Вторник, 01:49 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру на уроках СБО.
28.05.2013, 22:10
Качество жизни детей с нарушением интеллекта в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем.
В настоящее время проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства (В.В. Воронкова, А.Н. Гамаюнова, Н.П. Павлова, Т.Н. Стариченко, К.М. Турчинская).
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Направленное формирование социально-бытовой компетентности детей осуществляется в рамках такого учебного предмета, как социально-бытовая ориентировка - СБО. Основной задачей учителя СБО является – успешная социализация обучающихся.
«Инструментом» учителя при формировании навыков, способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, может стать проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.
Сюжетно- ролевые игры – один из самых эффективных способов социализации, коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Наряду с этим этот метод является самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей.
В каждом разделе курса СБО есть темы уроков, на которых, для лучшего усвоения учебного материала необходимо проведение игр с распределение ролей между участниками, которые вступают в определённые отношения в различных ситуациях.
Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Сюжеты ситуаций берутся обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки.
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Детям с нарушением интеллекта не составляет труда вступить в контакт с человеком, но построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу вызывает большие затруднения. Этот навык формируем поэтапно. При показе педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, хозяйка дома). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, верно, передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог продавца и покупателя, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.
Чтобы сюжетно - ролевая игра имела эффект на уроке, педагогу надо знать алгоритм проведения игр:
• выбрать тему;
• определить действующих лиц;
• обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие;
• подобрать реквизит.
Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например:
«Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Поездка в автобусе», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине», «На почте» и т. д. Например, обучая детей правилам общения по телефону можно провести игру – инсценировку «Телефонный разговор».
Также обучающимся могут быть предложены небольшие сценки, содержанием которых становятся отношения между людьми.

Результатом использования сюжетно-ролевой игры является:
• адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися;
• повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся:
• развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.
Использование на уроках социально-бытовой ориентировки сюжетно-ролевых игр открывает возможности для нового решения вопроса повышения эффективности формирования социальной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта. Сравнительный анализ результатов формирования социальной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта 5-9 классов показал значимость использования ролевых игр: в 5 классе социальная компетентность курса социально-бытовой ориентировки сформирована у 12% обучающихся, в 9 классе - у 93% обучающихся. Социальная компетентность выпускников проявляется в умении устанавливать правильные личные и деловые контакты, уверенней чувствовать себя в общественных местах, соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, проявлять заботу о близких.

Литература:
1. Т.А.Девяткова и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2004
2. Павлова Н.П., Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке. // Дефектология, 1987 г., - №2, стр. 26.
3. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. –302 с.
4. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Дефектология. – 2001. - № 3. С.82.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: mona
Просмотров: 3840 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА