Пятница, 02:58 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Методическая разработка «Социально-педагогический проект для детей с умственной отсталостью»
[ Скачать с сервера (1.69Mb) ] 21.11.2016, 19:53

Государственное областное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета

Методическая разработка

ТЕМА: «Социально-педагогический проект для детей с умственной отсталостью»


Подготовила: Сычева Е.Д.,
воспитатель I кв. категории

г. Тайшет
2016г
Социально – педагогический проект «ТВОРЧЕСКИЙ калейдоскоп»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.
Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.
Социально-педагогический проект – это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.
Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год.
Данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В классе обучаются дети с умственной отсталостью. Низкий интеллектуальный уровень, нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом. Наблюдения показали, что дети любят рисовать, вырезать, мастерить. Творческая атмосфера порой просто блокируется вследствие того, что дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают индивидуальные виды деятельности.
Нужен новый подход. На мой взгляд, это подход предусматривает технология проектирования.
Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2014-2016 уч. год.
Участники: 1) учащиеся 5 класса в количестве 6 человек
с умственной отсталостью;
2) воспитатель Сычева Е.Д.
3) родители учащихся.
Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.
Задачи.
Воспитательные:
- создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
- привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Учебные:
- познакомить с различными художественными техниками;
- развивать интерес к активной творческой деятельности;
- формировать навыки работы с литературой, Интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций, сравнение найденной информации и т.п.) на заданную тему.
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
- развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук;
- развивать цветовое восприятие.
Гипотеза:
совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей внутри класса.
Прогнозируемый результат:
- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
- предлагать друг другу новые идеи в ходе взаимодействия.

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:
- работать сообща приятно и интересно;
- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;
- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончании.
Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты и т.п.
В ходе проекта учащиеся работают с разными материалами: пластилином, разными видами бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, салфетками, тканью.
Учатся оформлять поздравительные открытки, коллажи, стенгазеты.

Предполагаемые продукты:
поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации.
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный.
- Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
- Подбор диагностических тестов:
Шилова (Для выявления взаимоотношений в классном коллективе)
- Определение целей и задач проекта.
II этап. Организационно – ознакомительный.
1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
2. Мотивация деятельности детей по данной работе.
III этап. Реализация проекта.
Работа по сбору информации.
IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.
Размещение творческих работ детей (коллажей, стенгазет, поделок, рисунков и т.п.) по мере их изготовления в классе и на школьных стендах.
V этап. Заключительный.
Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
Рефлексия. Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проекте. Пожелания и предложения о работе в будущем году.
III и IV этапы в течение года повторяются несколько раз.
Работа над проектом предоставляет следующие возможности:
Учащиеся
учатся замечать собственные успехи; а следовательно саморазвиваются и самореализуются;
Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.
Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.
В процессе выполнении проекта воспитателем использовались следующие методы:
беседа с детьми;
наблюдение за ходом работы учащихся;
изучение продуктов деятельности учащихся;
анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
тестирование.
В ходе работы учащимся предлагалось использовать следующие источники информации:
- научно-познавательные журналы;
- информация из Интернета
Основными формами работы с учащимися
являются творческие встречи в классе и выполнение домашних заданий с родителями.
Каждая творческая встреча либо завершает цикл огромной предварительной работы, либо мотивирует на последующую деятельность. Дети высказывают свои предположения, делятся опытом. Темы наших творческих встреч определялись интересами, опытом детей, временем года, календарём.
Домашние задания предполагают нахождение информации на заданную тему совместно с родителями (например: найти материал на тему «Космос» - загадки, пословицы, стихи, иллюстрации и т.п. – на усмотрение детей и родителей; а также творческие предложения – аппликации, открытки, поделки на данную тему)
Для активизации деятельности детей создаём проблемную ситуацию. Например, нужна дизайнерская помощь художнику, нужно подготовить подарки мамам, папам, украсить класс к празднику и др. Практикуем создание специальных ситуаций для обращения за помощью к взрослым или детям – нужна помощь, совет.
Продукты проделанной работы:
Сделали поздравительные открытки ко Дню матери.
Оформили класс новогодними поделками («Человечки-снежинки»)
Сделали поздравительные открытки к новому году «Елочки»
Оформили стенгазету «С Новым годом!»
Сделали поздравительную открытку к 23 февраля (Для конкурса коллективных открыток).
Сделали поделки для мам «Сладкие» цветы»
Оформили коллаж «День космонавтики».
Подготовили поделки из бросового материала ко Дню космонавтики совместно с родителями.
Подготовили стенгазету на конкурс по безолпасности.
Оформили поздравительную газету к 9 Мая.
Оформили выставку рисунков к 9 Мая .
На областном занятии сделали броши из лент к 9 Мая .
Нарисовали композицию для конкурса рисунков, посвященного 120-летию со дня рождения С. Есенина.
Результаты данного проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, которые проявляются в следующих положительных моментах:
- повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;
- формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости;
- активизируется творческая инициатива детей;
- освоение различных художественных техник и ИКТ способствует коррекции психических функций учащихся;
- появляется положительная динамика в развитии коммуникативных навыков;
- улучшаются навыки самоконтроля и планирования;
- активизируется деятельность родителей в учебно-воспитательном процессе.
Материалы данного проекта могут использоваться педагогами для организации внеклассной работы учащихся коррекционных школ.








Литература:
1. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск-2006
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.
3. Полат Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000. – 1244.
5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: sycheva-katyusha84
Просмотров: 19 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА