Понедельник, 18:06 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса С(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида
[ Скачать с сервера (112.8Kb) ] 22.02.2014, 18:30
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе составлена на основе авторской программы «Русский (родной) язык» раздел «Чтение и развитие речи» для 3 класса В.В. Воронковой. (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010 год), в соответствии с образовательной программой МКС(К)ОУ С(К)ОШ и следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II,VIII видов» на 2013-2014 учебный год от 31.08.2013г. № 241-од.
3. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
В рабочей программе нашли отражение основные задачи изучения чтения и развития речи:
• научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
• осмысленно воспринимать прочитанное.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Книга для чтения». Авторы - составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева - Лунева. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Санкт - Петербург, Филиал издательства «Просвещение», 2009г.
Учебник указан в «Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год» (утверждён приказом № 1067 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г.). Разрешён к использованию приказом по МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 142-од от 29.04.13г. Данный учебник по своему содержанию в полном объёме соответствует учебной программе.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Программой не предусмотрено проведение контрольных, практических и лабораторных работ.

Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения; понимание, осмысление и пересказ содержания рассказов, сказок.
Задачи:
 формирование у учащихся умения читать про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста;
 развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
 развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
 нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевая идея курса заключается в формировании грамотного читателя. Успешность обучения учащихся всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы навыки чтения. Поэтому чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Предмет «Чтение и развитие речи» в 3 классе готовит к осознанному восприятию красоты родной природы, приучает к постижению окружающего мира, развивает личность учащихся. У учащихся 3 класса продолжает формироваться навык сознательного правильного чтения, учащиеся постепенно переходят к чтению целы¬ми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании про¬читанного. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С 3 класса начинается систематическая работа по обучению чтению про себя. С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пере¬сказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального под¬хода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Она ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.

Виды контроля:
> текущий контроль (ответы на вопросы, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям)
> тематический контроль (по завершению изучения раздела, проверка техники чтения).
Типы урока:
1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
5. Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок.

Выполнение национально-регионального компонента (НРК) будет осуществляться за счёт включения в содержание уроков сведений о жизни и быте народов, проживающих на территории ЯНАО, об особенностях природы и труда людей нашего края. Вышеуказанные сведения планируется включать в содержание бесед, проводимых в процессе работы со словами словарного значения и при работе с содержанием отдельных текстов, содержащих элементы НРК в соответствии с программным материалом. Количество часов, в содержании учебного материала которых будут использоваться элементы национально-регионального компонента (НРК), составляет 17 часов. Из них:
 в 1 четверти - 5 часов;
 во 2 четверти - 4 часа;
 в 3 четверти - 4 часа;
 в 4 четверти - 4 часа.

Промежуточная аттестация проводится в форме проверки техники чтения. Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения выставляются за каждую четверть. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.