Среда, 20:49 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

«Применение театральных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»
11.01.2014, 18:56
Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекцион-ная) школа-интернат».
«Применение театральных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»
Один из существенных недостатков традиционной педагогики – интенсивное засилье вербальных (словесных) методов обучения. Так, обучаясь в школе, в профессиональных учеб-ных заведениях учащиеся ведут в основном сидячий образ жизни, формируя свои знания и умения. При такой системе обучения активная деятельность, творчество, самостоятельность угасают. Для того, чтобы «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, создать усло-вия для их развития педагог должен использовать в своей работе новые технологии обуче-ния.
Так как у школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения в формировании мышления, двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, в раз-витии внимания, памяти, тактильного восприятия, работа с этими детьми направлена на коррекцию этих недостатков и созданию условий для дальнейшей социализации этих подростков в общество. Поскольку театрализованная игра предполагает содержательность и разнообразие тематики; максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры; сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, то я использую её в коррекционно-развивающей работе на своих уроках. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ученик испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Среди большого разнообразия театрализованных игр я отдаю предпочтение играм с использованием перчаточных кукол – бибабо. Вместе с учениками мы реставрируем старые, изготавливаем новые куклы для своих инсценировок. Перчаточная кукла, когда она надета на руку ребёнка, становится его продолжением. Это очень «близкая» ребёнку кукла, наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние и позволяющая эффективно всё это отыграть. Так же, как и с другими куклами, дети с ней импровизируют, либо проигрывают проблемные ситуации, разыгрывают придуманные сюжеты. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Посредством куклы, надетой на руку они могут сказать о своих переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого мира. Кукла бибабо способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний и страхов путём решения конфликтной ситуации в игре. Неоспоримо влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка. Мы рассматриваем театра¬лизованную игру не только в ка-честве одного из видов детской деятельности, но и как средство развития позна¬вательной, эмо-циональной, двигательной сферы, предпо¬сылку к развитию творческих способностей детей. Так, развитие мотивационно-потребностной сферы осуществля¬ется, во-первых, через изменение поло-жения ребенка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вто¬рых, в процессе овладе-ния предметами культуры, закреп¬ленными в художественных произведениях (литературных, му-зыкальных, изобразительных); в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной на-правленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-историчес¬кого опыта, а также к сверстникам как партнерам по со¬вместной деятельности.
Куклотерапия даёт хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологиче-ских раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все вре-мена куклы были неизменными спутниками человека.
В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукло-водом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), ме-ханические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Перчаточная куклой называют куклу, которую можно надеть на руку как перчатку. Такая форма кукол очень удобна и проста в применении, тем более, что куклой-перчаткой еще и легко управлять. Кроме того, ребёнок сам шевелит ее ручками и головой, чем делает игрушку более эмоциональной и рефлексивной.
У куклы обычно застывшие черты лица, но иногда делают подвижными челюсть, глаза и уши. Кукловод надевает куклу на руку, просунув указательный палец в шею, а большой и средний в рукава. Работа пальцами и кистью руки приводит куклу в движение. Кукла вращает головой и двигает руками и корпусом, также её можно заставить ходить, прыгать, танцевать или бегать.
Классический образец перчаточной куклы — русский Петрушка.

Участие в кукольном театре развивает у детей творческие способности и фантазию, учит их ра-ботать сообща, делает ребятишек более уверенными и раскрепощенными. Кроме того, эта игра отлично развивает речь ребенка и учит навыкам социального взаимодействия.
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью у них. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Именно в игре ребёнок лучше усваивает новую информацию. Любимые сказочные герои объяс-нят ребёнку, как правильно вести себя в различных ситуациях.
А уж если ребёнок сам наденет куклу на руку и разыграет небольшое представление, радости его не будет предела. Этот приём используют даже детские психологи в ходе психокоррекцион-ной работы, предлагая ребёнку разыграть сюжет на заданную тему. С помощью этого нехитрого приёма малыш избавляется от мучающих его страхов, как бы видя проблему со стороны.
Кроме того, кукла полностью подвластна ребёнку, что даёт ему возможность смоделировать соб-ственный мир, который как бы является отражением мира взрослых. В этом своём мире ребёнок, путём подражания, готовится к будущей самостоятельной жизни, моделируя стили поведения.
Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артисти-ческие способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительно-сти, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную ак-тивность ребёнка.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым дос-тойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальней-шему контролю за своим поведением.
Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмо-циональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положи-тельными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. Особое значе-ние приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.
Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его предста-вить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение.
Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.
Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит школьника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники. !
Театральная игрушка развивает моторику пальцев, что способствует улучшению речи ре-бенка. Также повышается эмоциональная устойчивость детей.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знако-ма или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зри-телям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.
Разработанная комплексная методика предпола¬гает:
- использование театрализованной игры на занятиях по разным разделам программы обуче-ния;
- организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребноетной сферы;
- ознакомление с окружающим миром, формирование способности моделирования в обу-чающих играх;
- индивидуальный и дифференцированный подходы;условий
В процессе коррекционной рабо¬ты дети знакомятся с методами и приемами театрализо¬ванной игры.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: bolshsvet
Просмотров: 605 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА