Воскресенье, 17:12 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

КОРРЕКЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
[ Скачать с сервера (61.0Kb) ] 14.11.2015, 13:18

Изучение математики целиком направлено на развитие мыслительной деятельности учащихся. Однако в коррекционной школе в структуру каждого урока математики обязательно включаются специальные упражнения, направленные на формирование и коррекцию различных видов мышления и отдельных мыслительных операций.
1. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных мыслительных операций с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.
• Упражнение-игра «На что это похоже»?

• Упражнение – задание типа «Заполни пробел».

• Упражнение – игра «Кубики».
Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

Осваивается эта игра поэтапно.
Первый этап — рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.
Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой.
Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.
Четвертый этап — складывание объемных фигур по пред¬ставлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

• Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек».
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
а). Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.



б) Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 па¬лочки так, чтобы получилось 4 треугольника.
в). Составить два разных квадрата из 7 палочек.

- Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек
с целью видоизменения фигуры.
а). В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

б). Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.


в). Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк.

г). Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

2. Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.
• Упражнение «Продолжи узор»
Это упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребёнка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребёнок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало, чтобы приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона. После того, как подобные упражнения уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остаётся такой же: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».
• Упражнение «Платочек»
Это упражнение сходно с предыдущим, но является более сложным его вариантом, т.к. предполагает воспроизведение узора относительно двух осей – вертикальной и горизонтальной. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображён сложенный пополам (или вчетверо) платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него будет вид? Дорисуй платочек, чтобы он выглядел развёрнутым».
• Упражнение «Составь фигуру».
Это упражнение направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана. Подобного вида задания можно разработать для любых геометрических фигур. Если ребёнку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и её частей. То можно изготовить макет из бумаги и работать с ребёнком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.
Вот несколько вариантов этого упражнения:
а) на полоске отметь крестиком две такие части, из которых можно составить круг;
б) даны два ряда фигур; в первом даны целые фигуры, а во втором – те же фигуры, но разбитые на несколько частей; нужно соединить мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая при этом, получается найти в первом ряду; фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг другу, соединить линией;
в) посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображённые на заданных картинках.
• Упражнение «Сложи фигуры».
Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме, размеру. Инструкция: «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга». По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура, большая по размеру, что провоцирует ребёнка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Если ребёнок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном. Т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.
• Упражнение: «Найди закономерность»
а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности заполнения».
б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице. Инструкция: «Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие, чтобы и в этом ряду были представлены все из предложенных видов снежинок».
в) Инструкция: «Рассмотри флажки. Подумай, как нужно заштриховать последний, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой». Отличие этого варианта задания от предыдущего заключается в наличии двух признаков, по которым происходит установление закономерности, а не одного. В данном случае это: форма флажков и вид штриховки. Важно, чтобы при установлении закономерности ребёнок смог учесть оба признака одновременно.
• Упражнение «Светофор».
Инструкция: «Нарисуй в клеточках красные, жёлтые и зелёные кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».
• Упражнение «Играем кубиками».
Упражнение направлено на развитие умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три. Во втором ряду расположены эти же пять кубиков но повёрнутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевёрнутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить со своим изображением в нижнем ряду. Это упражнение очень эффективно с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Если оперирование кубиками вызывает большие трудности у ребёнка, то можно склеить такие кубики и проводить упражнения с ними, начиная с самого простого – «найти соответствие между картинкой и таким же положением кубика».
• Упражнение «Игра с обручами».
Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребёнка устанавливается правило: например, расположить предметы (или геометрические фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча. После расположения фигур необходимо спросить у ребёнка: «Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в круге? Вне круга? Очень важно научить ребёнка обозначать свойство классифицируемых фигур. Игру с одним обручем необходимо повторять 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для классификации: «Расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихованные (красные, зелёные), и только они оказались внутри обруча. «Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевлённые предметы, и только они оказались внутри обруча» и т.д.
• Упражнение «Игра с двумя обручами».
Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам. Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри одного обруча, но во вне второго; внутри второго обруча, но во вне первого; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом. Затем сообщается правило классификации. Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.
Аналогично проводится упражнение «Игра с тремя обручами», где предполагается классификация уже по трём свойствам.
• Упражнение «Классификация».
Так же как и предыдущие упражнения, это направлено на формирование умения классифицировать по определённому признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не даётся. Ребёнку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы. Важно, чтобы ребёнок, выполняя это задание, нашёл как можно больше оснований для классификации.

3. Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления.
• Упражнение «Систематизация».
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определённому признаку. В качестве основания для систематизации могут быть темы – цвета, фигуры, цифры, числа, количество предметов на картинке и т.п.
• Упражнение «Раздели на группы».
Предлагаются слова и задание: «Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?» (Один, круг, квадрат, три, шесть, треугольник) и т.п.
• Упражнение «Подбери слова».
Подбери как можно больше слов, которые отнести к группе игрушки, учебные вещи, геометрические фигуры, цвета, и т.д. В другом варианте этого задания предлагается соединить стрелочками слова, подходящие по смыслу. Подобные задания развивают у ребёнка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.
• Упражнение «Найди общее слово».
В этом задании содержаться слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение. А также способность к абстракции.
• Упражнение «Логические задачи».
Логические задачи – особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использование понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, и как следствие, формулируется умозаключение.
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, «у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры – большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? разное?»
Задачи для решения:
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка – в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
3. Толя и Игорь рисовал. Один мальчик рисовал дом, а другой – ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?

Следующий вариант задач содержит следующее исходное положение: если даны три объекта и два признака, одним из которых обладают два объекта, а другим один, то, зная, какие два объекта отличаются от третьего по указанным признакам, можно легко определить, каким признаком обладают первые два. При решении задач подобного типа ребенок учится совершать следующие мыслительные операции:
- делать вывод об идентичности двух объектов из трех по указанному признаку. Например, если в условии сказано, что Ира и Наташа и Наташа с Олей вышивали разные картинки, то понятно, что Ира и Оля вышивали одинаковую;
- делать вывод о том, каков тот признак, по которому эти два объекта идентичны. Например, если в задаче сказано, что Оля вышивала цветок, следовательно, Ира тоже вышивала цветок;
- делать окончательный вывод, т.е. исходя из того, что уже известны два объекта из четырех, которые идентичны по одному из двух данных в задаче признаков, ясно, что другие два объекта идентичны по другому из двух известных признаков. Так, если Ира и Оля вышивали цветок, то другие две девочки, Наташа и Оксана, вышивали домик.
Задачи для решения:
1. Две девочки сажали деревья, а одна – цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?
2. Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по животному. Что нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных?
3. Два мальчика купили марки, один – значок и один – открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок?
4. Два мальчика жили на одной улице, а два – на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
5. Две девочки играли в куклы, а две – в мяч. Во что играла Катя, если Алена с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч?

Задачи на сравнение.
В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. «Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки».
2. «Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?»
3. «Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика».
Графическое изображение транзитивного отношения величин значительно упрощает понимание логической структуры задачи. Поэтому, когда ребенок затрудняется, мы советуем использовать прием изображения отношения величин на линейном отрезке. Например, дана задача: «Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?». В этом случае объяснение может строиться следующим образом: «Посмотрим внимательно на эту линию.


С одной стороны располагаются дети самые быстрые, с другой – медленные. Если Катя быстрее Иры, то где мы поместим Катю, а где Иру? Правильно, Катя будет справа, где быстрые дети, а Ира слева, т.к. она более медлительна. Теперь сравним Иру и Лену.

Мы знаем, что Ира быстрее Лены. Где мы тогда поместим Лену относительно Иры. Правильно, еще левее, т.к. она медленнее Иры.

Посмотри внимательно на чертеж. Кто же быстрее всех? А медленнее?».
Условия задач различаются не только по количеству информации, в которой нужно разобраться, но и по ее наблюдаемым особенностям: виды отношений, разные имена, поставленный по-разному вопрос. Особое значение имеют «сказочные» задачи, в которых отношения между величинами построены таким образом, каких не бывает в жизни. Важно, чтобы ребенок смог отвлечься от жизненного опыта и пользовался теми условиями, какие даются в задаче.
Варианты задач.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстры?
6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?
7. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?
8. Ира на 3 см. ниже, чем Клава. Клава на 12 см. выше, чем Люба. Кто выше всех?
9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?
12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?
14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?
15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?
16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

Все рассмотренные нами варианты логических задач направлены на создание условий, в которых существует или существовала бы возможность формирования способности выделять существенные отношения между объектами и величинами. Кроме тех задач, которые были указаны выше, целесообразно предлагать ребенку задачи, в которых отсутствует часть необходимых данных или, наоборот, имеются ненужные данные. Можно также использовать прием самостоятельного составления задач по аналогии с данной, но с другими и другим признаком (если в задаче имеется признак «возраст», то это может быть задача про «рост» и т.д.), а также задач с недостающими и избыточными данными. Имеет смысл превращение прямых задач в обратные и наоборот. Например, прямая задача: «Ира выше Маши, Маша выше Оли, кто выше всех?»; в обратной задаче вопрос: «Кто ниже всех?.
Если ребенок успешно справляется со всеми видами предложенных ему задач, целесообразно предлагать задания, связанные с творческим подходом:
- придумать задачу, которая как можно более не похожа на задачу-образец, но построена по единому с ней принципу;
- придумать задачу, которая была бы сложнее, например содержала бы больше данных, чем образец;
- придумать задачу, которая была бы проще, чем задача-образец, и т.д.
4. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.
Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Предлагаю следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.
• Упражнение «Формирование искусственных понятий»
(по Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову).
Материал: Три набора карточек (по 9 карточек в каждом наборе). На карточках изображены геометрические фигуры (по 1 на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры чёрного цвета. Во втором – белого, в третьем – серого. На оборотной стороне карточек написаны бессмысленные сочетания из трёх букв (для первого набора – «пак», для второго – «бро», для третьего – «вил»). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученик должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача – образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность учащихся, другой ряд – функцию знаков, организующих их деятельность.

• Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».
Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному. Работа с этим упражнением ведётся совместно учителем и детьми. Задача учителя – подвести детей к логическому связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведённое рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.
Примерные задания:
1. Коньки Лодка_________________
зима лёд, каток, весло, лето, река

2.Дождь_________________Мороз_________________
зонтик полка, холод, сани, зима, шуба

• Упражнение « Формирование умения отделять форму понятия от его содержания».
Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а вы будете отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».
- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Использованная литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «ОСЬ-89», 2000
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 1994
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М: «ВЛАДОС», 2001
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., «ВЛАДОС», 2001
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., «Просвещение», 1986
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС», 2001
7. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Инна_Инна | Теги: коррекция, специальные упражнения, мышление
Просмотров: 490 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА