Понедельник, 20:42 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Семья в системе социального воспитания
24.01.2012, 21:39
Категория – КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО.

Тема работы:
«Семья в системе социального воспитания»

Автор: Денисова Ирина Анатольевна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ №13»,
г. Оленегорск, н.п. Высокий

2012г.
Содержание.
1. Актуальность работы._____________________________3
2. Основная часть.__________________________________5-9
3. Заключение_____________________________________10
4. Список литературы_______________________________11
5. Приложение №1. Программа «Семья в системе социального воспитания».

«Семья в системе социального воспитания».
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность работы.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение для индивидуальной жизни человека, для социального, экономического и культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. [1]
Проблема успешной социализации ребенка в современном обществе является одной из главных и требует всестороннего изучения и выработки практических рекомендаций.
Цель работы. Обобщить опыт педагогической деятельности по внедрению программы «Семья в системе социального воспитания».
Практическая значимость работы.
1. Программа воспитательной работы с семьей будет способствовать повышению эффективности процесса социального воспитания в школе и успешной социализации молодых людей в современном обществе.
2. Программа будет способствовать возрождению роли семейного воспитания.
3. Программа может быть внедрена в практику педагогической деятельности педагогов и воспитателей различных образовательных учреждений.
4. Внедрение данной программы будет способствовать созданию комплекса мероприятий для решения актуальных проблем современной педагогики.

Основная часть.
О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Московский Филарет пишет: «Семейство древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева».
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьёй. Необходимо создавать открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьёй» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и Концепция духовно-нравственного воспитания большое внимание уделяют совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся. Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. Основная задача, стоящая перед воспитателем - это создание, как специальной системы поддержки талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка. Решению данной задачи, несомненно, будет способствовать активное сотрудничество всех субъектов процесса воспитания.
Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Разработка и внедрение психолого-педагогических принципов взаимодействия взрослых и детей должны способствовать процессу успешной социализации выпускников школы.
Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся.
Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основных группы.
1. К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.
2. Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.
3. К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.
В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?
Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с обучающимися. Семья должна помогать школе в подготовке образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать разносторонне развитую личность.
Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков и секций по интересам.
Много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием относятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе. Правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания обучающихся как в семье, так и в школе. [эл. ресурс 3].
Система работы школы с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они - социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители входят как равноправные члены в Управляющий совет школы, принимают активное участие в работе Совета профилактики.
Большой круг вопросов охватывают проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности.
Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства и кино;
• традиционных российских религий;
• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• фольклора народов России, Кольского полуострова;
• истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
• истории своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Задача классного руководителя состоит в создании условий для совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса.
Исходя из необходимости совершенствования работы по активному вовлечению семьи в процесс социального воспитания, возникла потребность в разработке программы, направленной на создание системы взаимодействия семьи и школы в интересах развития разносторонней личности ребенка. (Приложение №1)
Внедрение программы «Семья в системе социального воспитания» в практическую деятельность классного руководителя позволило мне создать благоприятные условия для привлечения родительской общественности к решению педагогических задач по социальному воспитанию обучающихся и позволило добиться положительных результатов.
Высокий уровень заинтересованности родителей позволил обеспечить возможность самореализации каждого обучающегося. Считаю, что достигнутые результаты могут быть основой для формирования ученического портфолио, как средства фиксации различных материалов, документов и иных свидетельств индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся. Без преувеличения можно назвать процесс создания портфолио одним из инновационных способов совместной работы с семьёй.
Опыт классного руководителя по воспитательной работе обобщен мною в рамках профессиональных конкурсов разного уровня и успешно используется членами методических объединений классных руководителей школы и города.

Заключение.
Исходя из объективной необходимости активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, мною была разработана программа «Семья в системе социального воспитания», явившаяся теоретической базой для планирования педагогической деятельности.
Проанализировав позитивные результаты взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, я сделала выводы об эффективности использования данной программы.
Выводы.
1. В процессе разработки программы были использованы наиболее результативные формы и методы взаимодействия семьи, школы и общественности, способствующие повышению эффективности процесса социального воспитания ребёнка.
2. В процессе внедрения программы в деятельность классного руководителя была решена одна из главных задач – привлечение широких масс родительской общественности к процессу успешной социализации обучающихся.
3. Анализ результатов внедрения программы подтвердил, что успешная социализация личности ребёнка напрямую зависит от активной роли семьи в процессе социального воспитания.
Разумеется, проблема привлечения родителей к активному участию в обучении и развитии детей не решена до конца. Но принципы, лежащие в ее основе, наличие законодательной базы, различного рода обучающих программ и практических руководств, разнообразие рекомендуемых методов и приемов работы, а также ее интенсивность свидетельствуют о большой вероятности успеха в решении данной проблемы в реальной практике работы школ.

Список использованной литературы.
1. Газман О. С. «Смысл воспитания – помощь в самоопределении». Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». №3 (18), 2008.
2. Здоровая семья - здоровое поколение /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №13 (144)- 2010 .
3. Манухин В. П. Сборник «Нормативное обеспечение управления воспитательной работой в современной школе». – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004 -214с.
4. Наумчик В.Н. «Социальная педагогика: проблемы трудных детей». Мн., 2005.
5. Осинский И. И. Доклад: «Проблемы современной семьи и семейной политики в России».
Список использованных электронных ресурсов.
1. www.3vium.ru\semya\formiraboti
2. www.inter-pedagogika.ru
3. www/pedsovet.org
4. www.gumer.info
5. www.detskiysad.ru
6. www.edu-support.ru
7. www.studentam.net

Приложение №1.
Программа «Семья в системе социального воспитания».
Пояснительная записка.
Программа определяет стратегию взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка в соответствии с Законом «Об образовании».
Цель программы – совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса.
Задачи программы:
• организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, распространение позитивного опыта семейного воспитания;
• проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах ребенка;
• совершенствование системы родительского всеобуча, развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно-образовательного уровня;
• совершенствование системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно-полезной деятельности;
• оказание помощи родителям в формировании основ духовно-нравственного воспитания в семье, в профилактике и диагностике негативных проявлений в подростковой среде;
• обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса;
• активное включение в работу с семьёй педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, медицинских работников, представителей правоохранительных органов.
Направления реализации программы:
• формирование эффективной системы взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка;
• психолого-педагогическое просвещение родителей и повышение их культурно-образовательного уровня;
• участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса;
• взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями, конфессиями, органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка;
• создание системы оперативного информирования родителей по проблемам воспитания;
• развитие диагностической службы по изучению проблем воспитания в семье.
Прогнозируемые результаты:
• оказание помощи родителям в формировании основ духовно-нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков;
• создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно- значимой деятельности, накопление позитивного опыта;
• повышение педагогической культуры родителей, раскрытие их творческого и воспитательного потенциала;
• создание открытой социально-педагогической системы на базе образовательного учреждения, которая способствовала бы диалогу и широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью с целью повышения эффективности процесса социального воспитания;
• организация взаимодействия семьи и школы по созданию условий для успешной социализации детей и подростков;
• организация взаимодействия семьи и школы по формированию ученического портфолио.
Направления деятельности по реализации программы.
1. Развитие нормативно-правовой базы.
2. Организация диагностической работы по изучению семьи
3. Организация психолого-педагогического просвещения семьи.
4. Организация сотрудничества всех субъектов воспитательного процесса.
5. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса по успешной социализации ребёнка.

1. Развитие нормативно-правовой базы.
Цель - создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех субъектов образовательного процесса.
Мероприятия Сроки исполнения Исполнитель
Проведение мониторинга правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с семьёй. В течение года. Администрация.
Разработка рекомендаций по организации взаимодействия семьи и школы. В течение года. Администрация.
Введение в действие нормативных правовых актов, обеспечивающих права родителей на участие в управлении образовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса. В течение года. Администрация.

2. Организация диагностической работы по изучению семьи.
Цель – выявление проблем семейного воспитания, определение направлений в работе.
Мероприятия Сроки исполнения Исполнитель
Диагностическая работа по изучению семьи (анкетирование, паспортизация, посещение). Сентябрь. Классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Сентябрь. Классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Первая четверть. Классный руководитель.
Координация взаимодействия школы с различными структурами по созданию единого образовательного пространства. В течение года. Администрация, классный руководитель.

3. Организация психолого-педагогического просвещения семьи.
Цель – формирование психолого-педагогической компетентности родителей, обеспечение единства подходов семьи и школы к процессу воспитания.
Мероприятия Сроки исполнения Исполнитель
Родительский «всеобуч» (конференции, общешкольные родительские собрания, собрания класса, индивидуальные беседы и консультации). В течение года. Администрация, классный руководитель, социальный педагог, психолог, библиотекарь.
Разработка и внедрение системы социально-правовых и медико-педагогических занятий (тренингов) для родителей. В течение года. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, медицинский работник.
Оказание социальной помощи родителям в формировании духовно-нравственных основ воспитания, в профилактике негативных проявлений, в обогащении детей социальным опытом. В течение года. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, представители учреждений социального партнерства.

4. Организация сотрудничества всех субъектов воспитательного процесса.
Цель – расширение поля позитивного общения, использование оптимальных форм и методов работы с семьёй.
Мероприятия Сроки исполнения Исполнитель
Вовлечение родителей в совместную творческую и социально-значимую деятельность (праздники, экскурсии, экологический десант, социальные акции). В течение года. Классный руководитель, педагог-организатор.
Вовлечение родителей в управление школой (участие в работе Управляющего совета, Совета профилактики, школьного родительского комитета, актива класса). В течение года. Администрация, классный руководитель.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (проведение рейдов по гарнизону в рамках межведомственных акций «Подросток», «Дети улиц»; оказание помощи в укреплении материально технической базы школы). В течение года. Администрация, классный руководитель.
Вовлечение родителей в совместную работу с представителями учреждений социального партнерства (расширение сферы дополнительных и досуговых услуг). В течение года. Администрация, представители учреждений социального партнерства.

5. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса по успешной социализации ребёнка.
Цель – разработка и внедрение мероприятий по социализации ребёнка.
Мероприятия Срок исполнения Исполнитель
Диагностическая работа по сбору первичной информации о ребёнке (анкетные данные, данные об уровне психо-физического и умственного развития, информация о типе семьи и особенностях семейного воспитания). Сентябрь. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, медицинский работник.
Выявление и формулировка проблем социализации ребёнка (анализ показателей социального развития ребенка, определение проблем по степени их значимости, постановка социально-педагогического диагноза). Первая четверть. Классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Планирование коррекционной работы специалистов и педагогов с ребёнком и семьёй по направлениям (социально-бытовому, психолого-педагогическому, социально-трудовому). Первая четверть. Классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Реализация мероприятий по коррекционной работе (тренинги, практические задания, организация психолого-педагогической помощи, вовлечение ребёнка и семьи в общественно-значимую деятельность, приобщение к социальной жизни и культуре). В течение года. Классный руководитель.
Определение динамики процесса социализации (рефлексия, выявление изменений в поведении ребёнка, оценка эффективности проведённых мероприятий, внесение корректив). В течение года. Классный руководитель.
Определение степени вовлечённости семьи в процесс социализации ребёнка (участие в совместных мероприятиях, заинтересованность в повышении уровня успешности ребёнка, готовность к социальному взаимодействию с педагогами и общественностью). В течение года. Классный руководитель.
Работа по формированию навыка анализа и самоанализа учебной и внеурочной деятельности с целью создания ученического портфолио. В течение года. Классный руководитель, родители, обучающиеся.
Категория: Классное руководство | Добавил: id176
Просмотров: 4161 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА