Среда, 11:24 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Пути повышения эффективности процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
11.04.2013, 13:49
Как известно, лица с умеренной умственной отсталостью имеют системные нарушения познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, проявляют неспособность к самостоятельной жизни, требуя постоянного надзора и опеки, что делает проблему оказания им специальной помощи весьма актуальной. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми навыками, то есть могут быть в определенной степени интегрированы в общество.
Под влиянием исследований, открывших большое развивающее и корригирующее значение обучения (Л.В. Занков, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова), выдвинут и теоретически обоснован принцип коррекционно-развивающего обучения, установлена целесообразность слияния коррекционной работы с учебным процессом. Во многих случаях в работе с умственно отсталыми детьми подходят «тренировки», в основе которых лежит учение об условных рефлексах. Роль механических моментов в воспитании этих детей довольно значительна, но еще Л.С. Выготский указывал на то, что «умственно отсталый ребенок, овладевающий начатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда, должен и может получить от воспитания нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков». Необходимо развивать познавательную деятельность детей, обучение должно быть направлено не только на передачу детям готовых знаний и умений, но и на формирование у них хотя бы элементарных умений ориентироваться в новых задачах. Развитие познавательной деятельности детей положительно сказывается на их эмоционально-волевой сфере, личностных качествах.
Необходима системность коррекционно - воспитательного процесса, так как психическая структура при недоразвитии интеллекта представляет собой необычайно сложную и весьма противоречивую мозаику отношений между сенсорными и мыслительными процессами, первичными и вторичными нарушениями; не может быть какого – либо единого отклонения вне связи с другими отклонениями, изменения одного свойства вне изменения других.
По мнению И.Г. Ерёменко компонентами системы коррекционных воздействий на учащихся является:
* единство педагогических и медицинских воздействий на воспитуемых
* согласованность воспитательных воздействий на каждого воспитуемого со
стороны педагогического и медицинского персонала и коллектива учащихся
* соблюдение последовательности и преемственности в коррекционно-воспитательной работе
* строгое соблюдение охранительно – педагогического режима в школе и семье. Коррекция в процессе обучения должна осуществляться целостно, то есть «адресоваться ко всей личности в целом с учетом её ядерного признака» (И.Г. Ерёменко).
Особое внимание в процессе обучения младших школьников с умеренной умственной отсталостью следует уделять принципу воспитывающего характера обучения. В ходе учебного процесса необходимо детей приучать к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должно стать для учеников потребностью, привычкой. Воспитание детей с интеллектуальным недоразвитием можно осуществлять с помощью метода внушения. По мнению В.П. Кащенко, «одна из особенностей детской психики, не зависящая от уровня их интеллекта, - легкая внушаемость – даёт педагогу возможность вводить внушение в свою систему воспитания как один из важных факторов влияния на ребёнка и получать эффективные результаты в выравнивании поведения, прививать черты характера, желательные в его настоящей и будущей жизни»..
Обучение детей с умеренной умственной отсталостью должно идти на
основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами, учебная работа должна быть посильна для детей. Возможности развития у детей с интеллектуальным недоразвитием ограничены, но не надо учитывать только имеющийся уровень познавательных способностей учеников и приспосабливать к нему учебные задания, всемерно облегчая их. Ведь «под влиянием пессимистического взгляда на умственно отсталых детей происходит обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов которые ставит себе воспитание этих детей. Возникают минималистические тенденции, стремление свести воспитательные задачи по отношению к этим детям до возможного минимума, ограничить самым необходимым» (Л.С. Выготский). Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определённые трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.
В классах «Особый ребёнок» обучаются дети разных клинических групп, поэтому необходимо учитывать типологические особенности и потенциальные возможности каждого ребенка, чтобы для конкретного ученика определить содержание и объём заданий. Это позволяет осуществлять важнейший в процессе обучения детей с недоразвитием интеллекта принцип индивидуального подхода.
Особое внимание в работе с этими детьми следует уделять принципу практической направленности обучения. По мысли Л.С.Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». Поэтому коррекционно-воспитательная работа с детьми с умеренной умственной отсталостью должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, предметно – практическая деятельность и ручной труд, в процессе проведения этих занятий можно развивать речь, корригировать недостатки их мышления, психических процессов, формировать
целенаправленные движения и положительные эмоции.
Для повышения эффективности процесса обучения, работу с детьми с умеренной умственной отсталостью следует строить с учетом особых принципов, которые очень важны для категории этих детей. Прежде всего, это принцип расширения социальных связей. Дети испытывают большие трудности в усвоении общепринятых норм поведения, в овладении навыками общения, поэтому «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания» (Л.С.Выготский). Положительные привычки, способствующие интеграции детей в общество, необходимо вырабатывать методом многократных упражнений, предъявляемых требований. На занятиях надо создавать условия, вызывающие необходимость речевого общения детей. Принцип интегрированного обучения вытекает из необходимости возможно более разностороннего изучения предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включения изучаемых объектов в различные виды деятельности.
Следует всемерно расширять ограниченный опыт умственно отсталых детей, развивать их восприятие, умения устанавливать связи между предметами. Такое обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов. Необходимо расширять межпредметные связи. При реализации межпредметных связей в коррекционно – педагогической работе с детьми с недоразвитием интеллекта наибольший эффект даёт сочетание наглядных и практических методов обучения. Особое значение имеют экскурсии и игровая деятельность, выступающая одной из главных форм практического метода. При этом, учитывая недоразвитие интеллекта детей, на начальных годах обучения сначала их обучают игровой деятельности как таковой и лишь затем игра выступает как метод обучения.
Для улучшения обучения детей с умеренной умственной отсталостью необходима замедленность и повторность в процессе обучения. Одним из основных симптомов умственно отсталых детей является малая подвижность нервных процессов, что обусловливает замедленность их психических процессов – восприятия, запоминания, воспроизведения, мышления. В соответствии с этим обучение строится в замедленном темпе. Для умственно отсталых детей характерна слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность воспроизведения предъявленной информацией. Коррекция в этом случае осуществляется путем неоднократных предъявлений одних и тех же знаний, а также повторного обращения к раннее усвоенному материалу. Деятельность ребенка необходимо постоянно стимулировать, развивать его эмоционально – волевую сферу, познавательные процессы. Стимулы должны вызывать преимущественно позитивное эмоциональное отношение, поэтому весь процесс обучения детей с умеренной умственной отсталостью должен быть окрашен положительным фоном.
Таким образом, учитывая основную цель и принципы процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью, используя эффективные методы обучения, учитывающие своеобразие познавательной деятельности таких детей, варьируя формы занятий, можно создать условия для их успешной социализации.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: МариКош
Просмотров: 1372 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА