Суббота, 05:49 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Психолого – педагогический семинар "Ребенок - родители - помогающий специалист, как триединство «лечебной» педагогики».
[ Скачать с сервера (83.5Kb) ] 08.04.2013, 17:23
Учитель психологии,
педагог – психолог
Соколова Елена Юрьевна
Казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18» г. Омск

Психолого – педагогический семинар

Ребенок - родители - помогающий специалист, как триединство «лечебной» педагогики».

Важность «лечебной педагогики» заключается в том, что индивидуальный подход к ребенку осуществлялся с учетом специфики структуры аномального развития общего состояния, его здоровья, возраста и характерологических особенностей. Необходимо как можно раньше начинать лечебно-коррекционные и развивающие мероприятия, психотерапию семьи, где есть ребенок-инвалид, либо ребенок с проблемами в развитии. Наиболее продуктивным, на мой взгляд, в этом плане является триединство: ребенок – родители - помогающий специалист.
Ожидание родителями ребенка сопровождается всегда боязнью самого процесса родов, его осложнений и, что особенно важно, страхов из-за возможных дефектов у новорожденного. Обнаружение у младенца одного их синдромов, сопровождающегося недоразвитием, падает на период, когда родители и физически, и психологически крайне ранимы. Размеры семейной катастрофы всегда трудно предсказать. Родители иногда немедленно отказываются от малыша или стремятся устроить его в стационар, не учитывая той большей пользы, которую ему принесет семейное воспитание. В это время семья нередко обращается к врачу за советом, следует ли отдать ребенка на воспитание в специальное учреждение, и если да, то когда лучше это сделать. Именно врач может дать правильный совет, ориентируясь на психологическое состояние матери и межперсональные отношения в семье. В тех же случаях, когда имеется стойкое отрицательное отношение к ребенку, приходится рекомендовать специальное детское учреждение.
Однако этому поведению способствует и сама ситуация. У родителей часто не хватает информации о том, как будет складываться инвалидность у ребенка в будущем. Даже в наши дни при, казалось, бы, хорошем развитии медицины – профессионалы не могут сказать ничего определенного о перспективах развития инвалида.
А если ребенок остается в семье родители всегда стремятся обеспечить своему ребенку максимальную безопасность, чрезмерную защиту и опеку, что зачастую приводит к тому, что у ребенка отсутствует опыт решения возникающих проблем. Как правило, таким детям не хватает уверенности в себе, задерживается приобретение социальных навыков, что порой приводит к избалованности, эгоизму, лени.
Исследования последних десятилетий показывают, насколько особенности самого ребенка (например : отставание в развитии) могут изменять обычное поведение матери, что в свою очередь, усугубляет проблемы, и может провоцировать многочисленные трудности в развитии ребенка, в том числе поведенческие и эмоциональные. Часто возникающий «клубок» проблем мешает вычленить ведущую проблему. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, несомненно, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.
Поэтому работа с родителями остается основополагающей и актуальной.
Все вышесказанное обуславливает потребность комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей, родительско - детских и детско-родительских отношений (См Приложение).

Описание возможных эмоциональных реакций родителей ребенка — инвалида:

• Первое известие о диагнозе ребенка — это страшный удар «черный мешок, одетый на голову»:
• Человек не может сразу принять это известие — возникает отрицание всех сообщений о состоянии ребенка;
• Гнев на поставившего диагноз ребенку или на всех;
• Впереди неизвестность — возникает страх за будущее ребенка (первые месяцы самые страшные), страх быть отвергнутым обществом;
• Чувство вины — как результат высокой ответственности за состояние ребенка (могут усиливаться религиозные и мистические переживания);
• Смятение. Неспособность родителей принимать решения;
• Стремление к получению информации — частые конфликты со специалистами (родители и специалисты как бы находятся « на разной длине волны»);
• Разочарование — как результат несоответствия ожидания родителей, и того, что реально происходит с ребенком;
• Отвращение и неприятие ребенка;
• Отвержение ребенка (как самая глубокая форма отвержения, чаще скрытая — желание смерти своему ребенку — инвалиду).

Конкретные шаги родителям ребенка — инвалида:

• Ищите помощи от другого родителя, воспитывающего ребенка с подобными проблемами;
• Разговаривайте с другими людьми, со своими друзьями;
• Ищите точную информацию. Задавая вопросы, вы делаете первые шаги в понимании вашего ребенка. Изучайте терминологию;
• Найдите программы для обучения вашего ребенка. Ознакомьте с ними членов вашей семьи;
• Не бойтесь показать свои эмоции, слабости — проявление чувств не отрицает наличие силы;
• Принимайте жизнь такой, какова она есть, учитесь различать, какие вещи можно изменить, а какие нет. Сохраняйте позитивный взгляд на мир;
• Помните, что это ваш ребенок, его специфическое развитие не делает его более ценным или важным, чем он уже есть;
• Ребенок на первом месте, нарушение на втором;
• Помните, вы не одиноки. Время на вашей стороне.

Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический ) и внешний (социальный) тупик. С целью решения этой проблемы рекомендуются

Другие направления в работе с родителями

1. Проведение психологического - диагностического обследования семьи, воспитывающей аномального ребенка (См. Методики 1,2,3,4).
2. Разработка основных направлений психолого-педагогической коррекционной работы с родителями ребенка, имеющего отклонение в развитии.
З. Проведение психотерапевтических занятий с семьями.

Главная цель сотрудничества специалистов и родителей — это эффективная помощь ребенку. От этого во многом зависит его будущее!

М Е Т О Д И К А № 1.

Данная методика позволяет выяснить, от чего вы испытываете наибольший дискомфорт в семейных отношениях.

Вам предлагается ряд шкал, содержащих оценки от 0 до 7 баллов, сравнивая два полярных по смыслу качества. В каждом признаке отметьте, к какому из них ближе то состояние, которое Вы чаще всего испытываете в своей семье (можно галочкой или кружком).
Так, например, если Вы чувствуете себя абсолютно довольным, (это показатель 0 и 1).
Если же Вы, как правило, бываете совершенно недовольны, то это противоположное значение (7).
Итак, Вы отвечаете на вопрос: «Как вы чувствуете себя чаще всего в семье?»

1 Довольным 0 1 2 3 4 5 6 7 Недовольным
2 Спокойным 0 1 2 3 4 5 6 7 Встревоженным
3 Расслабленным 0 1 2 3 4 5 6 7 Напряженным
4 Радостным 0 1 2 3 4 5 6 7 Огорченным
5 Нужным 0 1 2 3 4 5 6 7 Лишним
6 Отдохнувшим 0 1 2 3 4 5 6 7 Усталым
7 Здоровым 0 1 2 3 4 5 6 7 Больным
8 Смелым 0 1 2 3 4 5 6 7 Робким
9 Беззаботным 0 1 2 3 4 5 6 7 Озабоченным
10 Хорошим 0 1 2 3 4 5 6 7 Плохим
11 Ловким 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуклюжим
12 Свободным 0 1 2 3 4 5 6 7 Занятым

Подсчет результатов ведется по трем группам.
1. Шкала - вопросы 1,4,7,10 – общая удовлетворенность отношениями в семье.
2. Шкала – вопросы 2,5,8,11 – нервно-психическое напряжение.
3. Шкала - вопросы 3,6,9,12 – тревожность.
Определите сумму баллов, набранную Вами по каждой из групп.

1 группа: общая удовлетворенность отношениями в семье.
Чем ниже полученное значение, тем более вы удовлетворены отношениями с в семье. Состояние общей неопределенности достигается тогда, когда сумма баллов в этой группе превышает 26. При этом показатели внутрисемейные отношения причиняют вам больше огорчений, чем радости. Поэтому ваше состояние весьма дискомфортно, сопровождается рядом негативных переживаний, общим снижением жизненного тонуса, что часто приводит к агрессии. Обратите внимание6 не перехватываете ли вы инициативу в нанесении неприятностей другим членам семьи, в особенности тому, кого вы считаете основной причиной своей неудовлетворенности.
При более низких показателях (ниже 26 баллов) проявляется так называемая скрытая неудовлетворенность. Она сопровождается ощущением монотонности, беспросветности жизни, ее бесцветности, скуки, ностальгическим воспоминаниям о былых временах. И достаточно самого незначительного происшествия, чтобы произошел эмоциональный взрыв с взаимными обвинениями и упреками. Помните6 от бесполезных ссор и скандалов основной источник неудовлетворенности не устраняется, но отношения в семье становятся все более невыносимыми.
2 группа: нервно-психическое напряжение.
Показатель выше 27 баллов означает, что нервная нагрузка, которая достается на вашу долю, непомерно велика. Вы практически лишены возможности расслабиться, почувствовать себя свободно и раскованно. Источником нервно – психического напряжения чаще всего являются ситуации блокирования жизненно важных чувств, мотивов, потребностей.
Типичные варианты подобных ситуаций:
• Ощущение постоянного психического давления, восприятия положения в семье как трудного или безвыходного;
• Расхождение между нормами поведения, диктующими определенные правила, и теми чувствами, которые один член семьи может испытывать по отношению к другому(например ребенок любит чрезмерно строгого отца или мать, тянется к ним, и одновременно боится их);
• Необеспечение определенных потребностей членов семьи (во взаимодействии, в сочувствии, в информированности);
• Создание или воспроизведение внутреннего конфликта у того или иного члена семьи (так от ребенка могут одновременно требовать и полного подчинения, и инициативы, и самостоятельности, при этом наказывая за промахи и поступки);
• Создание напряженности в семье, когда один из ее членов периодически возбуждает у другого определенное стремление к чему-либо, а затем ставит перед фактом невыполнения, чтобы впоследствии опять повторить весь цикл. (например, ребенку обещают, что если он будет хорошо учиться, ему на день рождения подарят собаку. Однако обещание под разными предлогами не выполняется. Но ребенку опять говорят, что вот в следующий раз он обязательно получит желаемое).
3 группа: тревожность.

Уровень тревожности считается высоким, если сумма показателей превышает 26 баллов. Это свидетельствует о том, что человек живет в ожидании негативного отношения со стороны окружающих, постоянно прогнозируя неприятности. Стабильное состояние психического дискомфорта выражается через разные страхи, опасения, которые могут, затрагивать все сферы семейной жизни6 тревога за состояние здоровья ее членов, предсказание неприятностей, предчувствие разных катастроф. Причем ощущение своей незначимости нередко не совпадает с объективно занимаемой в семье позицией и своей активной ролью в ее жизнедеятельности

М Е Т О Д И К А № 2.

Данная методика поможет Вам определить, умеете ли Вы контролировать свое поведение во взаимоотношениях, т.е. можете ли сдерживать свои чувства, управлять настроением, чтобы не оказывать отрицательного влияния на участников общения.

Ответьте «ДА», если согласны с утверждением, и «НЕТ» - если не согласны. Обратите внимание, что ответов типа «НЕ ЗНАЮ, или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ» не предусмотрено.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь к себе внимание и позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, что есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. 6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-другому.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях между людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть люди.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по 1 баллу за каждый ответ «НЕТ» в 1,5,7 утверждениях, и по 1 баллу за ответ «ДА» - на все остальные. Подсчитайте сумму всех баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, пожалуй, можно сказать, следующее:

0-3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение однообразное, и вы не считаете нужным его изменить в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении и совершенно не может скрывать своих чувств и эмоций. Некоторые считают вас «неудобным» в общении именно из-за вашей негибкости и прямолинейности.
4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, не сдерживаетесь в своих эмоциональных проявлениях. Но, может быть, вам следует больше считается в своем поведении с другими людьми.
7- 10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль, вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Судить по внешнему виду о вашем внутреннем состоянии нельзя – вы весьма искусно скрываете свои чувства и эмоции. Однако вам следует проконтролировать, не слишком ли вы увлекаетесь игрой, импровизированием, не начинаете ли вы манипулировать собеседниками, не подчиняете ли вы живые человеческие отношения придуманному вами сценарию.
Эта методика показывает, насколько вы умеете владеть собой, можете ли вы не выплескивать раздражение в лицо другому человеку, что особенно важно в семейных отношениях.
Однако полезно знать, что возбуждение, возникающее вследствие неудовлетворенных межличностных конфликтов и загоняемое усилием воли вовнутрь, небезвредно для организма.
Постоянное сдерживание себя, подавление эмоциональных реакций нередко приводит к развитию психосоматических заболеваний, способных поражать все жизненные системы организма (нервную, сердечно-сосудистую, эндокринную и т.д.)
Вот и получается, что от вашей несдержанности страдают либо окружающие, либо вы сами!!!
М Е ТО Д И К А № 3

Вам необходимо что-то рассказать мужу (сыну, дочери). Ничего не выходит: он читает или смотрит телевизор. Можно, конечно, прервать его занятие, но все равно кто- то к вам будет невнимателен. Как же быть?
Прочтите предлагаемые варианты решения ситуации и выделите два наиболее близких вам, к которым вы прибегли бы в таком случае.

1. Тоже возьму газету и сяду читать.
2. Начну разговаривать с ним, пока он не догадается отложить газету.
3. Скажу, что невежливо не обращать на меня внимания.
4. Спрошу, о чем он читает с таким увлечением. Не ответит — повторю вопрос.
5. Выйду из комнаты в первой с ним не заговорю. Когда он сам ко мне обратится, скажу, что о нем думаю.
6. Решу: «Пусть читает на здоровье» — и займусь своим делом.
7. Попрошу почитать вслух или рассказать мне о прочитанных новостях.
8. Скажу, что нам необходимо поговорить, когда он закончит читать.
9. Поставлю вопрос ребром: «Что надо сделать, чтобы ты уделял мне внимание?»
10. Спокойно объясню: я не против чтения, но и мне же нужно внимание.
11. Очень вежливо и осторожно сложу его газету и скажу: «Послушай меня...»
12. Начну говорить с Ним на тему, которая его наверняка заинтересует. А когда завладею его вниманием, перейду к нужному мне вопросу.
Все решения оцениваются баллами следующим образом.
Номера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Баллы 3 1 0 2 0 3 7 4 0 4 2 6
Итак, вы выбрали два наиболее типичных для вас решения. Сложите соответствующие им баллы. Если вас устроило только одно решение, удвойте соответствующее ему число баллов.
9 баллов и более. Пожалуй, вы выбрали наиболее оптимальные варианты. Вы сумели так подойти к собеседнику, что он естественно, без обиды вступает с вами в диалог.
4 - 8 баллов. Вы не скрываете обиды, делаете это в резкой форме. Наверное, было бы лучше спокойно выяснить, почему ваш собеседник так невнимателен к вашим словам: Что это — равнодушие или бестактность? А может, сопротивление вашему категоричному вмешательству?
З балла и менее. Вы требуете, чтобы при первом же вашем слове окружающие немедленно бросали все свои дела. И чаще всего не достигаете желаемого. Вам, как никому, нужно помнить о том, что доброе, ласковое слово способно скорее растопить лед отчуждения, чем брань и грубость.
Главным критерием семейных отношений, свидетельствующим о положительных результатах работы родителей над собой, должно стать эмоциональное благополучие ребенка. А выявить его можно с помощью достаточно простой методики, цель которой получить интегральную оценку семейных отношений в сознании ребенка.

М Е Т О Д И К А № 4
Ребенку предлагается нарисовать свою семью. Желательно, чтобы заданию предшествовал соответствующий игровой настрой у ребенка (рисование сюжетных картинок). Тогда новое предложение воспринимается им как продолжение игровой ситуации. Необходимо помнить, что информационная ценность рисунка во многом обеспечивается неопределенностью задания (нельзя уточнять, например, перечисляя всех членов семьи, кого именно должен нарисовать ребенок).
В рисунке анализируют:
1) последовательность изображения членов семьи: первыми дети обычно рисуют тех, кто является для них наиболее значимым, а последними — негативно оцениваемых (ребенок как бы отодвигает неприятные ощущения, связанные с образом того или иного человека);
2) пространственное расположение членов семьи: значимые для ребенка близкие изображаются в центре, размещение же остальных на определенной дистанции друг от друга свидетельствует о сложившихся взаимоотношениях, Чем дальше расположены друг от друга члены семьи, тем сильнее неприязнь (связь между ними расценивается ребенком как нежелательная);
З) пропускание: если есть скрытый конфликт, то нежелательный член семьи может быть не нарисован, «неосозоаваемо забыт» (например, если ребенок испытывает
чувство ревности к брату или сестре, он, не осознавая этого, не включает их в рисунок);
4) отличия фигур, изображающих членов семьи, в формах, пропорциях: если ребенок рисует себя в иных масштабах, чем других, то это часто отражает его ощущения своей значимости (чем больше размер, тем выше чувство собственной значимости); если нарушение пропорций в сторону увеличения касается изображения других членов семьи, то это выражает восприятие ребенком их доминантности (подавления всех остальных);
5) схематичность или декорированность фигур: если самая большая в рисунке фигура изображена схематически, не декорирована, то это указывает, что значимость данного лица во внутрисемейных отношениях не подкреплена положительными чувствами ребенка (доминирование на основе подавления, вызывающего напряжение, отрицательное отношение); если фигура тщательно декорирована, то это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим;
6) несовпадение изображения с реальной структурой семьи: чем больше несовпадений, тем выше неудовлетворенность существующей ситуацией внутрисемейных отношений. Об этом же могут свидетельствовать и отказ ребенка от выполнения задания, и его трансформация (рисование людей, не связанных с семьей).
Кроме того, анализируя рисунок ребенка, необходимо обратить внимание на следующее:
Изображение на рисунке туч, дождя или солнца, расположение членов семьи по линии основания листа связано у ребенка с чувством неудовлетворенности, отверженности. Изображение членов семьи с соединенными руками или объединенных в общей деятельности свидетельствует о психологическом благополучии, восприятии семьи как сплоченной целостности.
Общий масштаб рисунка характеризует особенности самого ребенка: большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети, тогда как очень маленькие фигуры появляются обычно на рисунке ребенка, которому присуще чувство тревоги, неудовлетворенности.
Незаконченность рисунка, нарушение пропорций, пропуск у отдельных членов семьи существенных частей тела также говорят о внутренних переживаниях ребенка (например, если у негативного персонажа большие глаза, это отражение уверенности ребенка в его информированности, проницательности; если большими нарисованы руки, это свидетельство силы и т. д.).
Если ребенок начинает рисунок с солнца, мебели, деталей, то это часто показатель внутренних негативных переживаний (стремление отсрочить, отодвинуть неприятное задание во времени).
Тесты, подобные этому, широко применяются в психологии. Их ценность в том, что они позволяют получить информацию, не диагностируемую другими способами, — о неосознанных или малоосознаваемых переживаниях. Полная интерпретация подобных тестов требует большой методической подготовки и может выполняться только специалистами. Однако, пользуясь приведенными выше основными параметрами анализа, родители и педагоги смогут получить весьма ценные для себя сведения об эмоциональном благополучии ребенка в семье, об особенностях восприятия им внутрисемейных отношений. Важно только помнить, что полученные сведения, как бы неприятны они ни были, не должны являться предметом разбирательства между вами и ребенком. Потому что, например, вопрос: «Почему ты так плохо нарисовал меня?» (кого-либо) — может стать для ребенка источником психической травмы, так как ставит его перед необходимостью разобраться в том, что ему не под силу. Поэтому итоги этого задания (как, впрочем, и всех остальных) следует использовать только для осознания ситуации и внесения корректив в собственное поведение, но никак не для выяснения отношений с ребенком.
«Два дома».
Определение приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми лицами(в красном домике со мной будут жить …………; в другом домике останутся).
«Лесенка для меня (ребенка).
Определение предпочтений ребенка в его социальных контактах («Давай с тобой нарисуем лесенку: (кого ты поставишь на первую ступеньку, с кем тебе больше всего хочется и нравится общаться, потом на вторую, и .т.д. Чем ниже ступенька, тем ниже ценность человека и его авторитет). В этой методике обязательно нужно задать вопрос, почему ты поставил того или иного человека на ту, или иную ступеньку?

Приложение

Схема изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

1. Состав семьи : полная, неполная, родители в разводе (нужное подчеркнуть, отметить)
ФИО ребенка………………………………………………………………………………. возраст……………………………………………………………………………….
2. Материальное благосостояние семьи (нужное подчеркнуть, отметить):

-проживает ли в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной квартире, отдельном доме (указать чьи бабушка и дедушка проживают с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии;
Работающие члены семьи:
Отец
Мать
другие члены семьи.
-оформлена ли инвалидность на ребенка, получает ли пенсионное пособие.
-кто является опекуном ребенка:
Мать
Отец
Родственник (указать ФИО, профессию, место работы)……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
средний достаток семьи (выше или ниже прожиточного минимума в расчете на одного человека).
Имеются ли в семье транспортные средства………………………………………
Есть ли в семье другие инвалиды…………………………………………………..
3. Социально-культурный уровень членов семьи.
3.1образование (указать профиль полученного образования – гуманитарное, педагогическое, дефектологическое, техническое)
Отец Мать
Высшее
Среднее специальное
Среднее
3.2 кем работает (указать должность)
Отец…………………………………………………………………………………
Мать…………………………………………………………………………………
4. Особенности отношения по наблюдению (нужное подчеркнуть, отметить):
4.1 Во время консультации отец мать поведение :
Корректное
Некорректное
(в чем проявляется)
Скрытен
Тревожен
Держит дистанцию
Склонен к конфликтам
Стремится к контакту
Другое
4.2 отношения в семье (с точки зрения каждого из родителей)
Отец Мать
Конфликтные
Отчужденные
Псевдосолидарные
Адекватные
Гармоничные

Анкета для родителей.

1. ФИО РОДИТЕЛЕЙ
мать……………………………………………………………………………………………
отец……………………………………………………………………………………………
2. ФИО ученика…………………………………………………………………………………
3. Состав семьи (полная, неполная, отчим, мачеха, бабушка, дедушка) Нужное подчеркнуть.
4. Есть ли другие дети в семье (пол, возраст)………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………
5. Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка?
(мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи ) Нужное подчеркнуть.
6. Были ли осложнения при беременности и родах ребенка? (осложнения какого рода?)……………………………………………………………………………………………
7. Страдает ли ребенок хроническими заболеваниями? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Состоял ли ребенок на учете у невролога, психиатра? С какого возраста, и с каким заболеванием?
........................................................................................................................................................................................................................................................................................
9. Посещал ли ребенок детский сад? ДА НЕТ (Подчеркнуть)
С какого возраста………………………до какого возраста……….. Реакция ребенка на детский сад: испугался, переживал, проявлял интерес, плакал, не отпускал родителей. Нужное подчеркнуть.
10. Тип поощрения в семье (словесное, подарок).Укажите, если есть другое…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
11. Тип наказания в семье (осуждение, лишение удовольствия, физическое воздействие)
Укажите, если есть другое…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
12. Назовите три любимых занятия ребенка……………………………………………………............................................
………………………………………………………………………………………………
13. Есть ли у Вашего ребенка друзья ? ................................. Приходят ли они к Вам в дом? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
14. Как ребенок с ними играет, общается?......................................................................................................................................................................................................................................................................
15. Какие занятия предпочитает Ваш ребенок? (подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные)…………………………………………………………………………………….
16. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы бы хотели отметить? ..............................................................................................................................................................................................................................................................................

Ваши пожелания учителям, классному руководителю, воспитателю………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Использованная литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника [Текст]/М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. - 212 с.
2. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий [Текст]/ Г.В. Бурменская. // Вопросы психологии. 2002.- №2. –С.30-35
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р. Битянова. М.:Совершенство,1997.-298 с.
4. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников [Текст]/ А.Я.Варга. //Семья в психологической консультации / Под научной ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: 1999.-87 с.
5. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога – дефектолога [Текст]/Т.Б. Епифанцева и др. –Издание 4 – -Ростов на Дону: Феникс, 2008.-564с.
6. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румага Н.Ф., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика [Текст]/ И.А. Зайцева, В.С. Кукушкин, Г.Г. Ларин, Н.Ф. Румага, В.И. Шатохина. /Под научной ред. В.С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование».- Ростов н/Д.: «МарТ», 2002.-248 с.
7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст]/Н.Я. Семаго. // Дефектология. – 2000. - №1 – 66-75 с.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я.. - Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст]/ М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-336 с.
9. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе» Социализация детей с нарушениями интеллекта.- 2-е изд., перераб. и дополн.- СПб.:Речь, 2005.-477с.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: elena-sokolova-2111
Просмотров: 763 | Загрузок: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА