Воскресенье, 01:29 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Игровая деятельность – как средство формирования коммуникативных  навыков у детей с нарушением интеллекта
[ Скачать с сервера (26.6 Kb) ] 07.09.2019, 10:39

Игровая деятельность – как средство формирования коммуникативных  навыков у детей с нарушением интеллекта.

Накипова Ксения Андреевна

МБОУ «Майкорская общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

 воспитатель

При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи-словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника. Педагог на начальном этапе выступает в качестве «кукловода», затем дети начинают проявлять некоторую самостоятельность.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный всплеск стимулирует коммуникативную активность.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми . Внимательное заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Система игр на развитие коммуникативных навыков.

Среди игр и упражнений предпочтение отдаю сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

Игры и упражнения на развитие умения отрудничать

Задачи

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• учить обращаться за помощью к взрослому;

•учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
• учить выполнять поручения;

• учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
• учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.

«Танцуй с другом»
Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Всем участникам раздать по одной игрушке. Взрослый предлагает потанцевать вместе с игрушками, так как игрушкам танцевать самим скучно.
Далее, количество игрушек увеличить, и попросить участников своим игрушкам найти друга под музыкальное сопровождение. Затем попросить взять в каждую руку по выбранной игрушке и потанцевать.
Затем попросить участников организовать хоровод из игрушек (сложить их в круг), взять за руки соседей и водить хоровод вместе.
На последующих этапах, участники, преимущественно дети должны выбрать в качестве друга не игрушку, а другого участника для танца в паре.

«Помоги Маше»

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.

«Подарки»

Цель: формирование потребности в общении.
Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить:
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.

«Сделай как Я»

Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.
Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

«Обезьянка»

Описание игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

«Катаем мячик»

Цель: формировать коммуникативные навыки.
Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу

«Рукавички»

Описание игры. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

«Лото»

Оснащение: игровые карточки

Описание игры

Выигрывает тот, кто первым закроет всё игровое поле, кто будет более внимательным, услышит названные слова, скажет «у меня» и правильно наложит рисунок на рисунок.

«Звери на болоте»

Оснащение: дощечки или листы бумаги.

Описание игры

Педагог разделяет детей на пары, в каждой из которых один участник получает шапочку с животным, другой – 2 дощечки.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого дощечек больше, помогает своему партнеру выбраться ил болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Оценивается готовность ребенка прийти на помощь своему другу, а также предложенные им варианты спасения.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Задачи

• учить выполнять движения по образцу;

• учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;

• учить понимать смысл сообщений.

«Ау!»

Описание игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

«Возьми игрушку»

Описание игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

«Пожалуйста»

Описание игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Кинезеологические игры.

Игры с пальчиками, артикуляционные упражнения, общефизические упражнения под речевое сопровождение.

Например,

Ветер

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе.

Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук,

«открываем и закрываем рот» крокодила.

Далее смотреть архив материала

 

 

 

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 25 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА