Вторник, 13:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Коррекционная педагогика

«Быстрое чтение, память, мышление» с учащимися с ОВЗ
[ Скачать с сервера (49.4Kb) ] 25.03.2017, 16:41

«Согласовано»

Руководитель МС

Донцова Л.А._____________

Протокол № _____от «__»______________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ№1»

им. Ярослава Василенко

Гноевая Л.И._______________

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

системы интенсивного развития способностей (СИРС)

 

«Быстрое чтение, память, мышление»

с учащимися с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог:

Мильшина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитииразработаны далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

По своему характеру психологическая помощь детям с ЗПР  должна включать в себя:

  • Рекомендации по проблемам воспитания и обучения;
  • Рекомендации по проблемам профориентации;
  • Определение готовности больного ребенка к переходу на новую ступень обучения и развития;
  • Специальные психокоррекционные воздействия (занятия);

У детей, имеющих задержку психического развития,  коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизации мнестических и интеллектуальных функций.

Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень достижения конечного результата.Кроме того, применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) является дним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД.

Рабочая программа курса "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе.

Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию когнитивных процессов учащихся. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.

Актуальность даннойпрограммы: потребность в максимальном приближении традиционных форм коррекционно-развивающей работы психологического сопровождения к современным информационно-коммуникационным технологиям, что соответствует требованиям ФГОС.

Цель реализации программы - обеспечить коррекцию и развитие общих и специальных интеллектуальных и мнестическихспособностей учащихся с ОВЗ,  как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

Основными задачами предложенного курса являются:

− развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);

− развитие пространственных представлений;

− формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);

− развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);

− развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;

− развитие креативности.

Целевой группой программы являются учащиеся с ОВЗ классов всех уровней развития. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным направлениям развития, способствует созданию условию для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.

Ожидаемые результаты программы:

  • СИРС будет внедрена в образовательный процесс как инновационная информационная технология;
  • будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников с ОВЗ;
  • будет обеспечено развитие информационной культуры школьников с ОВЗ;
  • будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников с ОВЗ.

Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов. Полученные данные заносятся в ведомость результатов. Для каждого комплекса существует своя ведомость. Результаты записываются в ведомость для того, чтобы контролировать динамику развития, сравнивать начальные и конечные результаты ребенка.

Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от лёгкого к сложному зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Тематика занятий усложняется с учётом возрастных особенностей детей.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 15-25 минут, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Занятие состоит из трех частей:

1 часть - приветствие, установочный раздел, работа на компьютере (непрерывная длительность занятий с компьютером для детей младшего школьного возраста - 20 минут); гимнастика для глаз;

2 часть - заполнение бланков результатов, психогимнастика;

3 часть - прощание.

 

Содержание программы

 

     Компьютерная программа СИРС состоит из двух  комплексов :

навыков интенсивного обучения и  пространственного воображения. 

     Комплекс «Навыки интенсивного обучения» состоит из  блоков  «Быстрого чтения»  и  «Запоминания цветов».

     Комплекс «Пространственного воображения» состоит из  блоков «Пространственное мышление» и «Лабиринты».

     Объединяют эти два комплекса  «Развитие памяти» и «Классификация знаний».

     Каждый комплекс включает в себя несколько тренажеров.

 

Комплекс   навыки интенсивного обучения «Развитие памяти и чтения»

Цели и задачи тренажеров.

Тренажер «Диагностика чтения»- определение скорости, усвоение материала, эффективности чтения и контроль изменения показателей в процессе обучения

Тренажер «Таблица», «Круг символов»- увеличение поля зрения, переключения внимания  устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

 

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствуют развитию понятийного мышления – логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, а также развивает когнитивные навыки: восприятие,  внимание, память.

Тренажер «Текст в строчку», «Текст в столбец» - способствует подавлению артикуляции, увеличение скорости зрительной восприятия информации.

Тренажер «Чтение текста» тип тренинга: затирка(закраска) – способствует подавлению артикуляции.

Тренажер  «Картинки в клетках» - развитие образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

  • клетки воды
  • трехмерные фигуры
  • морфинг,
  • квадратики,
  • спички

Тренажер «Цифры и буквы»-увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия  зрительной информации .

Тренажер «Порядок слов»- развитие ассоциативной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.

Комплекс  «Пространственное воображение» и «Лабиринт»

Цели и задачи тренажеров.

При развитии пространственных  представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

- тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением  в зеркальном отображении образов;

- тренажеры для работы с развертками куба.

Тренажер «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления

Тренажер «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления в двух параллельных плоскостях.

Тренажер «Кубики»- тренинг в трехмерном пространстве.

Тренажер «Лабиринты», «Пазлы» - развитие пространственного и логического мышления, ориентировка в пространстве.

    Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов.

ЭУМК «Танграм» предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик и т.д.) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов.Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ЗАНЯТИЙ СИРС

с обучающимися с ОВЗ(электронная программа «Система интенсивного развития способностей).

 

Раздел

Темы

Кол-во часов

«Быстрое чтение»

«Развитие памяти»

Тренажеры:

- Диагностика чтения

- Таблица

- Пословица, антонимы

- Текст в строчку, текст в столбец

- Чтение текста /тип тренинга: затирка (закраска)

48

«Пространственное  воображение»

Тренажеры:

- Плоские буквы

- Распознавание букв

- Кубики

- Лабиринт

- Танграм

- Классификация знаний 

22

Всего часов

 

70

 

 

Требования к уровню подготовки.

Школьники обязаны знать:

  • Последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС;
  • Основные части компьютера и их назначение

 

Школьники должны уметь:

Комплекс Навыки интенсивного развития

  • Увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд;
  • Увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток;
  • Развитие ассоциативной памяти;
  • Увеличение количества запоминаемых фигурок, картинок;
  • Увеличение  объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;
  • Увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.
  • Регулярная диагностика навыков  чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения);
  • Систематическая работа обучающихся с тренировочными тестами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения вслух, так и про себя с подавлением артикуляции;
  • Исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух;
  • Совершенствование памяти обучающихся.

 

 

 

Планируемые результаты.

     В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению,

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- навыки смыслового чтения;

- компетентность в области использования ИКТ.

При проведении коррекционно-развивающих занятий по технологии СИРС важно помнить о  необходимости  соблюдения норм СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Кроме того, имеются противопоказания для отдельных категорий учащихся с ОВЗ:

  • умеренная умственная отсталость;
  • тяжелая умственная отсталость;
  • глубокая умственная отсталость;
  • болезнь Дауна;
  • органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией;
  • психические заболевания, при которых наблюдаются тяжелые нервно-психические нарушения;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • показания, определяемые медицинскими работниками и другие.

 

Учебно – методические пособия

  1. Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
  2. Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н.,МайороваЕ.Г.
  3. Методическое пособие «Развитие понятийного мышления.

 

 

Далее смотреть архив материала

 

 

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: Администратор
Просмотров: 177 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.9/10
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА