Понедельник, 03:17 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу»
[ Скачать с сервера (155.0Kb) ] 14.01.2016, 13:19

Е.С.Багнюк, педагог-психолог

Государственное образовательное учреждение

 «Центр образования» для детей-инвалидов

Забайкальского края,

отделение раннего

и дошкольного детства «Шаг навстречу», город Чита

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

воспитанника отделения раннего и дошкольного детства

«Шаг навстречу»

Пояснительная записка

          

       Данная индивидуальная программа развития (ИПР) предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с  воспитанником с ранним детским аутизмом, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности, в связи с имеющимися психическими нарушениями.

Индивидуальная оценка развития ребенка в рамках психолого-педагогической диагностики была проведен следующими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем по физической культуре (разделы работы данных специалистов добавляются в ИПР).  На основании наблюдений была составлена психолого-педагогическая характеристика:

Особенности развития познавательной сферы (внимание, восприятие, память, мышление):

         Познавательный интерес к предъявляемым заданиям поверхностный, формальный, неустойчивый, тонус психической активности истощаем. Существенно сужен объем устойчивой работоспособности.

         Дисгармоничность в освоении знаний (умеет читать, также читать на английском языке, произносит много английских слов, однако  не может назвать многих животных на картинке, не узнаёт на слух мычание коровы – говорит мама, дом – набор слов). Отсутствие критичности мышления, умения оценивать результат деятельности.

         Пространственно – временные  представления в стадии формирования предпосылок.

         Нарушения восприятия, переработки и сохранения когнитивной информации: невозможность концентрации, поддержания и переключения внимания, нарушения мнестической деятельности (по савантическому принципу), недоразвитие мыслительной деятельности.

         Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем силовых проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем перебора вариантов, прикладывания, разворотов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Низкий уровень развития  познавательной деятельности. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны.

         Понимание обращенной речи ограничено, понимание на бытовом и ситуативном уровне, наблюдается «речетативность речи», не понимает поощрений и замечаний, ориентировка на оценку отсутствует, задания выполняет хаотично, при этом сопровождая речевым потоком (набор слов), речевые стереотипии не постоянного ситуативного характера.

Игровая деятельность требует целенаправленной помощи и активизации, мотивации со стороны  педагога, активной стимуляции, в противном случае — манипулирование, разбрасывание игр и игрушек, неадекватные проявления.

Двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита.

Личностные особенности (особенности поведения, эмоционально-волевая сфера, уровень адаптивного поведения):

         Продуктивный и зрительный контакт с ребенком затруднен, отсутствие навыков коммуникации, контакт формальный, поверхностный.  Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования, ребёнок проявляет невротические реакции с хаотическим перебором вариантов выполнения. Личностная черта — упрямство, агрессия, излишняя патологическая суетливость.

Гиперкинетическое расстройство поведения. Декомпенсации: агрессивность, мотивационные затруднения в деятельности. Требованиям не подчиняется, реакция на порицание неадекватная (подпрыгивания, паясничанье, склонность к баловству), при поощрении, одобрении или порицании демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость), в наличии  речевые стереотипии: «Давай ругаться не будем» - многократное повторение). О себе говорит в третьем лице. Резкие перепады настроения, быстрые переходы от агрессии — к плаксивости, смеху, стереотипическим повторам какого-либо слова, произносит много английских слов невпопад, ситуативно. К музыке относится спокойно. Не способен работать содержательно,  активен кратковременно. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения заданий (убегает и падает в «сухой бассейн» либо падает на пол, расторможен, повышенная отвлекаемость), избалованность, эйфоричный фон настроения. Расстройство аффективно-волевой регуляции.

    В самообслуживании требует помощи взрослого, одна из причин - ожирение, однако способен проявлять самостоятельность, (МСПЗ).

Развитие речи (оценку проводит и даёт логопед-дефектолог)

         Физическое развитие (оценку проводит и даёт воспитатель по физической культуре)

Выводы:

Качественные нарушения в социальном взаимодействии:

- неспособность адекватно использовать выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;

- неспособность развития отношений с сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями;

- отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которое проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом;

Качественные нарушения в коммуникации, представленные:

 - отставание развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики как альтернативной модели коммуникации;

 - неспособность инициировать или поддерживать разговор.

Низкий уровень развития основных линий познавательной деятельности и расстройство аффективно-волевой регуляции (и выводы специалистов).

         Таким образом, ИПР воспитанника с ОВЗ по коррекции эмоционально-волевой сферы, формированию и  развитию коммуникативных навыков и развитию познавательных процессов разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155);

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13);

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

А также на основе коррекционных программ, методик и технологий:

            Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

            Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

            Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

            Морозов  С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

         Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

         Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей.

         Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.

         Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

Данная ИПР построена на основе адаптированной рабочей программы педагога-психолога, логопеда-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя по физической культуре - для воспитанников с расстройством аутистического спектра.

Главная цель составления ИПР -  разработка содержания коррекционной работы с ребенком с ОВЗ, направленной на формирование возрастных психологических новообразований, коррекции эмоционально-волевой сферы, формированию и  развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы.

Цель программы: смягчение характерного для аутичного ребёнка сенсорного и эмоционального дискомфорта; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; формирование и  развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

-обучение простым навыкам контакта; преодоление негативизма при общении;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности;

-развитие интеллектуальной сферы и познавательных процессов: развитие внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения.

Работа в данных направлениях поможет ребёнку значительно смягчить недостаток во владении коммуникативными навыками и повысить уровень развития познавательной деятельности.

Срок реализации ИПР с14.09.2015 по 30.12.2015, с 11.01.2015 по 25.05.2016 (I и II полугодие).  Первостепенно работа проводится по первому и второму этапам ИПР, к последующим этапам работы психолог приступает после  реализации предыдущих этапов.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: msbagnyuk
Просмотров: 276 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА