Суббота, 17:56 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Нравственное воспитание школьников
28.02.2013, 15:21
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

И в школе и в семье поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Воспитание нравственно-сти тесно связано с другими сторонами воспитания, развивая детей интел-лектуально, физически, эстетически. Организуя трудовую деятельность мы, учителя и родители, должны постоянно помнить о необходимости нравст-венного формирования личности.
Отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зави-сит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы по-ведения действуют реально, насколько он умеет видеть нравственную сторо-ну взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.
Взрослый осуждает ребенка за то, что тот нанес товарищу обиду. Один ребенок переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был несправед-лив, сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой посту-пок, что оценка взрослым его поступка справедлива. Другой же только боит-ся наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны, главным образом, с чувством страха: вдруг его накажут. А третий считает, что его поступок единственно правильный, он просто “отомстил товарищу, сдал сдачи,” что так делать надо всегда.
Научить ребенка правильному, свободному выбору поступков-важная предпосылка выработки мотивов поведения. Для этого необходимо чтобы ребенок прошел и через такие ситуации, в которых ему придется решить нравственную проблему “помочь или не помочь товарищу, помочь бескоры-стно или в награду, сказать правду или промолчать.” И задача взрослых это выделить причину того или иного поступка, разъяснить его правильность в различных типичных ситуациях.
Маленькому школьнику пока еще легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем свои собственные. Поэтому в школе обычно подробно обсуждают с детьми нравственную сторону поведения взрослых и детей в литературных произведениях. Большие возможности здесь и у семьи.
Ребенок должен знать какие его поступки хорошие и какие осуждают-ся. И в беседе с детьми необходимо так строить беседу, чтобы о хороших по-ступках говорил не сам ребенок, который совершил этот поступок, а другие. А его постоянно учить видеть хорошее в поступках других.
Нуждаются дети и в более общих, оторванных от той или иной кон-кретной ситуации беседы на нравственно – этические темы. Конечно, такие обобщающие беседы в семье, пожалуй, выглядят несколько искусственно. Вместе с тем родителям полезно знать, чему такие беседы посвящены в шко-ле, с тем, чтобы ненавязчиво поддержать их дома, когда ребенок будет де-литься своими школьными делами и впечатлениями. Это беседы об отноше-нии к Родине, к другим народам, об отношении к труду, людям труда и на-родному добру, о товариществе и дружбе, о доброте, об отзывчивости и скромности, о честности и умении держать слово, о справедливости, об от-ношении к старшим и младшим, своим сверстникам, о непримиримости к злу и равнодушию.
Усвоение детьми нравственных правил – дело сложное, оно требует нравственной активности от самого ребенка, а от воспитателей такта, тонко-сти.
Надо сказать, что представление детей о нравственности богаче и пра-вильнее, чем их поведение. И это имеет свой смысл: запас знаний “впрок,” “на все случаи жизни” необходим ребенку. Он должен быть подготовлен к тем жизненным ситуациям, с которыми он встретится, но которые ему в на-стоящее время незнакомы.
Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок зна-ет как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель безнравственности человека – человек знает как посту-пить, но не хочет, не желает поступить правильно. Однако по отношению к младшему школьнику надо поостеречься от таких суждений. Этот разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребенка, который только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, с конкретным пове-дением.
Существенной частью нравственного поведения является воспитание культуры поведения. Часто считают, что внешняя форма поведения не столь важна, главное быть человеком честным, справедливым. Не потому ли нам приходится встречаться с людьми, знающими и любящими свое дело, но не-воспитанными и невежливыми? С такими людьми трудно жить и работать.
Растут дети и нравственный мир старшеклассника полон противоречий. “Помогите нам открыть себя”- познать себя, чтобы заняться глубоким само-анализом, самокритикой, строить свою жизнь осознанно, с учетом собствен-ных достоинств и недостатков, которые так часто хочется, но увы, так редко удается исправить. Каждым своим поступком, высказыванием, вопросом и ответом на него, творческой работой, старшеклассники раскрывают свое я, потому что большинство из них еще не научились надевать на себя маску, хитрить, играть чужую роль.
Но они нередко ошибаются в нравственной самооценке, что приводит ко многим просчетам в их поведении. Особенно страдают те, кто не решается обратиться к окружающим с вопросом: “Скажите, какой я – хороший или плохой, можно ли на меня положиться.” Чтобы понять старшеклассника, не-обходимо пристально вглядеться в то, чем он живет, с кем дружит, узнать его мысли и стремления. А, поняв, обязательно помочь ему. Помочь тактично и ненавязчиво разобраться в самом себе, поддержать, приободрить, направить по правильному пути.
Одним из самых доступных способов нравственной оценки старше-классников является анализ их высказываний о самих себе, о своем поколе-нии. Особенно остро ощущается неудовлетворенность собой. Когда старше-классников попросили ответить на вопрос, что они больше всего ценят и больше всего не принимают в себе, то перечисление недостатков требует значительных усилий. Это и лень, и несдержанность, и грубость, и злость, пассивность, неспособность принять нужное решение, и необъективность в оценке людей, “и то что иногда приходится лгать,” и способность осуждать людей в их отсутствии, и отсутствие гордости, трудолюбия и эгоизм. Один десятиклассник перечислил все свои недостатки, сделал приписку: “В общем, получается мерзкий человек!”
Установлено, что неудовлетворенность собой в старших классах очень велика. И чем старше ученики, тем меньше остается удовлетворенных собой.
Собственные недостатки остро переживаются старшеклассниками. По-рой приводят их к разочарованию и растерянности: “Если не вникая погля-деть на меня, необходимое есть, еда есть, квартира есть, а я не знаю как быть. Куда идти, зачем? Жить, работать, умереть?” Но в их сознании существуют и глубочайшие тревоги о собственном несовершенстве, и полная оптимизма беззаботная реальная действительность. В этой действительности многие старшеклассники прекрасно себя чувствуют, не особенно мучаясь угрызе-ниями совести по поводу невыученных уроков или невыполненных поруче-ний взрослых. Все это им кажется таким прозаичным в сравнении с высоки-ми помыслами о своем предназначении, что вряд ли стоит того внимания, ко-торое придают подобным мелочам учителя и родители.
Томление души, ощущение неполноты жизни, смутная, вдруг подсту-пающая к сердцу тоска, неудовлетворенность собой – это, может быть и есть лучшее в наших юношах и девушках старшеклассниках. Если человек задает вечные вопросы о смысле жизни, значит он лишен самодовольного чванства, если он глубоко и искренне переживает свои промахи и неудачи, значит он ставит перед собой цели, а не повинуется лишь своим желаниям.
Но можно правильно и красиво рассуждать о справедливости, провоз-глашать патриотизм и доброту, призывать к гуманности – и не быть нравст-венным человеком. Нравственные качества, по мнению некоторых старше-классников, делятся на престижные и не престижные, на необходимые, те, без которых не прожить, и второстепенные – своего рода причуды, рассмат-риваемые как некоторые чудачества, а иногда и препятствия на жизненном пути. К сожалению, погоня за “престижностью” подчас уводит старшекласс-ников от подлинных нравственных ценностей, так как они еще не всегда спо-собны четко разграничивать суть жизни и жизненную суету. “Может быть, правда, что честность, порядочность и деликатность в наше время никому не нужны, обрекают на постоянную неудачу –спрашивает старшеклассница. – Если это так , то я хочу избавиться от них, хочу научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из – под носа – словом, приобрести все качества человека, умеющего жить. Ведь только такие люди живут счаст-ливо. ” Многие юноши и девушки искренне убеждены, что взгляды старшего поколения на жизнь, а, следовательно, и на нравственность устарели. Они уверены, что взрослые проповедуют им то, что уже не соответствует дейст-вительности.
“Для нашего пятнадцатилетнего акселерата, с горечью пишет мать де-вятиклассника – не существует авторитетов. Он не хочет ни учиться, ни ра-ботать, ничем не увлекается, нет для него ничего святого. Дружит с ребята-ми, не вызывающими у меня доверия. Помочь мне хоть в чем – нибудь по дому его не допросишься. Сделаешь замечание – грубит. ” Этот пример не такая уж редкость в нашей жизни, и здесь есть основание для раздумий, тре-вог и опасений.
Нравственная позиция у современных старшеклассников зачастую ока-зывается слишком хрупкой, нестойкой. Стоит старшекласснику попасть в сложную ситуацию, как он тушуется, теряется и нередко оказывается не в со-стоянии противостоять злу. У многих не хватает смелости ответить: “Я не стану этого делать, потому что это противоречит моим убеждениям.”
Порой старшеклассники не находят правильного решения даже в самых простых ситуациях. И когда возникает вопрос: “Почему?” они сами дают на него ответ: ”Мы должны не только знать что делать, но и узнать, как это все делается.”
Ведь личность рождается на переломах, в испытаниях, в борьбе. Мало раздумывать о своем месте в жизни –надо прилагать не малые трудовые и нравственные усилия для этого. А поскольку таких усилий почти нет, стар-шеклассники слишком легко произносят “Не знаю, не подумал, не могу по-нять,” когда дело касается совершенных ими проступков.
Категория: Классное руководство | Добавил: vkrohina
Просмотров: 1653 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА