реабилитации для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе модифицированной программы для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, рецензированной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики ОмГПУ Четвериковой Т.Ю., а также в соответствии с образовательной программой МКС(К)ОУ С(К)ОШ и следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Модифицированной программы для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, рецензированной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики ОмГПУ Четвериковой Т.Ю. (Утверждено приказом МКС(К)ОУ С(К)ОШ от 31.08.2013г №237-од).
3. Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II; VIII видов» муниципального образования город Ноябрьск от 28.05.2012г. №223-од.
4. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
5. Учебный план класса социальной реабилитации.
Учебным планом рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Учитывая особенности развития детей данной категории, на уроках изобразительного искусства с формированием навыков изобразительной деятельности у учащихся развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки. Программой не предусмотрено проведение контрольных, практических и лабораторных работ.
Цель изучения предмета: стимулирование и развитие «графической активности», формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, пробуждение желания самим участвовать в изобразительной деятельности.
Задачи:
 Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.
 Продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий.
 Продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы.
 Учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно.
 Закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный.
 Продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина.
 Учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа).
 Продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий).
 Продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа.
 Учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами.
 Закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками.
 Учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти.
 Закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек.
 Прдолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании.

Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование в 3 классе направлено на решение следующих задач: учить проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме: раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.
Рисование с натуры направлено на решение следующих задач: учить детей по возможности правильно располагать изображение на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.
Рисование на темы направлено на решение следующих задач: учить; передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета; работать над обогащением зрительных представлений учащихся
Беседы об изобразительном искусстве способствуют решению следующих задач: узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
В силу разнородности состава класса по степени интеллектуального нарушения содержание рабочей программы составлено в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся.
Ключевая идея курса заключается в формировании и обогащении чув¬ственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), явля-ющегося необходимой предпосылкой развития познаватель¬ной деятельности школьников.
Специфика курса коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Уроки изобразительного искусства при правильной их по-становке оказывают существенное воздействие на интеллек¬туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ¬ствуют формированию личности ребен¬ка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек
Новизна данной программы определяется тем, что учитываются индивидуально – психологические особенности учащихся, подбираются методы и формы работы для каждого из них.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу¬ществлении дифференцированного и индивидуального под¬хода.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методы и приемы:
 совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;
 действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
 действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
 выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
 предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
 соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
 наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;
 обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
 использование рисунков в процессе других уроков (математики, чтения, и др.).
Уроки преимущественно проводятся в игровой, зани¬мательной форме. Программой предусмотрено использование различных дидактических пособий: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной вели¬чины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М.Монтессори) технологий.
Промежуточная аттестация в соответствии с уставом образовательного учреждения не проводится.
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально – регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
На основании устава муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил»/ «не усвоил»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся

При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки.

Предполагаемые знания и умения

 Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
 Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
 Различать и называть цвета;
 Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка;
 Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; объединять предметы по признаку формы;
 Создавать декоративные рисунки по образцу;
 Размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький);
 Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;
 Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;
 Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
 Пользоваться трафаретами;
 Участвовать в выполнении коллективных изображений.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: aliyusha75 | Теги: рисовать., Штриховать, обводить
Просмотров: 564 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА