Воскресенье, 04:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Обучение детей с задержкой психического развития
19.07.2016, 16:15

Хасангалина З.Н., учитель начальных классов

                                                                        МАОУ «СОШ№112» города Перми

Обучение детей с задержкой психического развития.

  Наиболее сложной считаю работу с детьми с задержкой психического развития. Кроме детей с ЗПР в моём классе - таковы реалии сегодняшней жизни – обучаются дети с высокой степенью социально-педагогической запущенности. Это дети из неблагополучных семей, дети родителей алкоголиков, гиперактивные  дети, дети с нарушениями норм поведения, с психическими расстройствами.  Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, слабая любознательность. Процессы сравнения и обобщения затруднены, отмечается слабость логического анализа и синтеза, трудность абстрагирования. У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного: и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.

    Наблюдения показали, что учащиеся ЗПР нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в обучении и поведении.   Этих школьников отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:  низкий уровень интеллектуальной активности;  некоторое недоразвитие сложных форм поведения; речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая:  запоминание механическое.

 Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

   В процессе учебной работы у таких учеников быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания либо отвлекаются. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюдаются некоторые особенности в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, другие наоборот вялы, медлительны, заторможены. Часто из-за боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.

Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.

 На своих уроках я стараюсь, прежде всего, содействовать переходу от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. В этом мне помогают различные коррекционно-развивающие упражнения направленные на развитие и активизацию мыслительных процессов.

 Чтобы совершенствовать способность школьника предвидеть, предчувствовать, прогнозировать включаю упражнения на антиципацию частей устойчивых словосочетаний, поговорок, предложений.

 Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.

  Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическая деятельность должна быть организована на самых разных уровнях. Работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию.   Детей надо учить учиться. Начинать надо с элементарных вещей организации учебной деятельности, подготовки рабочего места, работы с книгой: учить работать с образцом, учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.

У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний должно быть предельно развёрнуто и даваться небольшими порциями, объяснение нового материала должно быть детализировано. При каждом затруднении учитель возвращает детей к подробному объяснению. Строить объяснение только на запоминании нельзя. Его надо вести через рассуждения.

  Например:

1.Читаю слово.

2.Подбираю к нему родственное.

3.Сравниваю слова и нахожу общую часть.

4.Отмечаю общую часть.

5.Следовательно, это корень.

  Нельзя, чтобы такой алгоритм только висел на доске и не был руководством к действию.

Такая помощь ребёнку в организации деятельности, рассуждении и есть специфика нашей работы. Цель: научить работать без подсказки, без памятки. Но это индивидуально. Таблицами памятками можно пользоваться всегда, но важно, чтобы они понимали, чем и как пользоваться.

 На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.

Обучение невозможно без развития у детей самостоятельности. На каждом уроке должны быть самостоятельные задания с последующей проверкой. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

Как  уже отмечалось, одной из характерных особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития является замедленное развитие у них способности к организации своих действий в том случае, когда им предстоит выполнить какое-либо задание. Это связано, прежде всего, с неполным учетом структурных компонентов самого задания: инструкции, учебного материала, образца. Ввиду этого на первом этапе обучения необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на преодоление этих затруднений.

Основные направления коррекционной работы:

1.      Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-        развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-        развитие навыков каллиграфии;

-        развитие артикуляционной моторики.

2.      Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-        развитие зрительного восприятия и узнавания;

-        развитие зрительной памяти и внимания;

-        формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-        развитие пространственных представлений и ориентации;

-        развитие представлений о времени;

-        развитие слухового внимания и памяти;

-        развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.      Развитие основных мыслительных операций:

-        формирование навыков соотносительного анализа;

-        развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-        формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-        формирование умения планировать свою деятельность;

-        развитие комбинаторных способностей.

4.      Развитие различных видов мышления:

              - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи )

5.      Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной  сферы  (драматизация, чтение по ролям и др.).

6.      Развитие речи, владение техникой речи.

7.      Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

 

 

Используемая литература:

1.     Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1.  

2.     Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2.

3.     Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1.

4.     Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

5.     Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

6.     Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

 

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: hazulaz
Просмотров: 224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА