Пятница, 22:03 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Особенностей преподавания основ компьютерной грамотности у детей с умственной отсталостью в специализированных (коррекционных) школах 8 вида
13.02.2013, 09:51
Романова Наталия Николаевна воспитатель, лаборант МКОУ «СКОШ №5» г. Глазова, УР. 2013

Особенностей преподавания основ компьютерной грамотности у детей с умственной отсталостью в специализированных (коррекционных) школах 8 вида.

Необходимость использования информационных коммуникационных технологий на уроках в специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс, индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых. Необходимых знаковых формах, спокойно пере-ходя от одной к другой;
- осуществлять не только последовательное, но параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификации и другие);
- вводить дополнительные визуальные и динамические опоры для анализа ребёнком собственной деятельности;
- обеспечить возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности.
Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Отбор коррекционных задач учитель осуществляет исходя из следующих принципов:
 отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
 достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
 индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей коррекционной школы 8 вида при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:
• выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;
• формирование коммуникативной деятельности;
• формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.
Немаловажной задачей учителя коррекционных классов является социализация учащихся в обществе. Информационные компьютерные технологии позволяет решать эту задачу.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию. Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.
Использование компьютерных тренажеров вместе с традиционными методами и формами обучения дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Наиболее эффективно применение традиционных методов и информационных технологий, как показывает практика, на этапе повторения и закрепления знаний. Слово учителя направлено на то, чтобы помочь учащимся сделать обобщения более глубокими, четкими. Выполнение разнообразных тренировочных упражнений на компьютере при закреплении и практическом применении полученных знаний содействует сознательному усвоению программного материала, так как выполнение заданий основывается на осмысленном усвоении знаний, умений и навыков.
Внедрение информационных технологий предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимального развития ребенка. Преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.
Живое слово учителя в процессе обучения имеет огромное значение. В специальной школе устное изложение учителя обычно сопровождается целым рядом вспомогательных средств и приемов. Мало того, что мы соответственным образом обрабатываем учебный материал. Делаем его со стороны смысловой легко доходчивым до ребенка, но и еще сопровождаем наше слово демонстрацией, иллюстрацией, лабораторными работами. Вызываем у ребенка ряд ярких эмоциональных переживаний в целях наиболее полного и прочного усвоения учебного материала.
Умеренность в речи учителя - важное условие продуктивной работы. Надо очень внимательно следить за грамотностью речи ученика. Отсутствие у умственно отсталого ученика способности вслушиваться в речь учителя при¬водит к тому, что учащийся схватывает речь поверхностно, он не выговаривает окончаний. Получается грамматически неточная речь.
Педагог должен говорить правильно, ясно выговаривать окончания и добиваться этого от учеников.
На уроках «Основы компьютерной грамотности» учащиеся знакомятся с множеством новых слов. Поэтому необходима тщательная работа над всеми новыми терминами:
 запись на доске;
 в тетради;
 постановка ударения;
 наглядная демонстрация (монитор, клавиатура, процессор, принтер и т.д.);
 набор слова в Word и проверка правописания с помощью компьютера;
 составление простых предложений с новыми словами;
 ответы на вопросы учителя.
Особое внимание со стороны педагога требует методика постановки вопроса. В вопросе важно сделать правильное логическое ударение. Таким образом, заостряется внимание ребенка на самом вопросе.
Педагог должен всегда помнить, что ребенок, усваивая речь окружающих, овладевает не только речевыми формами, но и формами мышления, отражающимися в речи.
Практическая работа - это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На занятиях «Основы компьютерной грамотности» - это практическая работа на компьютере. Печатанье текста по образцу с заданным шрифтом, стилем. Работа со стандартными программами, например, в режиме калькулятора. На первых порах такие работы требуют тщательного руководства учителем. Но постепенно учащиеся подводятся к самостоятельному их выполнению, умению контролировать свою деятельность.
Самостоятельная работа - это особый вид фронтальной, гpупповой, и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя.
На уроках «Основ компьютерной грамотности» можно использовать несколько видов самостоятельной работы, отличающиеся по форме задания.
1.Работа по образцу.
Например, учащимся раздается готовый текст с заданным шрифтом и стилем. Предлагается перепечатать текст и сохранить его в файле под своим именем.
2.Репродуктивная работа.
Работа с текстом. Даны слова, но необходимо, перепечатать их, заменяя формы, составить с ними словосочетания и предложения.
3.Работы продуктивного характера (вариативные и особенно творческие) трудны для умственно отсталых учащихся, они требуют преобразующей умственной деятельности, синтезирования и переработки знаний, воспроизведения их в фрагментарной, выборочной или целостной форме.
Поэтому, самостоятельные работы, включают наиболее простые виды вариативных заданий (с элементами творчества).
Например, самостоятельно составить график дежурства в своем классе в любой форме (таблица, текст) и напечатать его.
Большие, и пока малоизученные возможности для успешного изучения информатики в специальной школе содержат так называемые мультимедиа технологии в силу того, что позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации (текст, графика, видео, звук, анимация). Применительно к условиям коррекционного обучения столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные анализаторы.
Таким образом, обеспечиваются многие необходимые качества учебного процесса в специальной школе - адаптированный учебный текст, разумная дозировка и адекватный темп подачи учебного материала, элементы работы по развитию речи и мышления учащихся и т.д.
Методика преподавания информатики, построенная с использованием перечисленных преимуществ мультимедиа технологий и с учетом особенностей развития познавательной деятельности учащихся, позволяет обеспечить на уроке элементы развивающего обучения, столь необходимого в современной школе.
Коррекционные цели образования и специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс их обучения: преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений); рациональное дозирование учебного материала; адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала; систематическая словарная работа (введение новых слов,раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся); использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слови пр.); растянутость обучения во времени и пр.
Все перечисленные качества должны быть присущи и уроку информатики в школах VIII вида.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: 44натали
Просмотров: 3467 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА