Суббота, 06:53 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Нравственное обучение неслышащих школьников в начальный период обучения
10.04.2014, 17:29
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к формированию себя как нравственной и гармоничной личности. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широко. Наиболее важно развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Формирование системы нравственных ценностей и ориентаций представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по формированию личности глухого ребёнка.
Л.С.Выготский рассматривал целенаправленное и систематическое воспитание у школьников нравственного поведения, добрых чувств и нравственного сознания, как главную задачу дефектологии и неотъемлемую часть программы социализации.
Дети с недостатками слуха, обучаясь в специальной школе, готовятся к вступлению в жизнь. Их социальная адаптация во многом зависит от уровня нравственного развития. Воспитание добрых чувств -это не менее, а в каком-то смысле даже и более важная задача, чем воспитание ума. Одной из важных задач нравственного воспитания является формирование нравственного сознания, которое тесно связано с уровнем речевого развития детей и их мышлением. По мере овладения учащимися речью педагоги знакомят их с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности.
На пути нравственного воспитания неслышащих школьников встречаются трудности, обусловленные наличием у них ряда особенностей.
В результате раннего нарушения слуха и обусловленного этим запоздалого развития речи определенное время имеет место весьма ограниченное речевое общение с окружающими; такие школьники не участвуют в играх и коллективных затеях. Это ведет к недостаточному развитию всех тех нравственных качеств, чувств, поведения, которые будут необходимы им во всякой коллективной деятельности.
Воспитанник с нарушенным слухом, а вследствие этого и с недоразвитием речи и словесного мышления сталкивается с затруднениями , даже если он научился читать с губ или овладел грамотой, так как имеет ограниченный запас слов и понятий. Поэтому глубоко прочувствовать содержание этих рассказов и правильно к ним отнестись он не может. Это в свою очередь ведет к недостаточному развитию моральных представлений, понятий и чувств, а иногда и к неадекватности поведения.
Поэтому, естественно, особое значение для таких детей приобретает обучение их языку в тесной связи с формированием необходимого нравственного опыта.
Нравственное воспитание неслышащих учащихся способствует дальнейшему развитию у них моральных качеств, чувств, поведения; проявления, явно противоречащие нормам нравственности, не допускаются и постепенно исчезают.
Однако в силу позднего развития речи и словесно-логического мышления, по причине обусловленного этим недостаточного понимания причинно-следственных связей еще надолго сохраняются более тонкие нарушения, выражающиеся в недостаточном понимании мотивов поведения, сложных моральных отношений между людьми, отдаленных последствий поступков и т. д.
По мере развития речи и мышления глухого ученика происходит его дальнейшее нравственное совершенствование.
Вследствие особенностей развития детей с недостатками слуха они сначала усваивают элементарные понятия типа «хорошо», «плохо», «стыдно», «красиво», «некрасиво». Постепенно с развитием речи ученики овладевают нравственными понятиями с обобщениями на конкретной основе «вежливость», «трудолюбие», «дружба», «прилежание».

Как же осуществляется нравственное воспитание на уроках чтения?
Уроки для детей- это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений. Здесь формируются такие понятия, как честность, чувство долга, уважение, коллективизм и многое другое. Все эти важные понятия не могут быть внесены в сознание ребенка в готовом виде, поэтому уроки чтения необходимо строить так, чтобы художественное слово, слово учителя беседы воздействовали не только на сознание, но и , в первую очередь, на чувства детей, вызывали у них желание стать лучше, помогли им осознать, к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться.
Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают рассказы, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности.
Большое значение в нравственном воспитании имеет раздел, посвященный любви к всему живому. Задачей этого раздела является – привлечь внимание к природе: к растительному и животному миру.
Мы читали рассказ «Ваня и Буян», где мальчик нашел щенка, взял его домой и вырастил. Ребята положительно оценили поступок Вани. Сказали,что им понравился мальчик, и они также бы поступили. Это говорит о том, что дети любят животных, сопереживают, им жаль собаку, которая может стать беспризорной. Они чувствуют ответственность за тех, кого приручили.

Работая над рассказами природоведческого содержания, можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой дети организуют подкормку птиц, делают для них скворечники, оберегают их гнёзда. Эта работа заинтересовывает детей и вызывает у них желание активно помогать зеленым и пернатым друзьям .
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Как показала практика, не все ученики знают, что такое отзывчивость, какого человека называют вежливым. Поэтому ребятам необходимо объяснить и проверять их, как они усвоили понятия доброты, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научились их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

После прочтения любого текста нужно провести беседу с детьми. Самое важное в беседе – выявить отношение учеников к прочитанному, предложить им высказать своё мнение, оценить поступок того или иного персонажа рассказа. При чтении рассказа
« Просто старушка» В. Осеевой ученикам было предложено самим оценить поступки героев-мальчика и девочки .
Им были разданы синие и красные карточки (хорошо или плохо).
Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьника эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Так, например, опираясь на содержание рассказа «Помощница Лена», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта.
Читая стихотворение «Наша мама», рассказы «Мама», «Первая рыбка» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
Одним из источников развития моральных качеств ребенка есть сказка, она является эффективным средством, которое помогает воспитывать честность и правдивость у учеников начальной школы. Поэтому сказки широко используются на уроках чтения в качестве примера, образца поведения для детей.

Нравственные представления и качества
Уровень освоения в 2 классе

Патриотизм


Любовь к природе родного края

« Осень в лесу». По В.Чаплиной.
«Падают, падают листья…». По М. Ивенсен
«Зима». По Г. Скребицкому
«Белый снег пушистый». По И. Сурикову

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность,
милостливость,
добродушие
Сострадание, сердечное отношение ко всему живому

«Ваня и Буян». По Л.Толстому
« Мудрый ворон» . (Сказка). По Е.Кузнецову
« Мой знакомый…». По С. Образцову
«Глоток Молока» По М. Пришвину

Героизм, отвага, верность
Решительность, настойчивость, смелость

« Один раз…» По Л.Толстому

Долг, ответственность, доброта, сострадание, способность человека на поступок.
Ответственность за слабого, вежливость, отзывчивость, доброта, уважение к старшим, к своим товарищам
«По улице шли…» По В. Осеевой
« Плохо» По В. Осеевой
« Ехали в автобусе…» По Я. Пинясову
«Белка и волк». (Сказка). По Л. Толстому
« Три товарища». По В. Осеевой

Сплочённость, коллективизм
Забота и помощь в семье

Три сестры». По Г. Макунц
«Как Маша стала большой». По Е. Пермяку
« Помощница Лена»По О. Бедареву

Совесть, совестливость, честность, правдивость
Бессовестность
« Про хлеб». По И. Сенченко

Формирование совестливости через внешнее моральное требование

« Печенье». По В. Осеевой
«Плохо» По В. Осеевой
« Стыдно перед соловушкой». По В. Сухомлинскому

Также не малую роль играет эмоциональный настрой учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические комические, драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.

Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно- они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение учеников, их интересная совместная деятельность на уроках коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива.

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников является актуальным, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования нравственных качеств личности, хотя осуществляется оно в течение всей жизни человека.

Уроки чтения обладают наибольшим потенциалом в реализации этой задачи. Однако то, насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта и систематической работы учителя начальных классов.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: romashka
Просмотров: 811 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА