Среда, 02:26 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Обучение конструированию изделий на уроках швейного дела.
25.01.2013, 01:04
Обучение конструированию изделий на уроках швейного дела.
Тема уроков «Изготовление выкройки швейного изделия» является наиболее сложной для восприятия учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Она охватывает все основные элементы конструирования: снятие мерок, расчёт и построение чертежа, изготовление выкройки.
Очень важно, именно на начальном этапе (5-6класс), донести до учащихся, в чём состоит сущность конструирования одежды, что такое мерки, прибавки на свободное облегание, учить читать чертёж швейного изделия, выполнять его расчёт и построение.
Последовательность работы по изготовлению выкройки в основном неизменна:
1. Сообщение сведений об изготовляемом изделии и его конструкции ( анализ изделия).
2. Снятие мерок. Ознакомление с правилами снятия и записи мерок: определением мерок, необходимых для расчёта чертежа данного изделия, приёмами этой работы.
3. Выбор прибавок на свободное облегание. Разъяснение того, что такое прибавка на свободное облегание, для чего она даётся, от чего зависит её величина, как она обозначается и где используется.
4. Чтение чертежа изделия. Обучение чтению чертежа изделия, умению определять по нему положение отдельных точек и отрезков на готовом изделии и фигуре.
5. Детали выкройки и их анализ. Обучение анализу форм деталей, выделению ограничивающих их линий, объяснение зависимости формы и размеров деталей от назначения изделия и модели.
6. Расчёт и построение чертежа. Выполняется в инструкционной карте, которая имеет следующие графы: № п/п, обозначение отрезка, расчётная формула, расчёт на конкретный размер (наиболее характерный для учащихся данного класса), расчёт на себя. Чертёж изделия строится в альбоме и оформляется согласно требованиям. К выполнению расчётов и построению чертежей на классной доске желательно привлекать учащихся (каждый по очереди делает расчёт и строит отрезок). Во время работы надо следить за наличием и исправностью инструментов и применением правильных приёмов обучения.
7. Изготовление выкройки изделия осуществляется учащимися по чертежу в альбоме и расчётам по своему размеру самостоятельно (уч-ся1-2группы) и с помощью учителя
(уч-ся3группы). Перед практической работой необходимо повторить последовательность построения чертежа, расчёт сложных формул и приёмы наиболее трудных построений.
Для повторения и закрепления изученного материала можно использовать карточки с вопросами, например:
Фартук с нагрудником.
Карточка I.
1. От чего зависит размер фартука?
2. Как обозначаются мерки «Длина нагрудника» и «полуобхват бёдер»?
3. Как снимаются мерки Ди и Ст?
Карточка II.
1. Что может входить в комплект специальной одежды?
2. Назовите мерки, которые записываются в половинном размере.
3. Как снимаются мерки Дн и Сб?
Учащиеся отвечают на вопросы, не переписывая их, а только поставив номер. На 3-й вопрос они могут ответить графически. Им раздаются вырезанные из плотной бумаги фигурки, а ученицы обводят их и на полученном рисунке изображают положение сантиметровой ленты при снятии указанной мерки.
Обучение чтению чертежа удобнее проводить в виде беседы в такой последовательности:
1. Детали изделия и их отличительные признаки. Например, нагрудник меньше нижней части фартука и заужен кверху, карманы квадратные, а нижняя часть прямоугольная и т. д.
2. Название и обозначение горизонтальных линий— верха, низа, талии. Начинать чтение чертежа надо с горизонтальных линий. Так как они совпадают с расположением таких же линий на фигуре и обозначены буквами, соответствующими их названию.
3. Название и обозначение вертикальных линий— середины деталей, линии бока. Определять их можно с помощью макета.
4. Определение контуров деталей изделия и название ограничивающих их линий. Например, вызванная ученица на прикреплённом к доске чертеже обводит указкой нагрудник, называя ограничивающие его линии: верха, середины, низа, бока.
5. Определение положения отрезков и точек чертежа на изделии и фигуре. Сначала показывают на готовом фартуке, а затем на фигуре одной из девочек.
6. Выяснение зависимости величины отдельных отрезков чертежа от снятых мерок. Например, учитель называет отрезок ВТ (высота нагрудника), а ученица должна ответить, что его размер зависит от мерки длины нагрудника Дн.
Для повторения и закрепления изученного материала можно использовать карточки с вопросами, например:
Фартук с нагрудником.
Карточка I.
1. От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?
2. Почему точки, расположенные на линии низа нагрудника, обозначаются буквами «Т»?
3. Покажите на эскизе фартука расположение отрезка ВТ.
Карточка II.
1. Для чего снимается мерка «Полуобхват бёдер»?
2. Как называются точки, расположенные на линии низа фартука?
3. Покажи на эскизе фартука положение точки Т2.
На 3-й вопрос ученицы отвечают графически, обводя данные им лекала фартука, а затем цветным карандашом проводят указанный в задании отрезок или ставят точку.
Во время практической работы учитель следит за правильностью построения чертежа, использования необходимых инструментов, порядком на рабочем месте. Всё это учитывается при оценке работы.
Чертежи швейных изделий, нижней сорочки и трусов, имеют более сложную конфигурацию, чем фартука и косынки. Для их выполнения необходимы более сложные геометрические построения. Поэтому важно напомнить учащимся приёмы работа циркулем, учить проведению кривых линий по лекалам. Повторив правила снятия известных мерок, учитель подробно объясняет порядок снятия новых. После этого ученицы снимают мерки друг с друга.
Для повторения и закрепления изученного материала можно использовать карточки с вопросами, например:
Трусы-плавки.
Карточка I.
1. Какие виды белья вы знаете?
2. Какие мерки, снимаемые для расчёта чертежа плавок. Записываются полностью?
3. Как снимается мерка Вс?
Карточка II.
1. Из каких тканей можно шить трусы-плавки?
2. По какой мерке рассчитывается ширина плавок?
3. Как снимается мерка Сб?
Задание. Заполни пропущенные места в таблице.
Таблица №1. Мерки для расчёта чертежа трусов-плавок.
Обозначение. Название. Назначение.
Ст (?) Определение размера резинки.
(?) Полуобхват бёдер. (?).
(?). Высота сиденья. (?).

Таблица №2. Чтение чертежа плавок.
Обозначение на чертеже. Название отрезка.
ТН (?).
(?). Линия середины передней половинки.
(?). Линия шага.
Т4Н5 (?).
Изготовление выкроек изделий.
Трусы-плавки.
Карточка I
1. По каким признакам различаются передняя и задняя половинки плавок?
2. Какая мерка определяет длину плавок?
3. С помощью каких инструментов строятся линии низа плавок?
Карточка II
1 У какой детали плавок линия низа вырезана больше?
2 В расчёте каких отрезков используется мерка Вс?
3 По каким меркам ведётся расчёт для построения выкройки?
Так, выполняя работы по конструированию швейных изделий, девочки учатся:
• анализировать объект, актуализируя при этом и свой прошлый опыт;
• устанавливать логическую последовательность отдельных действий по выполнению чертежа;
• определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения;
• отчитываться о проделанной работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы.

Используемая литература.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник2-М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000-240с. Под редакцией В.В. Воронковой
Швейное дело: учеб. Для 6 кл.спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г.Б.Картушина. Г.Г.Мозговая—2-е изд.,М. Просвещение, 2006г.
«Школа и производство»- научно-методический журнал №4 за 1985г.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: viktoriu | Теги: мерки., Конструирование, чертёж изделия
Просмотров: 1712 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА