Среда, 11:38 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
[ Скачать с сервера (236.5Kb) ] 23.09.2015, 17:29

Тема: «Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Автор: Балаклеец Василина Николаевна, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 1460, г. Москвы.

 

Пояснительная записка

 

 

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Очень важно проводить комплексную развивающую и коррекционную работу. Основой и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики («гимнастика для мозга»/«нейройога»/«кинезиология»), позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

 

Цели

 

Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).

 

 

Задачи

 

- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками),

- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики),

- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,

- развитие произвольной сферы.

Адресат

 

Старшие дошкольники, младшие школьники (5-8 л.) (особенно те дети, у которых имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д.).

 

 

Методическое обоснование программы

 

 

В программу входят несколько комплектов коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования и методическое пособие «Волшебные обводилки», три комплекта заданий «Не просто лабиринты»; комплекс упражнений «Гимнастика для мозга», дополненный упражнениями из комплекса «Нейройога», «Программы нейропсихичяеского развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

 

 

 

 

Основные принципы программы

 

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

 

Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 

Вариативность.

 

Структура и содержание программы

 

 

Диагностический этап – развитие мелкой моторики, графического навыка (в начале и конце курса занятий).

Данная диагностика может входить в общий диагностический комплекс (например, Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских учреждений дошкольных образовательных учреждений»). Представленные диагностические задания

5 – 6 лет: наблюдение: навыки самообслуживания - может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры (треугольник), рисует правильно квадрат, рисует человека (С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Т.Топоркова, С.В.Щебинина «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет». Приложение 1).

6 – 7 лет: так же можно включить разную штриховку, задания типа дорисуй, срисуй, продолжи узор, рисунок человека, «Вырежи круг» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских учреждений дошкольных образовательных учреждений». Приложение 2).

Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого – реципрокная координация движений и другие методики (Приложение 3).

Младшие школьники: дополнительно - изучение рисунков (в том числе рисунок человека), тетрадей (почерк).

Основной этап: коррекционно-развивающие занятия.

Частота, продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями ребенка/детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 20 до 40 мин., 1-2 р.в неделю, на протяжении 1/2 уч.г.).

Занятия могут проходить в индивидуальной форме или в малой группе (2-4 реб.).

Структура занятий:

(вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия)

 

1- Приветствие: создание позитивного настроя, доверительной атмосферы (2-3 минуты).

Упражнение «Ручеек радости». Другой вариант: поговорить о настроении, выбрать пиктограмму определенного настроения.

 

2- Разминка:

1 - дыхательные упражнения в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные «растягивающие» движения снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждая из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания — паузы (2-5 минут).

2 - ритмирование: ориентация на внешний ритм не только активизирует слуховой канал восприятия, но и помогает детям настроиться на общий ритм работы. Для выполнения этих упражнений используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где вы сами вслух считаете детям, можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует также развитию внимания и большей приспособляемости детей к изменяющимся условиям (3-5 минут).

3 – упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага), головы, шеи, плеч (до 5 минут).

(Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков»; Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только); С.Кузнеченкова «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья», «Полезные сказки и упражнения для родителей»; «Практикум по сказкотерапии»/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, О.А. Андреев «Тренируем свою память»; А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»)

 

3- Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия (5-10 минут).

(Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков», А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»; С.Кузнеченкова «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья», «Полезные сказки и упражнения для родителей»)

 

4- Упражнения для развития графомоторных навыков:

- обводка, копирование рисунков (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков»); (5-10 минут)

- с 6 лет: работа в тетради в клеточку («продолжи узор» - И. Ткачева «От линии к линии», рисование по клеточкам - Л.Морозова «Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»), (5-10 минут)

- с 6-7 лет: работа с лабиринтами (Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты»).(10-20 минут)

 

(для школьников в занятие можно ввести функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля - А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью») (5 минут)

 

5- Упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение (снятие мышечного и эмоционального напряжения) (3-5 минут).

(А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»; Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков»);

 

6- Прощание, итоги. Упражнение «Ручеек радости» (2 минуты).

Далее смотреть архив материала

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Лина7773
Просмотров: 683 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 1.5/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА