Воскресенье, 14:48 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

«Лидерские качества, как одна из составляющих социализации личности в обществе »
11.01.2014, 19:09
Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (кор-рекционная) школа-интернат».
«Лидерские качества, как одна из составляющих социализации личности в обществе »
В наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.
Для воспитания современного человека необходимы методы и формы работы, направленные на освоение учащимися различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности в обществе.
Доминирующим фактором общения у детей является общение со сверстника-ми. Потребность занять свое место в коллективе, ориентация на оценки, суждения сверстников становятся важнейшим фактором психического развития детей. Возраста-ет потребность личностной самооценки, потребность к «взрослости», самостоятельно-сти, самоутверждению.
Термин «лидер» происходит от английского слова «leader» - «ведущий», «иду-щий впереди», т. е. – это человек, который руководит какой-то организацией, коллек-тивом или группой ребят и ведет их к каким-то победам.
Основные признаки, характеризующие лидера:
 принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой;
 положение в группе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус;
 совпадение ценностных ориентаций6 нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы;
 воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание осталь-ных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей;
 умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обяза-тельства;
 умение работать в команде;
 умение вести дискуссию;
 умение анализировать;
 коммуникативные умения.
Исходя из признаков лидерства, мы ставим для себя основные задачи воспи-тания лидера:
 обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
 самоорганизация и проектирование собственной деятельности;
 формирование социально-нравственной позиции;
 выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных уме-ний и навыков.
Реальная практика говорит о том, что в школе, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, хотя наши дети спо-собны проявить инициативу, активность, творчество, участвовать в общественной жизни.
Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней – своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.
Конструирование поля лидерства предполагает:
1. построение оптимального стиля взаимоотношений в группе в целом и группы с лидером;
2. организацию ситуаций жизнедеятельности группы, способствующих макси-мальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа уча-щихся;
3. создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества;
4. позиция педагога - "рядом и впереди";
5. использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел (КТД) и деловых игр.
Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осу-ществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а зна-чит и развитие лидерских качеств школьников должно проходить в коллективной дея-тельности.
Лидерство как качество личности формируется, развивается и совершенствуется в кол-лективе. Именно в данной среде закладывается фундамент качеств лидера как личности – желание бескорыстно помогать окружающим, ответственность, трудолюбие, коллекти-визм и др., которые являются основополагающими лидерства.

Процесс формирования лидерства отличается наличием общей, социально значи-мой цели. Эта цель должна совпадать со школьными, общественными целями по своей конкретности, осуществимости. Только та цель, которая имеет возможность реализации, способна организовать, сплотить и развить лидерские качества всех членов коллектива.
Совместная общественно полезная деятельность по своему содержанию может быть различной (учебная, трудовая, общественная, спортивная и др.). Такая деятельность спо-собствует сплочению школьников, развитию ответственности, чувства долга, взаимоува-жения, желании прийти на помощь своим товарищам, воспитанию у них дипломатично-сти, гибкости в отношениях с товарищами, коммуникативных, деловых и лидерских на-выков.
В нашей школе такая деятельность осуществляется в процессе организации и реализации коллективных творческих дел (КТД). КТД позволяют создать в школе ши-рокое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела на-ходится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер сво-его участия и ответственности. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и спло-чение детского коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую вне-урочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опы-том, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
В нашей школе организовывается и реализуется множество коллективных творче-ских дел. Вот некоторые из них:
Проект по благоустройству жилого корпуса «Теремок». В результате реализации которого комнаты детей стали более уютными, досуг более интересным.
Проект по благоустройству и озеленению территории школы-интерната «Зеленая планета», в рамках которого воспитанники вместе со взрослыми выращивали и высаживали рассаду цветов и декоративных растений, поливали и пололи свои посадки.
Ежегодно наша школа-интернат участвует в городских и республиканских вы-ставках декоративно-прикладного творчества. Работы наших учеников неоднократно занимали призовые места в этих выставках.
Традиционной стала акция «Покормите птиц зимой!». Каждый класс и каждая группа из различных материалов изготавливает кормушки для птиц, развешивает их на территории школы-интерната и в течение всей зимы следит за их состоянием и подкармливает птиц.
Ежегодно в школе-интернате проходит неделя хакасской культуры, участвуя в которой ученики знакомятся с историей, традициями, бытом народа на земле которо-го они живут.
Учебный год в нашей школе заканчивается «Праздником труда». На котором каждый класс, каждая группа, каждый творческий коллектив демонстрирует свои достижения за год.
В апреле стало традицией проведение «Недели детской книги».
Осенью 2009 года Черногорская школа-интернат приняла участие в «Респуб-ликанском конкурсе на лучшее коррекционное учреждение Хакасии», в котором за-няла почетное третье место.
Результаты коллективных творческих дел, организованных в нашей школе, доказывают, что КТД необходимы для воспитания современного человека и предполагают развитие так называемых общих качеств лидера среди участников, таких как:
• компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
• активность – умение действовать энергично, напористо;
• инициативность - творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
• общительность – открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
• сообразительность - способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание- способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: bolshsvet
Просмотров: 431 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА