Среда, 00:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Организация экологического воспитания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
01.04.2015, 15:57

«Школа будущего должна как
можно полнее использовать для гармоничного
развития человека всё, что дает природа»
Сухомлинский В.А.
Ведущими неблагоприятными факторами при нарушениях интеллекта являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, то есть его плохая восприимчивость всего нового. Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Наукой доказано, что все отклонения в состоянии здоровья человека по специальным последствиям с умственной отсталостью являются наиболее распространенными и тяжелыми нарушениями развития. У умственно отсталых детей нарушено внимание: с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Понимание и использование речи развиваются медленно, запаздывая на 3-5 лет. Память развита недостаточно. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания. Наиболее типичные особенности личности умеренно - умственно отсталых субъектов – отсутствие инициативы, самостоятельности, склонность к подражанию другим, неустойчивость в деятельности. Специалистами было обнаружено, что систематически построенное и целенаправленное обучение не только приводит к приобретению детьми с интеллектуальной недостаточностью суммы некоторых знаний, но и дает определенный эффект в их умственном развитии. Развитие познавательной деятельности положительно сказывается на эмоционально-волевой сфере, личностных качествах умственно отсталых школьников. Содержание учебно-воспитательной работы с особыми детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных возможностей в подготовке воспитанников доступным для них видам труда. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения и воспитания.
В данной статье я постараюсь показать, как можно использовать некоторые современные формы работы при организации экологического воспитания младших школьников с умственной отсталостью. Высказывание педагога Сухомлинского Василия Александровича лишний раз подтверждает, младшее звено – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе и окружающим людям.
Целью экологического воспитания является выработка у детей с интеллектуальной недостаточностью бережного отношения к природе, и предполагает формирование соответствующего мировоззрения, получение элементарных экологических знаний.
Осуществляя работу по экологическому образованию младших школьников, ставятся следующие задачи:
- формировать основы экологической культуры через понимание значимых зависимостей и связей, существующих в природе;
- научить учащихся строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней существующей оценки возможных последствий своих поступков;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать действенное отношение к окружающей природе, умение беречь её и охранять.
Успешному решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы работы. В частности, широко использую занятия-путешествия, классные часы-игры, экскурсии, этические беседы, которые позволяют раскрыть мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого, дать сведения о неживой природе, развивать познавательные интерес. При применении этих форм использую различные приемы: инсценировки, подсказки, загадки, кроссворды, что способствует пробуждению интереса к живому, восприятию гармонии и красоты природы. Уровень экологической культуры – это результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в настоящем мире, а для этого оно должно овладеть системой норм по отношению к природе. Итак, экологическая культура обучающего – это правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Этой темой с воспитанниками коррекционного класса занимаюсь третий год. Большие сложности ребята испытывали в первый год обучения. Попыталась найти наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса и за основу взяла игровые технологии. К концу первого учебного года практика показала, что использование игровых ситуаций сделала воспитательный процесс увлекательным, у воспитанников появился активный познавательный интерес. Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переход от периода, когда ведущей деятельностью является игровая, к периоду, когда ведущей деятельностью становится познавательная. В связи с этим используются игровые методы обучения в экологическом образовании, поскольку они обладают хорошей эффективностью, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, мышления. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, а, следовательно, более интересными для детей. У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой.
Особое внимание уделяется экскурсиям на природе, в ходе которых дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях дети получают знания о единстве и разнообразии природы, кроме этого у них развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. Учащиеся не являются пассивными наблюдателями, и активно участвуют в практической природоохранной деятельности: подвязывают сломанные веточки, собирают корм для зимующих птиц, развешивают кормушки, изготовленные собственными руками. Таким образом, экскурсия помогает сформировать у моих воспитанников не только экологические знания, но и применить их на практике.
Систематически проводятся этические беседы, как форма деятельности по экологическому образованию, которые позволяют мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого воспитанника со своими мыслями, чувствами, выводами способствует становлению личностной позиции ребёнка. Таким образом, этическая беседа способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей. Классные часы по темам: « Мир вокруг нас», «Как сберечь природу», «Правила поведения в лесу», «Природа – наш дом!» помогли моим воспитанникам узнать много интересного и познавательного. Открытое мероприятие на тему: « Ходит капелька по кругу», целью которого было – познакомить ребят с круговоротом воды в природе, сформировать интерес к природе, бережное отношение к ней, помогло ребятам понять, почему следует бережно относиться к воде.
Очень популярны в наше время «квест-игры», которые основаны в поэтапном поиске «конечного продукта» в форме вопросов и ответов. Примером такой игры служит открытое мероприятие «В поисках клада», которое проводилось с целью развития внимательности, мышления, воспитания сплоченности коллектива, взаимопомощи. Итог мероприятия позволил сделать вывод, что ребята поняли самое главное: в любом деле надо быть дружными, оказывать помощь друг другу. Осенью наступает долгожданное время субботников. Поэтому все учителя, и школьники берут инвентарь и отправляются бороться с мусором на прилегающей к школе территории. Мы охотно помогаем убирать школьный участок от листьев, мусора и грязи для того, чтобы природа была чистая и красивая.
Особое значение для развития мышления и речи школьников имеет наблюдения за растениями. Зеленый уголок, который есть в нашем классе, позволяет детям прикоснуться к природе, дает возможность наблюдать, как растут и цветут цветы. Воспитывает желание ухаживать за растениями. Наблюдая, как из семени вырастит растение, как оно может помочь своими целебными свойствами, как образуется новое семечко – ребенок учится беречь, понимать и любить природу, видеть её красоту и неповторимость, понимать значимость растений для человека. Опыт показывает, что наиболее эффективным методом формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения экологических проблем. Метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности. Проектной деятельностью под названием «Цветущая школа» мы занимаемся второй год. Ребята помогают выращивать рассаду, ухаживать, поливать. Знают названия растений. И итогом проектной деятельности: является высадка растений. Этот проект решает проблемы занятости младших школьников в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Проект способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в детях чувство «прекрасного», любовь к родному краю.
Чтобы убедиться, что поставленная мною цель в экологическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью достигается, ребятам было предложено нарисовать плакаты и экологические знаки, сделать поделки на экологическую тему.
Разнообразные формы проведения занятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
Список литературы:
1. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст]/Т.А. Бабанова – Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.
2. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст]/ Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006. – С. 77-83.
3. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст]/ И.Д. Зверев Новый аспект образования. – М.: 2007-24 с.
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-Спб.: Речь, 2003.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектол. ф-ов пед. ин-ов/ под ред В.В. Воронковой – М.: 1994
6. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]// Л.П. Салеева: - М.: 2009.-49 с.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: alenagarinova
Просмотров: 875 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА