Суббота, 18:53 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Проект по социально – бытовой ориентировке «Знаю-умею-могу».
19.03.2013, 14:11
b]Проект по социально – бытовой ориентировке
«Знаю-умею-могу[/b]».
Тема «Расширение информационного поля на уроках СБО с помощью компьютерных технологий».
Авторы:

Учитель СБО –Шетц Екатерина Федоровна,

Педагог-организатор – Рудый Ольга Владимировна

Краткое описание проекта.
Образовательный проект «Знаю-умею-могу» создан с целью расширение информационного поля на уроках СБО и во внеурочное время с помощью компьютерных технологий, направленный на решение задач:
1. внедрять в учебный процесс новейшие информационно –компьютерные технологии;
2. дать элементарные знания учащимся по владению компьютером.
3. повысить качества знаний, умений и навыков за счет использования электронных ресурсов;
4. разработать и апробировать электронные уроки, интернет уроки, различные электронные образовательные ресурсы;
5. повысить качество знаний преподаваемого предмета.
Предназначен для учащихся 9 класса.
Проект реализуется на базе Новобирилюсской коррекционной школы - интернат и информационного методического центра (ИМЦ).
Актуальность проекта.
Человечество сегодня находится в технологической фазе научно-технической революции. Основная черта этого этапа - информатизация всех сторон жизни. Образование является информационным процессом и поэтому использование информационных технологий с применением компьютера особенно важно. С появлением компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, существенного расширения наглядного материала, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений. Применение компьютеров как средства обучения повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером. Использование в образовательном процессе новых информационных технологий даёт более качественные знания выпускникам.
Внедрение ИКТ в специальную (коррекционную) школу – интернат процесс трудоемкий. Сложность состоит в приспособлении информационной среды к воспитанникам с ограниченными возможностями. Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Введение ИКТ в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития, ускоряет процесс обучения, способствует проявлению большего интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес у учащихся, однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату. Поэтому нужно создать условия для максимальной коррекции нарушений развития детей, активно применять современные информационно-коммуникативные технологии, при правильном использовании которых повышается обучаемость детей с ограниченными возможностями здоровья и формируются положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции. Привлечением на различных этапах урока информационных технологий особо привлекает внимание детей. На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: это «рождается» память.
 Ассоциативная (сходство и контроль опыта).
 Двигательная и эмоциональная.
 Кратковременная.
 Мгновенная.
 Механическая.
 Образная.
 Непроизвольная.
 Оперативная.
 Произвольная.
 Долговременная, логическая.
Одним из важнейших предметов в коррекционной школе является социально-бытовая ориентировка (далее СБО). Первоочередной задачей данного предмета является «формирование у учащихся необходимых социально-бытовых знаний, умений и навыков для интеграции в обществе, повышение общего уровня развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности». Повышения усвоения данного предмета способствует благополучной социальной адаптации ребенка в дальнейшем. В современном мире необходимо научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья пользоваться компьютером, находить нужную информацию в интернете. Знание ИКТ также поможет учащимся самостоятельно пользоваться различного вида терминалами, что очень важно в современных условиях. Данный вид умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья без специального обучения не развивается самостоятельно. Информационные технологии XXI века открывают большой простор для развития социально-бытовой ориентировки, повышая таким образом возможность получить детям с ограниченными возможностями здоровья более успешную интеграцию в общество. С развитием технического прогресса ежегодно вносятся изменения в программу по социально – бытовой ориентировке. После окончания нашей школы выпускники продолжают обучение не только в нашем селе, но и в городах: Красноярск, Ачинск, Назарово или в них трудоустраиваются. Так как мы проживаем в сельской местности, то не можем их познакомить с железнодорожными вокзалами, аэропортом, отделами магазинов, театрами, кинотеатрами и т.д. Не всегда удается организовать экскурсии в города, поэтому так важно расширить информационное поле по средствам интернета. По обследованию учащихся выпускного класса на предмет владения компьютерной грамотности было выявлено, что 90% не только не владеют компьютером, но и нет возможности иметь свой компьютер, нет свободного доступа к сети Интернет. В школе не преподается курс по овладению компьютерной грамотностью у учащихся, исходя из этого возникает потребность создания школой условий для получения умений и навыков в овладении ИКТ выпускника. Специфика предмета СБО направлена на получение комплекса умений и навыков, которые помогут ученику в его дальнейшей жизни, дальнейшем развитии, а владение ИКТ является одним из основных средств успешной социализации в современном мире. Поэтому было принято решение о создании проекта « Знаю-умею-могу», который поможет нашим выпускникам чувствовать себя конкурентно способными людьми.
Цель проекта: расширение информационного поля на уроках СБО и во внеурочное время с помощью компьютерных технологий.
Задачи проекта:
1.Внедрять в учебный процесс новейшие информационно –компьютерные технологии.
2.Дать элементарные знания учащимся по владению компьютером.
3.Повысbть качества знаний, умений и навыков за счет использования электронных ресурсов.
4.Разработать и апробировать электронные уроки, интернет уроки, различные электронные образовательные ресурсы.
5.Повысить качество преподаваемого предмета.

Механизм реализации проекта.
I этап.Подготовительная работа.
Виды деятельности
1.Проведение организационного семинара с партнерами (получение консультации у ведущих специалистов ИМЦ и Центра занятости населения)
2. Презентация проекта на совещании при директоре Новобирилюсской школы-интернат VIII вида
3. Опрос-анкетирование учащихся 9 класса, об уровне владения компьютерной грамотностью
4.Разработка электронных ресурсов.
5.Курсы учащихся
«Знакомство с работой на компьютере».
1. Включение и выключение компьютера.
2. Знакомство с клавиатурой.
3. Работа с мышью.
4. Работа с окном.
5. Создание документа, работа с текстом.
6. Создание папки.
7. Выход в интернет, поиск информации в интернете.

II этап. Внедрение в учебный процесс новейший информационно-компьютерных технологий по средствам посещения информационного методического центра (ИМЦ) компьютерного класса.
Реализация программы по социально –бытовой ориентировке Применение ИКТ
Тема «Одежда и обувь»
1.Призентация «Стиль одежды».
2. Игра «Одень куклу».
3.Поисковая деятельность в интернете (модная одежда).
4.Релаксация.
Тема «Питание».
1.Кроссворд.
2.Слайд –шоу «Национальные блюда».
3. Презентация «Сервировка праздничного стола».
4. Поисковая деятельность в интернете (способы сложения салфеток).
5. Составление меню для детей ясельного возраста (использование интерактивной доски) и работа в текстовом документе. Использование принтера.
6.Релассация.
7.Проведение урока «Сервировка праздничного стола». Приложение №3.
Тема «Семья»
1.Презентация «Семья. Условия создания семьи. Семейные традиции».
2. Видеоролик «Семейные ситуации».
3. Просмотр картинок «Семейные обязанности».
Тема «Культура поведения»
1.Анализ ситуаций (поведения людей в обществе).
2.Видеосьемка (разыгрывание учащимися под руководством педагога сценок «Поведение в обществе). Анализ данного видеоматериала учащимися.
3.Электронное тестирование.

Тема «Жилище»
1.Просмотр фото завершенных интерьеров.
2. Поисковая деятельность в интернете отдельных элементов интерьера: мебель, шторы, покрытие, освещение, цветовые гаммы.
3.Видеоролик «Квартирный вопрос».
4.Релаксация.
Тема «Транспорт»
1.Просмотр фото «Аэропорт Емельяново г.Красноярска».
2.Презентация «Службы аэровокзала».
3. Видеоролик «Правила безопасности во время полета».
4.Игра «Транспорт».
Тема «Средства связи»
1.Использование интерактивной доски (демонстрируются бланки на интерактивной доске крупным планом, как пустыми, так и заполненными. Учитель заполняет с помощью интерактивного стилуса бланк, дети на образцах повторяют то же самое).
2.Составление схемы «Виды денежных переводов».
3.Видеоролик «Пользование терминалом».
4. Экскурсия в отделение сбербанка с целью проведения практической работы: пользование терминалом для оплаты различного вида платежей.
Тема «Медицинская помощь»
1.Видеофильм «Инфекционные заболевания».
2. Презентация «Уход за больным».
3.Видеосемка (разыгрывание учащимися под руководством педагога сценок «Уход за больным»).
4.Электронное тестирование.
5. Игра «Собери пазл».
6.Релаксация.
Тема «Предприятия и организации»
.Презентации предприятий бытового обслуживания.
2.Кроссворд «профессии работников предприятий».
3. Электронное тестирование. 1

Тема «Трудоустройство»
1.Презентация «Учреждения и отделы по трудоустройству».
2.Видеоролик «оформление на работу».
3.Заполнение деловых бумаг (использование интерактивной доски) и работа в текстовом документе.
4.Электронное тестирование «Кем я могу быть».
Контрольная работа.
1.Электронное тестирование.
2. Релаксация.

Примечание:
ИКТ ускоряет процесс обучения, способствует проявлению большего интереса учащихся к предмету, повышению обучаемости детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию положительных эмоций и связанные с ними психические процессы, вызывают активность ученика, улучшают качество усвоения материала.
1. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. Использовать презентацию можно на любом этапе урока, что привлекает внимание детей. На данном этапе непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: это «рождается» память.
2. Применение слайд-шоу. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала. Придерживаясь принципа связи обучения с жизнью, который особенно важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, используем доступные средства наглядности.
3. Компьютерное тестирование позволят анализировать и фиксировать результат проделанной работы. Учащиеся учатся работать с заданиями анкетного характера, вдумчиво, осмысленно заполнять тесты, вырабатывать сосредоточенность, воспитывать аккуратность в работе. По окончанию школы учащиеся продолжат обучение и должны владеть электронным тестированием, что даст детям возможность жить наравне со своими сверстниками и быть равноправными гражданами нашего общества.
4. Использование видеороликов и кроссвордов повышает мотивацию к учению. Учащиеся с большим старанием и интересом относятся к выполнению заданий, практических работ, усвоению нового материала. Просмотренный материал в видеороликах лучше запоминается.
5. При выполнении поисковой деятельности у ученика приходит осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения. Все это дает ему веру в свои силы, самостоятельно добывать нужную информацию, более успешно адаптироваться в современном мире.
6. С помощью игр можно наглядно объяснить новый материал. Причём этот процесс становится весёлым и разнообразным, учащиеся более качественно усваивают программный материал.
7. Внимание обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, пассивное, непроизвольное с чрезмерной отвлекаемостью, причем у одних детей через 10 – 15 минут работы наблюдается двигательное беспокойство, у других, наоборот, проявляется пассивность и вялость. Метод включения в процесс обучения релаксации не решает проблему полностью, но позволяет снять напряжение, привлечь внимание обучающихся, повысить уровень усвоения преподаваемого материала. Фотографии красивых уголков природы, медленно «перетекающих» одна в другую, плюс классическая медленная музыка дают прекрасный результат, обучающиеся успокаиваются, работоспособность повышается.
III этап: анализ деятельности по проекту.
1.Мониторинг по владению компьютером. Приложение
2.Мониторинг по СБО
(качество знаний, умений и навыков при использовании электронных ресурсов)
Приложение №2.
3.Подведение итогов проекта.
IV этап: обобщение накопленного опыта.
1.Проведение «круглого стола» по итогам реализации образовательного проекта «Знаю-умею-могу».
Ожидаемый результат.
1Внедрить в учебный процесс новейшие информационно –компьютерные технологии.
2.Дать элементарные знания учащимся по владению компьютером.
3.Повысить качества знаний, умений и навыков за счет использования электронных ресурсов.
4.Разработать электронный пакет педагогических разработок, тестов и апробировать их на уроках СБО.
5.Повысить качество преподаваемого предмета.
Планируется, что на 15% уровень знаний у учащихся 9 класса повысится, что составит 95% общего уровня знаний по предмету СБО. Данный качественный индикатор будет измерим по средствам тестирования, выполнения контрольных и практических работ.
Дальнейшее развитие проекта.
• На 2013-1014 уч.год начать расширять информационное поле у учащихся 8 класса.
• Через 4 года планируется реализовывать программу по СБО с 5 класса используя широкое применение ИКТ, расширяющее информационное поле у учащихся.
• Предполагается за счет бюджетных средств (Статья 310) приобрести в кабинет СБО цифровой проектор с экраном и интерактивную доску.
• Проект тиражируемый.
Бюджет проекта.
Реализация проекта проводится на базе школы –интерната и информационно методического центра (предоставление компьютерного класса) на безвозмездной основе. Спонсорской помощи ТПОО «Фортуна», в виде предоставления электронных накопителей и носителей на 1200 рублей. Консультативная помощь специалистов ИМЦ будет оказана тьютором - волонтером.

Приложение № 1.
Выявление уровня владения компьютером.

Вид деятельности
Включение и выключение компьютера
Ориентация на клавиатуре
Работа мышью
Работа с окнами
Владение работой с текстом в документе
Создание папки
Владение поисковой деятельностью в интернете

Приложение №2.
Кодификатор к контрольной работе по социально – бытовой ориентировке 9 класс II полугодие.
Цель работы: выявить и оценить степень овладения базовыми умениями и навыками учащихся 9 класса по социально – бытовой ориентировке на материале программного содержания.
Длительность работы: 40 минут, за персональным компьютером -20 мин, практическое задание -15 мин.

Проверяемые элементы содержания

1.ориентация в задании №1-13

2.знает последовательность действий при покупке билет №9
3.выполняет арифметические действия
№11-12
4.знает виды транспорта, правила поведения в транспорте №8
5.знает основные средства связи, их назначение, виды денежных отправлений №1,10
6.знает правила оказания первой доврачебной помощи №7
7.знает правила личной гигиены и способы предупреждения инфекционных заболеваний
№6
8.знает учреждения по трудоустройству №5
9.пишет заявление о приёме на работу №13
10.заполняет бланки, квитанции №11
11.подсчитывает основные расходы семьи, бюджет семьи №3,12
12. знает рациональную расстановку мебели в квартире№2
13.знает особенности стиля деловой бумаги
№4,13
Коэффициент усвоения для каждого учащегося рассчитывается так: набранное количество баллов учащимися разделить на максимальное по данной работе количество баллов.

Количество набранных баллов

Расчет коэффициента усвоения =---------------------------------------------
Максимальное количество баллов

Школа оценивания:
«5» - 0,95 – 1, «4» - 0,7 – 0,9, «3» - 0,41 – 0,69, «2» - 0,4 и ниже.
Приложение №3.
Урок СБО 9 класс
Тип урока: комбинированный, проводимый на базе ИМЦ.
Тема: Сервировка праздничного стола.
Цель: формирование у учащихся представления об особенностях сервировки праздничного стола.
Задачи: образовательная: дать представления учащимся об особенностях сервировки праздничного стола, формировать навыки сервировки стола к празднику;
коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие логического мышления; развитие умения осуществлять поиск информации по средствам интернета;
воспитательная: возбудить готовность решать задачи самостоятельно.
Оборудование: компьютерный класс с выходом в интернет, столовый сервиз, скатерть, столовые приборы, салфетки, бокалы, салатники, блюдо.
Ход урока:
I. Оргмомент. Задание: шифроквадрат (сервировка стола).
II. 1.Повторение. Беседа.
- Что означает слово Меню?
- Чем отличается праздничное меню от повседневного?
- Какие блюда можно подать к праздничному столу?
- Какие напитки могут быть на праздничном столе?
Проверка выполнения домашнего задания. Чтение меню, обсуждение с учащимися.
Сообщение темы, целей урока.
2.Изучение нового материала. Беседа
- Ситуация. У меня день рождение. Что я должна сделать перед приходом гостей?
– Что является очень важным при подготовке праздничного стола? (подвести к понятию сервировка).
• Запись: Сервировка – подготовка стола к приёму пищи. Показ наглядности: «Сервировка стола».
• Поисковая деятельность (учащиеся самостоятельно ищут картинки в интернете сервировка праздничного стола). Обсуждение.
• Сервировка праздничного стола:
1. Накрой стол чистой красивой скатертью
2. Поставь на каждую персону по мелкой тарелке на 3-5 см от края стола, положи столовые приборы (показ иллюстраций): нож справа, вилку – слева, салфетку.
3. Поставь бокалы перед тарелкой, чуть правее.
4. Поставь салаты, закуски, нарезку; в центре стола (немного позже) - мясное блюдо.
5. Между закуской и мясными блюдами размести соки и минеральную воду.
• План на доску: Последовательность сервировки.
1. Накрыть стол скатертью.
2. Поставить тарелки
3. Разложить приборы
4. Поставить стеклянную посуду
5. Разложить салфетки (бумажные и полотняные).
6. Расставить приборы для специй, вазочку с цветами.
• Проблемная ситуация: как сложить полотняную салфетку?
Поисковая деятельность: учащиеся самостоятельно ищут картинки в интернете складывание салфетки и затем практически выполняют складывание салфетки по операционной карте.
• Общие правила сервировки:
- ложки и вилки кладут выпуклой стороной вниз (показ), а нож – лезвием к тарелке;
- сервируют стол одинаковой посудой, приборами, салфетками, подходящей по стилю скатертью;
- чайную чашку на стол ставят ручкой влево, а приступая к чаепитию, её поворачивают вправо (пояснить, почему).
3. Релаксационная пауза.
Запись таблицы. Сначала записываем первый столбец, затем, по аналогии, второй – после обсуждения и предложений учащихся, какой должна быть праздничная сервировка.

Сервировка стола
Обычная
Пластиковый стол можно не накрывать, если стол другой – лучше положить термосалфетки (показ)
Украшений не требуется
Еду можно подавать сразу в тарелках
Блюда с пищей можно подавать постепенно
Третье блюдо подают в обычной посуде
Праздничная
Стол должен быть накрыт красивой скатертью
Можно поставить вазу с цветами
Заранее ставят столовую посуду, столовые приборы – всё в одном стиле
Заранее ставят закуски, горячее подают позже и ставят в центре стола
На стол ставят минеральную воду, соки, стаканы и фужеры

4. Практическое упражнение. Сервировка стола с опорой на наглядность и план на доске, сервированный стол (отдельно). Учащиеся сначала упражняются в сервировке своего места за общим столом, затем совместно накрывают стол скатертью и выполняют общую сервировку стола.

III. Подведение итогов. Беседа. – О чём мы говорили на уроке?
- Что выполняли на уроке? (сервировку праздничного стола)
- В какой последовательности нужно сервировать стол?
- Перечислите особенности сервировки праздничного стола (можно использовать таблицу в тетради).
-Чему новому научились?
- Вам самим понравился стол, который вы сервировали?
Анализ работы. Оценивание.
Домашнее задание: Выполнить сервировку стола дома.
[b]<BR>
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: нескучай-ка
Просмотров: 4118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА