Пятница, 12:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Программа "Рука к руке"
[ Скачать с сервера (307.3Kb) ] 20.11.2015, 05:30
«Рука к руке»

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-14 ЛЕТ

Пояснительная записка

В настоящее время распространение агрессивных проявлений в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность. Формы нарушения поведения обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений с интеллектуальной недостаточностью в основном такие же, как у учеников массовых школ (отказы от учебы, нарушения школьной дисциплины и правил поведения в общественных местах, воровство и другие нарушения). Все это служит доказательством проявления в их поведении такого качества, как повышенная агрессивность.
Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с ОВЗ с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, незрелость волевых актов, инертность психических процессов, внушаемость, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент и другие) и характером поражения коры головного мозга (форма олигофрении).
Большое количество умственно отсталых подростков находится в проблемных семьях с отрицательным средовым фактором. Подростковая агрессивность - чаще следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Особенно ярко агрессивное поведение как проявление неприспособленности ребенка с ОВЗ к социальной среде проявляется в возрасте от 11 до 14 лет. Оно выражается в семейных конфликтах, в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской опеки учащихся, и в других случаях. Можно заметить, что в младшем возрасте поведение напрямую связано с ситуационными факторами, и не критичностью в отношении поведения окружающих ребенка людей.
1. Формы проявления агрессивности у умственно отсталых подростков, как правило, бывают следующие:
2. Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности, связанные с учебной деятельностью.
3. Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения и др.).
4. Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.
5. Реакция протеста на трудности во взаимоотношениях.
6. Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.
7. Проявление групповой солидарности.
8. Становление самоутверждения
Агрессивное поведение детей ОВЗ с умственной отсталостью по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер (нарушение тишины, возражения старшим, стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порча общественного имущества). При этом подростки внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно реагируют на него, причем даже возможное впоследствии наказание ими расценивается как несправедливое, так как сам подросток не знал, как разрешиться эта ситуация.
Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых.
Наблюдая агрессивное поведение ребенка, взрослые, как правило, стремятся подавить у него желание ударить, отобрать, сказать что-то обидное другому. Загоняя внутрь непонятные детские проблемы, стоящие за их агрессивными проявлениями, это не столько способствует искоренению агрессии, сколько создает условия, ухудшающие психологическое самочувствие ребенка и систему его отношений с миром: возрастает риск нарушения нервно-психического развития, закрепляется враждебное самозащитное поведение, формируются нежелательные черты характера, возникают проблемы в межличностных отношениях. С возрастом такое поведение может усугубиться и перейти в асоциальное, поэтому очень важно как можно раньше начать коррекционную работу, заключающуюся в том, чтобы научить ребенка понимать свои проблемы и содействовать их решению.
Когда возникновение агрессивных реакций неизбежно, детям необходимо помочь найти приемлемые способы их выражения. Не находя выхода вовне, агрессия скапливается. Поэтому задача взрослого – помочь ребенку осознать свои переживания, научиться освобождаться от негативных эмоций и снимать психоэмоциональное напряжение. Позитивный открытый диалог с ребенком является основным средством переработки болезненных переживаний, помогает лучше понять конфликтную ситуацию, вызывающую агрессию. Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Программа «Рука к руке» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми 10-14 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья с интеллектуальной недостаточностью.
Цель программы: предупреждение и коррекция агрессивного поведения детей; развитие способности к самоконтролю в социальной ситуации.
Задачи:
- обучение ребенка приемлемым способам выражения негативных эмоций;
- обучение детей техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями;
- развитие осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей;
- формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях и развитие навыков эффективного общения со сверстниками и взрослыми;
- выработка у детей и подростков положительных черт характера, способствующих луч¬шему взаимопониманию при общении;
- развитие у детей и подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на ана¬лиз собственного поведения и поступков окружающих людей;
- снижение уровня личностной тревожности.
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с детьми с отклонениями в развитии имеет свои особенности. На начальных этапах индивидуальная консультативная работа с подростком является более эффективной. После диагностики семейных отношений должна следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Консультативную работу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями.
При организации процесса консультирования, в ходе которого проводится коррекция агрессивного поведения подростков, необходимо учитывать зону и содержание конфликта, которые определяются в беседе с ребенком, а также с помощью проективных рисунков, неоконченных предложений. В индивидуальных занятиях можно использовать игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, овладевая другими вариантами своей реакции на происходящее. Коррекция проявлений агрессивного поведения детей направлена на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств (упражнение «Ругаемся овощами»); на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива (упражнение «Путаница», «Ковер мира»); на снятие эмоционального напряжения, агрессии, двигательной активности (упражнение «Разозлились - одумались» и т.п.).
Эффективность программы отслеживается путем диагностического обследования, проводимого до начала и по окончании реализации программы. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
- оценку детей классным руководителем, родителем (анкетирование и наблюдение)
- оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (методики «Несуществующее животное», «Кактус», опросник Басса-Дарки, «Hand-тест», «Незаконченные предложения»).

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

1. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера).
2. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
3. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
4. Чтение художественных произведений.
5. Беседы.
6. Мини-конкурсы.
7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
8. Импровизации.
9. Сочинение историй.
10. Дискуссии.
11. Свободное и тематическое рисование.
12. Аутотренинг (с использованием записей релакса¬ционной музыки).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕ-КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП

Каждая коррекционно- развивающая группа состоит из 8-10 детей. Группы не составляются по какому-то одному признаку (только агрессивные, только с недоразвитием речи и т. п.), напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе.
В журнале кратко фиксируется причина участия того или иного ребен¬ка в занятиях, что в дальнейшем помогает при планировании игр, определе¬нии основных воспитательных и психотерапевтических целей для данной группы в целом.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в изолированном помещении, где есть возможность свободно передвигаться, с группой участников из 8-10 человек. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Программа рассчитана на 15 занятий.
Противопоказаниями для посещения групп явля¬ются тяжелая степень умственной отсталости, тяжелые фор¬мы заикания, психотические состояния.

Структура занятия

№ Элементы Комментарий
1.
Вступительная часть:
Ритуал приветствия.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры).
Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу груп¬пового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
2. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, на-правленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание си-туаций, этюды, групповая дискуссия).
Приоритет отдается многофункциональным техникам, на-правленным одновременно на развитие познавательных про¬цессов, формирование социальных навыков, динамичес¬кое развитие группы. Важен порядок предъявления уп¬ражнений и их общее количество.
Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофи¬зического состояния ребенка: от подвижного к спокойно¬му, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Упражнения располагаются в порядке от сложного к про¬стому (с учетом утомления детей)
3. Заключительная часть
Рефлексия занятия – оценка занятия. Арттерапия, беседа.
Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Тематический план работы

№ Занятие Цель Оборудование
1 «Знакомство» создание положительного эмоционального фона, повышение уровня групповой сплоченности и принятия детьми друг друга. для каждого ребенка альбомный лист, цв. карандаши, ножницы, мячик, 2 листа ватмана (кусков обоев) для написания правил и для упражнения "Солнышко в ладошках"
2 «Познаем себя» раскрытие своего «Я», повышение сплоченности группы, формирование умения замечать положительные качества друг в друге и говорить об этом, снятие нервно-психического напряжения. цв. карандаши, листы А4 для каждого ребенка
3 «Я в глазах людей» осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира, признание права другого быть непохожим на нас, развитие уверенности, доверия друг к другу, навыков общения. стулья и листы А4 по количеству участников.

4 «Мир эмоций» понимание собственного эмоционального мира и чувств других людей, обучение ребенка приемлемым способам выражения негативных эмоций, снятие псмхоэмоционального напряжения. листок со схематическим изображение человеческого тела для каждого участника и карандаши синего, красного, желтого и черного цвета много листов бумаги и простые карандаши.
5 «Рычи, лев, рычи» развитие умения «выплескивать» накопившийся гнев в приемлемой форме, снятие агрессивного поведения и негативных эмоций, развитие способности понимать эмоциональное состояние друго¬го человека и адекватно выражать свое. полотенце, цв. карандаши, лист А4 для каждого ребенка, много газетных листов для игры «Бумажные мячики».
6 «Разозлились - одумались»
обучение ребенка приемлемым способам выражения негативных эмоций, осознание собственного эмоционального мира и других людей, обучение детей техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.
несколько кругов из газеты или обоев, палка.

7 «Мое поведение» познакомить с разными стилями поведения, учить детей сопереживать, сочувствовать друг другу.

ватман, карандаши на каждую пару детей; записки, треть которых с надписью «волк», треть – «коза», треть – «козленок».

8 «Дружба и вражда»
развитие способности анализировать причины и следствия своего агрессивного поведения. акварель, кисточки, альбомные листы для каждого ребенка, мяч, маска тигренка.

9 «Что нам мешает в общении»
дать представление о трудностях в общении, развитие у детей и подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на ана¬лиз собственного поведения и поступков окружающих людей; следы из бумаги
10 «Обида»
объяснить учащимся понятие «обида»», отработать навыки правильного реагирования на агрессивное поведение и справляться с своими эмоциональными реакциями. карточки с фразами, цветные карандаши и альбомные листы для каждого ребенка
11 «Приносит ли агрессия пользу?»
дать понятие детям о сильной личности, формировать адекватное отношение к агрессивному поведению. мяч, текст «Притчи о змее»,.
12 «Жизнь без конфликтов»
развитие навыков конструктивного общения, развитие умения договариваться, принимать мнение другого, уступать, приходить к общему мнению.
кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций (алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное), газетный лист.
13 «Учимся общаться»
развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватных способов ухода от манипуляции, развитие уверенности в себе, внимания друг к другу и социального до¬верия, обучение приемам релаксации.

1 ч. ложка соли, с 1 ч. ложкой муки, 2 ч. ложки растительного масла, немного воды, посуда для замешивания краски для каждого ребенка, цветная гуашь, повязки, ключ, монета.
14 «Пойми меня» обучение навыкам общения и сотрудничества, подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. карандаш и лист А4 для каждой пары детей, повязки, парные карточки с названиями животных.
15 «Сердце группы» формирование чувства близости с другими людь¬ми, укрепление эмоциональных контактов, взаимопо-нимания и доверия, дать понятие «толерант¬ности», снятие нервно-психического напряжения. мягкая игрушка сердце большой рисунок сердца, гуашь и кисточки, клубок ниток, шкатулка, неболь¬шое зеркало круглой формы, веселая музыка.

Список используемой литературы

1. Генри Паренс. Агрессия наших детей. М., 1997.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку? Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000 .
3. И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М., 2008.
4. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2004.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2002.
7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М., 2004.
8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
9. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели¬верстова. М., 2003.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т 1,3. М., 1998.
11. Хейм Дж. Джинотт. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М., 2001.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
13. Шмидт В.В. и В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М., 2005.
14. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». Ростов-на-Дону, 2004.
15. Семенюк Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам – М., 1991.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Dian4ka
Просмотров: 396 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА