Вторник, 04:36 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Программа по половому просвещению "Когда девочка взрослеет"
[ Скачать с сервера (85.9Kb) ] 21.02.2015, 13:17

Введение
"Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать его так, чтобы
он был счастливым, можно".
А.С.Макаренко

За последнее десятилетие, как в нашей стране, так и в городе, резко изменилось сексуальное поведение молодых людей. возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем.
 Нежелательная беременность;
 болезни, передаваемые половым путём, включая СПИД;
 половые преступления.
Раннее начало половой жизни, плохая осведомлённость о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости.
Деторождение в раннем возрасте связано с высоким риском заболеваемости и смертности как самой матери, так и её ребёнка. Кроме того, юное материнство ограничивает возможности для получения образования и оказывает неблагоприятное влияние на социальное и культурное развитие подростка.
Подростки в силу своей психо-социальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.
За последние годы отмечается резкий рост заболеваемости подростков болезнями, передаваемые половым путём, а также алкоголизма и наркомании, способствующих быстрому распространению ВИЧ-инфекции.
Столь тревожная ситуация угрожает репродуктивному здоровью молодёжи и здоровью будущего поколения.
Охрана здоровья начинается с информирования. Но дети не должны получать информацию о вопросах пола на улице.
Широкая пропаганда здорового образа жизни, обучение навыкам ответственного поведения за своё здоровье, предоставление грамотной и доступной информации подросткам могут реально помочь решению данной проблемы.
Половое воспитание - это раскрытие вопросов, которые превращают нас в цельную человеческую личность. Сексуальность человека состоит из наших взглядов, ценностей и того, как мы относимся к самим себе и окружающим нас людям, от того, в каком свете мы предстаём в наших собственных глазах, от нашего самоуважения.
Основные цели и задачи данной программы развиваются соответствующими планами мероприятий по данной проблеме образовательного коррекционного учреждения, которые учитывают особенности конкретного специального коррекционного учреждения YIII вида и направлены на решение вопросов формирования ценностных установок.

Работа по половому воспитанию включает в себя четыре компонента:
Образовательный компонент - знание о правилах личной гигиены, заболеваниях, передающихся половым путём и методами их профилактики.
Цель: научить подростка с нарушением познавательной сферы понимать и осознавать ответственность за собственное половое поведение.
В реализации данного компонента программы участвуют классные руководители, воспитатели 8-9 классов, социальный педагог, педагог-психолог и работники МУЗ ЦРБ по согласованию.
Психологический компонент - коррекция отдельных психических функций, особенностей подростка, являющихся факторами риска отклонений в сексуальном поведении.
Цель: психологическая поддержка подростка с нарушением познавательной сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, определять и нести ответственность за себя, свои действия, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
Психологический компонент программы реализуют педагог-психолог школы и по согласованию с ГУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодёжи «Молодёжь плюс» педагог-психолог.
Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение коммуникативными, социально-адаптивными навыками.
Цель - формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
В реализации данного компонента участвуют социальный педагог, классные руководители, воспитатели 8-9 классов.
Медицинский компонент - ознакомление с основами правил личной гигиены, понятиями "здоровье", "пол", "физиологические закономерности" и т.д.
Цель: формирование потребности здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье.
В реализации программы по данному компоненту участвуют медицинские работники школы.

Пояснительная записка

"И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать
об ответственности за каждый кусочек чувств,
потому что за всё приходится платить жизнью"
А.С. Макаренко

Целостность натуры человека, его гармоничное развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств. В этом органическом единстве стержневыми являются моральные качества, определяющие социально-нравственную основу личности и обусловливающие возможность человека применять в интересах общества свои способности. Воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности, что приобретает особую актуальность в процессе воспитания детей и подростков с нарушением познавательной сферы.
Одной из составных частей как общей, так и специальной коррекционной системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет жизненно важное значение, поскольку не так уж редки случаи, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам. от того, как поставлено половое воспитание в специальной коррекционной школе YIII вида, часто зависит очень многое в формировании личности юноши или девушки с лёгким нарушением познавательной сферы. Неведение в области физиологии половой жизни, искажение представлении в этой области, безынициативность в получении информации, порой становятся причиной нарушении сексуального поведения.
Половое воспитание играет значительную роль в нравственном воспитании подростков с нарушением познавательной сферы, профилактике венерических болезней, СПИДа, вредных привычек среди этой категории детей.
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта - трудная и чрезвычайно деликатная, тонкая проблема, требующая сугубо индивидуального подхода к учащимся специальных коррекционных школ YIII вида.
Работа по половому воспитанию подростков требует систематической работы на протяжении всего коррекционного воспитательно-образовательного процесса, участия педагогического коллектива, семьи, врачей. В школе должны обсуждаться самые общие, широкие проблемы. Причём обсуждаться на конкретных примерах, на уровне, доступном их психофизиологических особенностей.
Физиологических и гигиенических аспектов следует касаться в индивидуальной беседе или в группе не более 3-5 человек (С целью усвоения предложенного материала, соблюдения конфиденциальности), участие медицинских работников в её решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо-физиологических особенностей возрастного развития, обусловливающих правила гигиены.
Огромную роль в половом воспитании подростков играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития подростка - гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны.
В основу программы положены принципы:
 непрерывность;
 системность;
 адресность;
 преемственность;
 своевременность;
 доступность;
 последовательность.

Методы и направления процесса полового воспитания подростков.
• Информационный подход
Информирование подростков об изменениях в период полового созревания, репродуктивных функциях организма, заболеваниях, передающихся половым путём и мерах их профилактики, о службах и организациях, оказывающих поддержку и помощь в вопросах сексуального здоровья.
Информирование может осуществляться в нескольких формах. Наиболее распространены тематические лекции и беседы. Информация должна соответствовать возрастным особенностям подростка, быть доступной для полного понимания, чтобы не вызвать нездоровое любопытство у подростка с нарушением интеллектуального развития.

• Подход основанный на ведущей роли семьи в половом воспитании.
Половое воспитание в семье, по мнению многих специалистов, занимающихся вопросами полового воспитания школьников, как О.К. Лосева, В.Е. Каган, Ю.Б. Рюриков, Д.В. Колесов является основным и наиболее значимым для формирования личности подростка. Целью семейного воспитания, по мнению авторов, является создание представлений у подростков о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни на примере собственной семьи, взаимоотношений родителей.
Кроме указанных целей, исследователи указывают на необходимость совершенствования воспитательного процесса в семье, создания благоприятного нравственного климата.
Данный подход может использоваться частично (по мере возможности), относительно учащихся специальных коррекционных школ YIII вида в силу социальных, психологических отклонений в их семей, социально-педагогической неграмотности родителей.

• Подход, основанный на применении методов психокоррекции и психотерапии.
Всё большее распространение получают методы полового воспитания школьников по средствам проведения различных психологических занятий (групповых и индивидуальных), направленных на формирование тех или иных качеств личности, препятствующих нарушениям полового поведения.
Ходаков Н.М., Зацепин В.И. предлагают различные методы психотерапии в рамках полового воспитания подростков. Из конкретных методов психотерапии авторы называют подгрупповую рациональную психотерапию. Особое внимание авторы уделяют методам социально-психологического обучения. Кроме перечисленных методов, авторы описывают применение в рамках полового воспитания подростков, приёмов самовнушения и релаксации. Психотерапия направлена на улучшение коммуникативных навыков учащихся, улучшение эмоционального состояния, что в свою очередь, должно привести к нормализации сексуального поведения подростков. Применение методов психотерапии и психокоррекции является одним из более перспективных направлений полового воспитания подростков с нарушением интеллекта. Психокоррекция является одной из составляющих комплексного подхода к половому воспитанию в условиях специальных коррекционных школ.

Реализация: мероприятия, предусмотренные программой, проводятся в течение учебного года в процессе обучения в 8-9 классах специальной коррекционной школы YIII вида.
Проведение систематической работы по половому воспитанию, предусмотренной программой будет способствовать повышению уровня половой культуры учащихся, ориентации на здоровый образ жизни. А значит, снижению числа отклонений сексуального характера, профилактике заболеваний, передающихся половым путём, формированию доступных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Цели программы:
• Сохранение физического, эмоционального, психического, нравственного и духовного здоровья учащихся.
• Способствовать гармоничному развитию организма, привить подростку определённые, связанные с полом гигиенические знания и навыки.
• Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
• Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи программы:
• Пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков.
• Воспитывать понятия ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам сохраняющим его.
• Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье.
• Предупреждение половой возбудимости путём выполнения детьми определённых гигиенических требований.
Учащиеся должны знать:
• анатомо-физиологические изменения девочек в переходном возрасте;
• строение репродуктивной системы;
• вредные привычки и здоровье женщины несовместимы;
• об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путём и их последствия в репродуктивной деятельности;
• проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путём, психологические травмы);
• гендерную роль женщины в семье и в обществе;
• культуру взаимоотношений полов.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки;
• следить за осанкой, способствующей формированию красивой фигуры и здоровью;
• ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами;
• подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья;
• управлять своими эмоциями и быстрой сменой настроения в период полового созревания;
• противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам;
• правильно общаться с противоположным полом.
Ожидаемые результаты:
• Развитие коммуникативных способностей.
• Повышение уровня психологического благополучия в среде детей.
• Развитие системного подхода к укреплению взаимоотношений среди детей.
Диагностика результативности работы по программе.
Для оценивания результативности обучения могут быть применены разные методы: анкетирование учащихся, отслеживание текущих показателей (участие в дискуссиях, тестирование).
Организация работы по программе:
Особенности содержания программы предполагают и некоторые нестандартные подходы к изучению материала. некоторые темы изучаются девочками отдельно, а иногда и в смешанной группе. Игровые и практические занятия преследуют цель приобретения девочками конкретных навыков общения и ролевое общение в частности. Эти занятия помогут выработать здоровое и нравственное отношение к проблемам пола, помочь становлению женской индивидуальности.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов коррекционной школы.
Периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительность 1 час.
Программа рассчитана сроком на 1 год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Раздел Наименование темы Количество часов Теория Практика
I. Введение.
2 2 -
«Афродита» - богиня любви и красоты. 1
Половая принадлежность организмов в живой природе. 1
II. «Женщина – чудо природы» 9 4 5
Здоровое тело – здорова душа. Правила ухода за телом. 1
Уход за кожей и волосами. 1
Правильное питание – залог здоровья и красоты. 1 1
Одежда и здоровье девочки. 1
Правильная осанка – это красивая фигура и крепкое здоровье. 1
Соблюдение режима дня.
1
«Как преодолеть плохое настроение» - психологический тренинг 1
«Рыцари и принцессы – мы разные» 1
III. «Тайны женского организма»
9 6 3
Строение и функции женской репродуктивной системы. 1
Этапы развития. Гигиена девушки. 1
О значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины.
1
Интимная гигиена девочек. 1
Вредные привычки и их влияние на репродуктивное здоровье. 1
Вредное влияние табака и спиртных напитков на любой живой организм. 1
Общение со сверстниками. 1
Сексуальность и нравственность. 1
Психологический тренинг «Умей контролировать свои эмоции» 1
IY. Репродуктивное здоровье девушки. 6 6 -
Физиология девушки в период полового созревания. 1
Биологическая и социальная зрелость. 1
Любовь или влюблённость? 1
Заболевания, передающиеся половым путём. 1
Профилактика венерических заболеваний для сохранения здоровья девушек. Контрацепция. 1
Физическая и социальная готовность к браку. 1
Y. Гендерная роль женщины в обществе. 8 6 2
Легко ли быть женщиной? 1
Женская привлекательность. 1
Роль женщины в семье и обществе. 1
Брак и семья. Модель семьи. 1
Культура взаимоотношений супругов в семье. 1 1
Женщина – хранительница домашнего очага. 1
Если хочешь быть счастливой – будь ей! 1
ИТОГО: 34 ч. 24 ч. 10 ч.

Литература:
1. Бадирова А.В., Козлова А.В. «Беседы для девушек. Москва, 2008г.
2. Бардина Р.А. «Как стать супердевочкой. Секреты красоты и успеха» М.: «Махаон», 2006. – 256 с.
3.Белякова Н.Т. «Фигура, грация, осанка». М.: «Просвещение», 1978. – 48 с.
4.Богданова Е.А. «Разговор с дочерью», Москва, 2000г.
5.Боровска Э.А. «Лучшая энциклопедия для современных девчонок». Харьков, «Книжный клуб», "Клуб семейного досуга"», 2008. - 420 с.
6. Винтовкина И.С. «Девочке - подростку» 4 – е изд. – М.: «Медицина», 1998. – 56 с.
7. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. Москва, 2000г.
8. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья». Москва, «Глобус», 2007г.
9. Рожкова С.В. Гендерные особенности педагогической культуры учителя: автореферат, канд. пед. наук. Ростов-н/ Д, 2006. – 24 с.
10.Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников. Теория и практика: монография / Л.И. Столярчук. – Волгоград, Перемена. 1999г.
11.Тимошенко Л.Н. «Воспитание старшеклассниц». Москва, «Просвещение», 1999г.
12. Хрипкова А.Г., Д.В. Колесов «Гигиена и здоровье». М.: «Просвещение», 1983. – 47 с.
13. Фролова О.Г. «Половое воспитание девочек». М.: «Медицина», 1982г.
14..Чумаков Б.Н. «Валеология» учеб. пособие. – 2 – е изд. – М.: «Педагогическое общество России», 2002. – 407 с.
15. Шлопак Т.Г. «Большой подарок для девочек». Минск: «Харвест»,2008. – 224 с., ил.
16. Углов Ф.Г. «Береги здоровье и честь смолоду» Москва, 2000г.
17.Серия «Воспитательная работа», «Мое здоровье»,Москва, «Глобус», 2010г.
18.«Дым, уносящий здоровье». Брошюра РНД, г. Улан – Удэ, 2008 г. Сост.З.Б. Михайлова, Н.С. Левинцова.
19. Здоровый образ жизни. Брошюра РЦМП, г. Улан – Удэ, 2008 г. Сост. А.А. Шобогорова, Л.В. Шагина.
20. ВИЧ и беременность. Брошюра
21. Что может девчачий доктор? Буклет
22. Хочу и буду красивой! Буклет. Памятка для девочек. 18. Когда вы бросите курить... Буклет РЦМП, г. Улан – Удэ, 2009 г.
23..DVD – диск. Анимационный фильм о становлении и охране репродуктивной функции девочек «Когда девочка взрослеет...».

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: gulbar2011 | Теги: коррекционная школа 8 вида
Просмотров: 779 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА