Суббота, 11:03 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках цветоводства.
17.11.2013, 16:25

Учитель ГКОУ школы – интерната

VIIIвида с.Развильное

ГреховодоваО.П.

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках цветоводства.

Вопросы активизации учебно - познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации.

Опыт показывает, что активными формы и методы становятся тогда, когда активизируют учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся, повышая качество и все это на основе повышения познавательного интереса.

Я использую разнообразные нетрадиционные формы и методы урочной и внеурочной деятельности. Содержание нетрадиционных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

На нетрадиционных уроках ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность таких уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Нетрадиционные формы обучения отличаются от традиционных тем, что они построены на игре.

В своей работе использую следующие виды нетрадиционных уроков: интегрированные, уроки - путешествие, уроки-концерты, уроки- презентации, уроки-экскурсии, и др.

Лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении цветоводства. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими особенностями растений и их декоративными качествами, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для обучающихся. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.

Уроки – экскурсии носят тематический характер. Их задача прививать интерес и любовь к природе, развивать наблюдательность и любознательность школьников.

Уроки – игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике.

Уроки - путешествия. Весь урок проходит в виде путешествия, в ходе которого дети заняты учебной деятельностью. В конце урока дети возвращаются из путешествия и подводят итог..

Уроки – соревнования, уроки – КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий.

Уроки – презентации .Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Проблемные ситуации .Внешним признаком проблемного обучения является наличие учебной проблемы и проблемной ситуации. Учебной проблемой можно назвать любой учебный вопрос, на который учащиеся не могут ответить сразу из – за недостаточного наличия у них ранее усвоенных знаний, поэтому требующий поиска и добывания недостающих знаний. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои суждения для решения проблемной ситуации.

Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно - следственных связей.

Так, при изучение в 6 классе темы «Почвы» в начале урока задаю вопросы «Почему в одних местах после дождя на поверхности почвы образуются лужи, а в других местах этих луж нет?» «Почему, растения посаженные в тяжелую почву поливают реже, чем растения посаженные в легкую почву?» Дети высказывают различные предположения. В ходе урока выясняется, что песчаная почва хорошо пропускает воду и быстро высыхает, а глинистая и суглинистая – плохо и долго удерживает влагу.

Использование занимательного материала. На уроках использую разнообразный занимательный материал: интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Такая информация позволяет сконцентрировать внимание ребят на самом главном при прохождении учебного материала. Оригинальные биологические загадки, шарады, игровые задания, викторины, анаграммы, ребусы, кроссворды помогают учащимся не только многое узнать биологические особенности и декоративные качества растений, но и способствуют развитию навыков, анализировать, сравнивать, находить закономерности. Включение занимательного материала в учебный процесс дает учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и за его рамками.



Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Ви
Просмотров: 1535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА