Четверг, 06:17 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

«Формирование у старших дошкольников умений моделировать пространственные отношения между игрушками, реальными предметами и их заместителями
[ Скачать с сервера (58.0Kb) ] 04.11.2014, 21:09
Тема: «Формирование у старших дошкольников умений моделировать пространственные отношения между игрушками, реальными предметами и их заместителями».

У дошкольников с нарушением зрения наблюдаются трудности анализа, запоминания и воспроизведения предъявляемых им предметно-пространственных построений.
Один из этапов обучения ориентировке в пространстве включает в себя формирование умений моделировать пространственные отношения между игрушками, реальными предметами и их заместителями.
Начинается обучение с показа детям простейших пространственных отношений между игрушками в микропространстве. Например, тифлопедагог ставит на стол большой яркий кубик, на него помещает матрёшку или располагает пирамидку рядом с ёлочкой. Предлагает ребёнку рассмотреть, ощупать и назвать игрушки. Объясняет: «Матрёшка стоит на кубике», «Кубик внизу, а матрёшка вверху»: «Пирамидка и ёлочка стоят рядом, близко одна к другой». Ребёнку предстоит повторить, как расположены игрушки, а затем разместить такие же игрушки по уже обследованному образцу.
Подобные упражнения проводятся и с реальными предметами. Например, на стул сажают куклу, а под стул помещают мяч. В таких упражнениях дети учатся анализировать простейшие пространственные отношения игрушек и реальных предметов, а также самостоятельно их моделировать по предъявленному педагогом образцу. Одновременно идёт обучение ребят словесному описанию чувственно воспринимаемых пространственных ситуаций.
Тифлопедагог учит детей действовать то определенному плану:
— зрительно-осязательное обследование игрушек, других предметов и их пространственных отношений;
— называние игрушек и реальных предметов;
обозначение в речи их расположения в микро- и макропространстве.
Постепенно пространственные построения усложняются. Рассмотрим эту работу на примере: детям нужно будет обследовать, а затем и моделировать микропространство - кукольную комнату. Тифлопедагог проводит индивидуальные занятия в форме сюжетной игры. Каждый ребенок учится сначала обследовать пространство, которое ему предстоит моделировать.
Кукольная комната моделируется на макете. Он выполнен из картона, размер — 32 х 21 см, высота стен 15 см, изображено одно окно и дверь. Используется набор кукольной мебели из пяти предметов:
стол, два стула, шкаф, диван. Кукольная мебель должна быть небольшого размера, но с четко выраженными основными деталями — открывающиеся дверцы шкафа, выдвигающиеся ящички, стульчики со спинкой, сиденьем и четырьмя ножками, диван со спинкой и ручками. Впоследствии, когда ребенок овладеет моделированием кукольной комнаты, количество предметов мебели может быть увеличено.
Первое занятие проводится в форме игры «Кукла купила новую мебель». Тифлопедагог сидит на стуле, ребенок стоит рядом. Кукольная комната обследуется сверху; небольшая высота ее стен позволяет ребенку хорошо рассмотреть комнату и свободно ощупать. Макет ставят на стол таким образом, чтобы передняя стена кукольной комнаты с дверью была обращена к ребенку. Правая и левая стены соответствуют правой, левой сторонам тела играющего, это облегчает ему ориентировку на макете.
Сначала ребенок с помощью тифлопедагога рассматривает и обследует на ощупь макет кукольной комнаты (без мебели), выясняет, что в ней четыре стены: передняя, задняя, правая и левая. Тифлопедагог обращает внимание ребёнка на расположение окна и двери. Свои пояснения сопровождает указательными жестами в сторону называемых объектов. Игровую ситуацию и положительный эмоциональный настрой создают такие пояснения тифлопедагога «Кукла сделала в своей комнате ремонт. Посмотри, какие красивые обои на стенах! А какие яркие занавески!» и т. п.
Переходим к изучению предметов кукольной мебели. Их ребенок достает из машины- грузовика, на котором медведь привез из магазина мебель для куклы. Своими пояснениями, инструкциями и вопросами тифлопедагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает внимание и интерес к игре. Попутно обсуждается качество мебели — красивая и удобная.
При первичном обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели тифлопедагог берет руки ребенка в свои и направляет их движение, помогая подробнее ощупать, воспринять форму, особенности строения каждого предмета, его детали. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком (с помощью тифлопедагога) на макете. Все действия сопровождаются словесными пояснениями тифлопедагога с постепенным вовлечением в это ребенка. Комментарии подчеркивают игровую обстановку. Например: «Стол поставим около окна, чтобы можно было видеть, какие красивые цветы растут на клумбе, «диван поместим вдоль стены, чтобы на нем было удобнее сидеть и разговаривать с гостями».
На повторном и следующих занятиях, которые проводятся в форме сюжетных игр («Кукла переезжает на новую квартиру», «К кукле приехали гости», «Помоги кукле разместить подарки в её комнате») ребенку предоставляется больше самостоятельности при расстановке мебели и словесном описании ее расположения в кукольной комнате.
Условия каждой такой игры меняются. Например, по-другому расставляется мебель, увеличивается ее количество, вносятся новые атрибуты. Коррекционные занятия проводятся столько раз, сколько требуется для полного усвоения ребенком возможных вариантов пространственных отношений между предметами в микропространстве и их обозначений в речи.
Позже, опираясь на сформированные у детей навыки, тифлопедагог переходит к обучению моделированию пространственных отношений по предметному образцу с использованием предметов-заместителей. Коррекционные занятия также проходят в индивидуальной форме.
Тифлопедагог объясняет ребенку, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала. Ребёнок с помощью тифлопедагога выбирает, какой деталью строительного конструктора можно заменить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты, соотнося их по форме. Такие упражнения способствуют развитию пространственного воображения.
Для облегчения процесса моделирования на первом занятии перед ребенком ставят макет кукольной комнаты с мебелью. Тифлопедагог помогает ребёнку соотнести стороны листа картона, на котором они располагают затем предметы-заместители, со сторонами — стенами кукольной комнаты. Затем предлагает внимательно рассмотреть кукольную комнату и так же расположить на своем листе предметы-заместители.
Впоследствии, после неоднократных упражнений в разных вариантах ребенок сможет моделировать кукольную комнату с использованием предметов заместителей без опоры на образец, ориентируясь только на словесные инструкции тифлопедагога. Или действовать, представляя себе, как может выглядеть комната куклы.
При выполнении ребенком заданий ему задают вопросы, побуждающие к обозначению в речи пространственных отношений предметов или их заместителей: «С какой стороны от тебя стоит стол в кукольной комнате?», «С какой стороны стоит шкаф?», «С какой стороны от шкафа стоит диван?»
Сформированные у детей навыки моделирования микропространства (на поверхности стола, на макете кукольной комнаты) служат основой для обучения их моделированию макропространства.
Рассмотрим это на примере обучения моделированию кабинета тифлопедагога.
Чтобы дети получили представления о предметах, наполняющих кабинет, проводят занятия по обследованию последних. Начинается оно с определенной отправной точки от двери и слева направо. Это позволяет ребятам легче запомнить расположение мебели и оборудования в кабинете. Занятия повторяются неоднократно проходят индивидуально, до полного усвоения материала каждым ребенком.
В процессе обследования уточняются представления детей о назначении предметов, пополняющих кабинет, о характерных признаках каждого из них.
Алгоритм действий таков:
— брать предмет двумя руками;
— ощупывать предмет сверху вниз, когда это возможно;
— выделять признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности, если это достижимо.
Совместное обследование и вопросы тифлопедагога, подталкивающие к правильным ответам, помогают детям получить адекватные представления о предметах и их расположении в кабинете.
Первичное обследование кабинета носит активный предметно-практический характер. Дошкольники действуют сами и с помощью тифлопедагога. Их действия сопровождаются объяснениями взрослого.
Во время повторного посещения кабинета и совместного его обследования дети отвечают на вопросы тифлопедагога, давая обобщение всех признаков.
Для того чтобы определить расположение предметов в кабинете с точкой отсчета "от себя", каждому ребенку предлагают встать посередине помещения лицом к передней стене и показать рукой вперед, назад, направо и налево от себя. В результате выясняется, насколько точно он дифференцирует направления окружающего пространства. Действия ребенка подкрепляются указательными жестами тифлопедагога в сторону объекта и пояснениями, что усиливает внимание к объекту. Например: "Эта стена впереди тебя. На ней висит доска", "Та стена позади тебя. Около нее стоит шкаф для игрушек". Позднее детям демонстрируют относительность пространственных отношений в ситуации поворота в разные стороны.
Последующие занятия строятся на основе словесных инструкций: "Покажи стену, которая впереди тебя" и т. д.
Закрепление полученных знаний осуществляется в различных вариантах, что создает условия для упражнения детей в практических ориентировочных действиях. Усвоенные приемы ориентировки в кабинете тифлопедагога могут переноситься в другие условия и ситуации.
Четкие представления дошкольников о расположении предметов в кабинете позволяют перейти к обучению его моделирования.
Как и при моделировании кукольной комнаты, используют предметы игрушечной мебели, детали конструктора.
Полом кабинета служит поверхность стола, позднее - лист картона. С помощью тифлопедагога дети анализируют форму кабинета, соотносят с формой поверхности стола, на котором создается модель помещения. Так, им объясняют, что кабинет имеет прямоугольную форму; соотносят с геометрической фигурой - прямоугольником. Уточняют, что в кабинете четыре стены: две короткие и две длинные, как и у прямоугольника.
В процессе проведения занятий по обучению детей моделированию кабинета тифлопедагог учитывает тот факт, что у дошкольников с нарушением зрения искаженное восприятие пространственных отношении реальных предметов в реальном пространстве. Не умея точно оценивать с помощью зрения местоположение предметов и расстояние между ними, дети, воспроизводя это в модели, ставят предметы один на другой либо впритык друг к другу, не соблюдая расстояние между ними.
Кроме того, у значительной части дошкольников с нарушением зрения недостаточно развиты мелкие движения пальцев рук, их координация. Это также отрицательно сказывается на успешности моделирования объекта.
Действия с предметами, используемыми при моделировании, основаны на зрительно-осязательном восприятии и двигательном контроле. Неоднократное выполнение этих действий способствует уточнению представления детей о пространстве, совершенствует навыки моделирования.
Огромное значение в этом процессе имеет словесная регуляция тифлопедагогом детской деятельности. Во время выполнения заданий ребят необходимо побуждать активно и осознанно использовать соответствующие пространственные термины, каждое чувственно воспринимаемое пространственное отношение должно закрепляться в слове. Тифлопедагог настойчиво задаёт детям вопросы о расположении предметов в реальном пространстве кабинета и предметов-заместителей в его модели.

Выводы:
Итак, тифлопедагог отрабатывает с детьми алгоритм действий, связанный с ориентировкой; дает основные способы освоения пространства и практических действий в нем; формирует у детей умение использовать усвоенные способы ориентировки в новых условиях; осуществляет на индивидуальных коррекционных занятиях опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет дано на занятиях воспитателя; готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.
Воспитатель на общеобразовательных занятиях учит детей использовать способы действий в пространстве, сформированных тифлопедагогом; закрепляет, автоматизирует во всех режимных моментах способы ориентировки; упражняет детей в самостоятельной ориентировке.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: razina2011
Просмотров: 551 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА