Суббота, 01:14 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой.
28.04.2013, 14:47
На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Вместе с тем, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте.
Среди направлений образовательной программы нашего ДОУ особое место занимает коррекционно-образовательная деятельность. Содержание её направлено на решение ряда задач, одна из которых – подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи, профилактика нарушений чтения и письма. Учителя-логопеды активно используют современные образовательные технологии в коррекционном процессе, в том числе и при подготовке детей к обучению грамоте.
Использование в коррекционной работе современных образовательных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

1.Использование метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения, на наш взгляд, является использование наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С. Л.М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования ( использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Включение наглядных моделей на коррекционных занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создают предпосылки для развития фонематического восприятия.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Используя схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) мы постепенно приучаем детей к наблюдениям над языком. Наглядно показывая детям, что текст можно расчленить на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
Использование схем в процессе подготовки к обучению грамоте позволяет менять характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы используем различные дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие «Где находится звук?».
Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
2. Игра «Гномики».
Цель игры: упражнять в дифференциации понятий «гласный» -«согласный твердый/мягкий» звук.
Для этой игры на начальных этапах обучения детям предлагается схема ответа, опираясь на которую им легче построить речевое высказывание.
Схема ответа:
• называет предложенную картинку
• называет первый звук в названии изображенного предмета
• определяет первый звук гласный или согласный
• «отдает» картинку Гномику (гласный звук – Гномик в красной одежде, согласный твердый – в синей и т.д.).
3. Пособие «Звуковой анализ слов».
Цель пособия – упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков.
В ходе подготовки дошкольников к обучению грамоте дети знакомятся с буквами. На практике не раз убеждались в том, что дети с нередко испытывают затруднения при запоминании графического образа буквы. В связи с этим в процессе обучения чтению применяем предметную или предметно-схематическую модель буквы. Предметная модель буквы изготавливается самим ребенком. В вечернее время вместе с воспитателями дети мастерят буквы: лепят из пластилина, выкладывают из различных круп, выщипывают из газет и бумаги. Такой прием не только способствует лучшему запоминанию графического образа буквы, но и развивает мелкую моторику пальцев рук.
С целью профилактики дисграфии используем ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.
Одним из методов наглядного моделирования используемых нами в логопедической работе при подготовке к обучению грамоте является мнемотехника.
Формирование навыков наглядного моделирования мы проводим в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей.
Использование в работе метода наглядного моделирования, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее, и решить следующие задачи:
• познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
• образно представить структуру слова;
• научить выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
• определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
• определять последовательность звуков в слове;
• определять количество звуков в слове;
• изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
• сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
• научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
• отработать навык по слогового чтения.
Нами разработана система логопедических игр и заданий с применением наглядного моделирования.
Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре, за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного метода работы.
Параллельно с собственно логопедической работой по подготовке к обучению грамоте у детей осуществляется коррекция и других высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
2.Здоровьесберегающие технологии.
В работе по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к овладению грамотой также используем здоровьесберегающие технологии, например пальчиковую гимнастику.
С.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Нами разработан проект «Пальчики помогают говорить». Знакомство с буквами в процессе занимательных упражнений, позволяет детям более быстро и эффективно их усвоить. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, мелкой моторики, речи, конструктивного праксиса.
Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов. В рамках работы над проектом разработаны методические рекомендации для родителей, по использованию пальчиковой азбуки.
3. Информационно-коммуникативные технологии.
Целью применения информационно-коммуникативных технологий в процессе подготовке к овладению грамотой является повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.
Очевиден эффект использования данной технологии, позволяющей разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.
Как показывает практический опыт, обучение старших дошкольников грамоте проходит более успешно, с применением компьютера и мультимедийных технологий. Так как применение цвета, графики, звука, позволяют моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и речевые способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому.
Инновационные компьютерные технологии активизируют учебную деятельность детей, их эмоциональное состояние и в целом, способствуют развитию психических процессов (вниманию, памяти, мышлению…). Помогают привлекать внимание детей уже на организационном этапе, цель которого, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Информационно-коммуникативные технологии, используем на различных этапах подготовки к обучению грамоте: звукового анализа и синтеза, на этапе знакомства с буквой, чтении.
Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой проводим с использованием слайдов и раздаточного материала, где у детей формируется осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Также предлагаю составлять слова из букв в определенной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, и слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла.
Нами разработан цикл занятий по автоматизации звукопроизношения с использованием ЦОР, а также цикл занятий по обучению грамоте. Разработана электронная игра - тренажер «Разделим слова на слоги».
На протяжении многих лет в индивидуальной работе с детьми используем пособия: «Игры для Тигры», некоторые разделы которого способствуют подготовке детей к овладению грамотой, а также «Баба Яга учиться читать» и др..
Результаты проводимой работы с применением компьютерных технологий. дают положительную динамику в подготовке к обучению грамоте детей.
Практика показала, что при подготовке к обучению грамоте использование информационных технологий, несет в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Литература
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
3. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1, 2008г.
4. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.
5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 1998.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи. Москва, 1985.
7. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.
8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду, 2007,№4
10. Леон Лоренсо С., Хализеева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М.,1979.
11. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов», М, 2002 г.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994.
12. Рыжанкова Е.Н.Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.; ТЦ Сфера, 2010г.
13. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.
14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, 1997.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: ЕленаS
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА