Вторник, 09:56 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Методические разработки мероприятий по патриотическому воспитанию
[ · Скачать удаленно (158 кБ) ] 20.08.2011, 16:59

Методические разработки мероприятий
по патриотическому воспитанию учащихся
в образовательном учреждении

Автор: Емельянов Сергей Васильевич,
Учитель ОБЖ
МОУ «Гимназия №1» г. Бийска

 


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………….. 3
Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурса инсценированной военной песни ……………………………………………. 4
Методические рекомендации по подготовке и проведению встреч
с ветеранами Великой Отечественной войны ……………………………….. 6
Методические разработки внеурочных мероприятий ………………………. 9
Литература …………………………………………………………………… 29
Приложение ………………………………………………………………….. 30

Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Поэтому целью данной работы является создание в помощь школьным работникам материалов, которые было бы реально использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся. Материалы представляют собой сценарии внеурочных занятий, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высокой себестоимости нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в своей повседневной работе начнет регулярно обращаться к подобным материалам, то их использование поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - «патриот».

Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурса инсценированной военной песни

Россия — одна из самых музыкальных стран в мире. И многие песни, которые создавались в России, являются отражением ее ис¬тории. Поэтому при ознакомлении школьников с разными историческими событиями их Родины бывает интересным обращение к русскому музыкальному искусству. Недаром говорят, что в песне, как в капельке родниковой воды, отражается душа народа.
Во многих школах, среди других добрых традиций, одной из наиболее памятных является ежегодное проведение конкурса инсценированной военной песни. Подготовка к такому конкурсу заставляет ребят вспомнить музыкальные произведения, которые создавались более полусотни лет назад, но остались неподвластны времени. Это песни и марши времен Гражданской и Великой Отечественной войн, а также песни, созданные во втором половине XX века, но, также приуроченные к каким-то героическим военным событиям. Песни, подходящие для использования на смотре патриотической песни, можно найти при просмотре хороших отечественных фильмов, например, «Тимур и его команда», сериалов «Наша биография», «Судьба барабанщика».
Обычно в процессе подготовки к такому смотру бывает задейст¬вовано сразу несколько школьных преподавателей. Учитель музыки помогает выбрать песню, классный руководитель - разучить ее. Учитель физкультуры разрабатывает комплекс подходящих гимнастических упражнений и репетирует умение правильно шагать под музыку.
Нередко перед выбором песни учителя и учащиеся испытыва¬ют известные затруднения. Одни произведения являются слишком затрудненными для исполнения детскими голосами, другие - до того часто повторяющимися, что у всех, как принято говорить, «на слуху». Для того чтобы несколько помочь преподавателям, заня¬тым подготовкой к проведению смотра, предлагаем перечень песен, которые приемлемы для исполнения в условиях школы и подходят по тематике. Обычно тексты и ноты этих песен несложно найти в соответствующих сборниках.
Перечень песен:
1. «Гибель «Варяга» (Русская народная песня).
2. «Песня о Родине» (Муз. – И.Дунаевский, сл. – В. Лебедев-Кумач).
3. «Баллада о солдате» (Муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского).
4. «Баллада о маленьком трубаче» (Сл. и муз. С. Никитина).
5. «День Победы» (Муз. Д. Тухманова, сл. В Харитонова).
6. «Летят перелетные птицы» (Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).
7. «Катюша» (Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).
8. «Дороги» (Муз. А. Новикова, сл. Л.Ошанина).
9. «Песня о тревожной молодости» (Муз. А. Пахмутовой, сл. Л. Ошанина).
10. «Возьмем винтовки новые» (Муз. Л. Шварца, сл. В Маяковского. Песня из фильма «Тимур и его команда»).
11. «Моя Москва» (Муз. И. Дунаевского, сл. М.Лисянского).
12. «Песня о неуловимых мстителях» (Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Матусовского. Песня из фильма «Неуловимые мстители»).
13. «Бьют барабаны» (Муз. Л.Шварца, сл. Я.Акима. Песня из фильма «Судьба барабанщика»).
14. «Потому что мы – пилоты» (Муз. В. Соловьева-Седого, сл. С. Тимошенко. Песня из фильма «Небесный тихоход») и др.

Хочется дать еще одну рекомендацию для проведения смотра патриотической песни. Перед тем, как класс начнет исполнение выбранного музыкального произведения, ведущему смотра нужно грамотно произнести название и указать авторов. Если эта песня звучит в каком-то фильме или сериале, то необходимо упомянуть, в каком именно.
Иногда при подготовке конкурса возникает вопрос, можно ли исполнять песни, которые пелись почти каждым классом во время уроков музыки? На этот вопрос следует ответить положительно. Конечно, школьники, которые уже разучивали эту песню в прежних классах, узнают ее и смогут подпевать исполнителям. Поэтому в приведенном выше списке имеет место и песни, которые присутствуют в школьных репертуарных программах по музыке.

Методические рекомендации по подготовке и проведению встреч
с ветеранами Великой Отечественной войны

Ежегодно, в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне мы уделяем особое внимание воспита¬нию у учащихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, выстоявших в этом тяжелейшем испытании и отстояв¬ших свободу и независимость нашей Ро¬дины. Обращение к тому времени не ограничивается прохождением фактическо¬го материала на уроках истории России. Оно органично дополняется внеурочной деятельностью, в том числе встречами с живыми свидетелями знаменательных со¬бытий. Общение с ними обычно вызыва¬ет у школьников неподдельный интерес, как в младших, так и в старших классах. Воспоминания ветеранов, их высказыва¬ния по таким актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость зашиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно они помогают школьникам осо¬знать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и фактами учебников. Хотелось бы поде¬литься, особенно с молодыми учителями, накопленным опытом организации встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Для их подготовки и проведения мы используем пошаговую методику, выделяя 5 шагов.
1-й шаг — определение цели встречи и даты или события, которому она будет посвящена;
2-й шаг — выбор удобного для всех времени встречи;
3-й шаг — подготовка учащихся к пред¬стоящей встрече;
4-й шаг — проведение встречи;
5-й шаг — осознание результатов встре¬чи учащимися (рефлексия).
Остановимся поподробнее на каждом из них.
Шаг 1-й. Здесь нужно четко определить тему, которую вы собираетесь обсудить во время встречи с ветеранами. Обычно уча¬стников войны приглашают в школы на¬кануне дат, связанных со значительными сражениями. Но выступление ветерана будет вполне уместно и на таких меропри¬ятиях, как открытие школьного музея Боевой славы, классный час, посвящен¬ный празднику определенного рода войск или 23 февраля, а также на торжествен¬ной линейке 1 сентября и др.
Шаг 2-й. Подготовьте несколько вари¬антов возможного времени встречи, так как вам придется учесть интересы не¬скольких сторон: ветеранов, школьников, администрации, учителей. Лучше всего проводить подобное мероприятие на тре¬тьем или четвертом уроке, так как после уроков многие учащиеся отправляются на дополнительные занятия в кружках, сек¬циях и т.п. Следует также помнить об ус¬талости детей в конце учебного дня, по¬этому не все из них будут способны тихо и внимательно выслушивать воспомина¬ния пожилого человека.
Согласовав заранее время встречи с администрацией школы, вы сможете при¬гласить ее представителей. Отметим, что присутствие в классе завуча, классного руководителя, приветствие директора школы радуют ветеранов. Для учащихся же это будет наглядным примером тактич¬ного отношения к ветеранам со стороны взрослых, имеющих авторитет.
Шаг 3-й. Вам нужно подготовить уче¬ников к восприятию того, что будет про¬исходить во время встречи. Изменение программ по истории привело к тому, что знакомство с событиями Великой Отече¬ственной войны начинается только в IX классе. Слабое представление младших школьников об основных этапах войны и ее главных сражениях могут затруднить восприятие ими рассказов о боевых эпи¬зодах и тем самым помешают детям осо¬знать значимость подвига старшего поко¬ления. Поэтому желательно, чтобы учени¬ки уже ориентировались в тематике встре¬чи, ориентировались в хронологии собы¬тий. Не лишним будет напомнить им о правилах поведения, о необходимости уважительного отношения к пожилому человеку. Обычно накануне мы проводим классный час, где учащиеся узнают основ¬ные сведения о событии, участником ко¬торого был приглашенный на встречу ветеран. Желательно также показать учени¬кам фрагменты кинохроники того перио¬да. Конечно, необходимо заранее огово¬рить с ветераном возраст детей, указать на уровень их знаний в соответствии с совре¬менными школьными программами.
Шаг 4-й. Говоря о проведении самой встречи, хотелось бы остановиться на не¬скольких моментах. Важно оформить к ней кабинет: постарайтесь найти карту и учебные картины, повествующие об ин¬тересующем вас этапе войны. Это оживит рассказ ветерана, даст ему возможность показать расположение его части во вре¬мя сражения.
Первые встречи с ветеранами младших школьников лучше всего проводить в школьном музее Боевой славы, если он есть. Его экспонаты станут наглядной иллюстрацией к рассказу. Кроме того, ос¬мотр экспозиции поможет ученикам сме¬нить вид деятельности в ходе урока.
Следует учитывать, что увлеченный воспоминаниями гость может говорить в течение всего урока. Но внимательно про¬слушать 45-минутную лекцию под силу не каждому учащемуся. Поэтому нужно ор¬ганизовать встречу таким образом, чтобы осталось время для вопросов. Лучше за¬ранее договориться с выступающим, что у ребят будет такая возможность в тече¬ние 10—15 мин в конце урока. Школьни¬ки могут обратиться к ветерану с любым вопросом, но учитель должен быть готов откорректировать его. Поскольку педа¬гог обычно уже составил первое представ¬ление о пришедшем в гости ветеране и его отношении к войне до начала встречи, он может в случае необходимости намекнуть учащимся на нежелательность вопросов определенной тематики. Но снимать саму проблему с обсуждения не надо. Если дис¬куссия излишне обострится, ее нужно тактично прекратить.
Чаще всего подростков интересуют те моменты, освещение которых в учебни¬ках истории основывается на интерпре¬тации мемуаров, писем участников собы¬тий. Им хочется сравнить эти сведения с воспоминаниями очевидцев, узнать, что именно чувствовали солдаты на войне, было ли им страшно, как они относились к врагам, как был обустроен солдатский быт... Сопоставление информации, полу¬ченной от людей, переживших ужасы войны, с текстами учебников и докумен¬тов становится основой для выработки современной молодежью более взвешен¬ного собственного мнения по обсуждае¬мым вопросам, приобщает их к истори¬ческой памяти нашего народа. Встречи с ветеранами позволяют учащимся по-но¬вому взглянуть на пожилых людей, осо¬знать, что многое в нашей стране созда¬но благодаря их мужеству, стойкости, труду.
Шаг 5-й. Не забудьте обсудить с учащимися результаты прошедшей встречи на следующем уроке или классном часе. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, выпустить стенгазету
При надлежащей подготовке встречи с ветеранами проходят интересно и надолго запоминаются учащимся. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны способствуют формированию нравственных установок, патриотических убеждений и гражданской позиции личности школьников. Они прививают чувство гордости за свою Родину и уважительной отношение к ее истории.

Методические разработки внеурочных мероприятий

Сценарий классного часа
«Урок мужества «Этих дней не смолкнет слава»
(литературная композиция)
Цель: показать мужество русских солдат, развивать чувство патриотизма.
Оформление и оборудование: класс должен быть весь в иллюстрациях и картинах на военную тему; необходим магнитофон с записями песен военной тематики и фонограммой звуков войны.

(Звучит тихая музыка)
Выходит 1-й ученик:
Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,
Есть и это, и то, только самого главного нет.

Выходит 2-й ученик, подходит к первому:
Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,
Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

1-й ученик:
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Сталинграда, Тихо, тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг. Может быть, про войну слишком много и громко не надо, Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

2-й ученик:
Шестьдесят раз был февраль, шестьдесят праздников нового снега, Шестьдесят раз таял снег, отступая с приходом весны. Шестьдесят - это миг, это только чуть больше полвека, Как немного пока удалось нам прожить без войны.
(Замирают оба. Выходят мама и девочка.)

Мама:
Снова дралась во дворе?

Девочка:
Ага, мама, но я не плакала,
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала.

Мама:
Боже, не девочка, а беда, Сил моих больше нету.

Девочка:
Мама, а вырасту я когда?

Мама:
Вырастешь, ешь котлету.

Девочка:
Мама, купи мне живого коня.

Мама:
Коня? Да что же это делается?

Девочка:
Мама, а в летчики примут меня?

Мама:
Примут, куда они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.

Девочка:
Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти.
(Замирают. Потом уходят.)
Звучит фонограмма боя.
Появляется 3-й ученик:
2 февраля 1943 года. День Сталинградской Победы. Сталинград стал величайшим в истории примером воинской стойкости и мужества, равного которому человечество еще не знало.
Можно приводить много цифр: сколько защитников сражалось, сколько единиц техники участвовало в битве... Но разве можно отразить в цифрах каждую судьбу той страшной битвы? Вклад каждого, отдельного человека? И можно ли найти слова, чтобы хоть немного описать те чувства, что испытывали тогда?
С 17 июля по 2 февраля шла великая Сталинградская битва, пока в окружении не оказались главные силы немецко-фашистских войск, действовавших между Волгой и Доном: 22 дивизии и более 160 отдельных частей общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров. Двести дней и ночей не утихала ожесточенная битва. По размаху, напряженности и последствиям она не знала себе равных в истории. Сталинградская эпопея завершилась решительной победой Советской Армии. В результате контрнаступления под Сталинградом советские войска разгромили 6-ю и 4-ю танковую немецкую армию, 3-ю и 4-ю румынскую и 8-ю итальянскую армии, которые потеряли свыше 800 тысяч человек, до 2 тысяч танков и штурмовых орудий, более 10 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч боевых и транспортных самолетов. Общие потери вермахта за время Сталинградской битвы составили около 1,5 миллиона человек. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур. Население Германии вместо бравурных победных маршей слушало погребальный звон церковных колоколов. Чтобы победа была за нашей армией, каждый защитник Сталинградской битвы становился героем, не думая о том, что он герой. Славные дела отважных чудо-богатырей, собранные воедино и принесли нашей Родине победу в этом великом сражении. Нет достойней и мужественнее тех людей. Сражались все: от мала до велика! Сколько молодых ребят осталось лежать в Сталинградской земле!
( Звучит музыка)
Выходит 1-й ученик:
Мальчик лежал посредине России,
Всех ее пашен, дорог и осин.
Что же ты, взводный, докажем, осилим,
Вот он, фашист, докажи и осиль.
Вот он, фашист, оголтело и мощно,
Воет его знаменитая сталь.
Знаю, что это почти невозможно,
Знаю, что страшно, но все - таки встань.

2-й ученик:
Встань, лейтенант, слышишь, просят об этом,
Вновь возникая из небытия.
Дом твой, пронизанный солнечным светом,
Город, Отечество, мама твоя.

1-й ученик:
Встань, лейтенант, заклинают просторы,
Горы и реки, снега и цветы.
Нежная просит девчонка, с которой
Так и не смог познакомиться ты.
Просит далекая средняя школа,
Ставшая госпиталем с сентября.

2-й ученик:
Встань, чемпионы двора по футболу,
Просят тебя, своего вратаря.
Просит высокая звездная россыпь,
Горы, излучины каждой реки.
Маршал приказывает и просит,
Встань, лейтенант, постарайся, смоги.

3-й ученик:
Глядя значительно и сурово,
Вместе с землею и небо скорбит,
Просят деревни, пропахшие гарью,
Солнце как колокол в небе звучит.
Просит из будущего Гагарин,
Ты не поднимешься, он не взлетит.
Просят твои не рожденные дети.
Просит история, и тогда -

Все вместе:
Встал лейтенант и шагнул по планете,
Выкрикнув не по уставу: «Аида».

1-й ученик:
Встал и пошел на врага, как вслепую,
Сразу же сделалась влажной спина.
Встал лейтенант, и наткнулся на пулю,
Большую и твердую, как стена.

(Звучит песня «Он не вернулся из боя».)

2-й ученик:
Вздрогнул он будто от сильного ветра,
Падал он медленно, как нараспев.
Падал он долго. Упал он мгновенно
Он даже выстрелить не успел.
И для него наступила сплошная и бесконечная тишина,
Знаю я, чем кончилась эта битва,
Знаем мы, и чем кончилась эта война.

1-й ученик:
История свидетельствует, что отважные защитники Сталинграда достойно выполнили свой долг перед Родиной, их героизм будет жить в памяти народов мира как ярчайший пример непревзойденного в истории войн мужества и отваги.
Память о них не должна померкнуть со временем, мы должны помнить, чтобы не повторилась никогда подобная битва.

Сценарий конкурса инсценированной военной песни
«Песня в военной шинели»

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы в преддверии великого праздника – Дня Победы поговорить о песне.

- Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.

- При слове «песня» что-то особенное происходит в глубине нашей души, не говоря уже о том моменте, когда мы ее слушаем и поем.

- На сцене ___ класс.

- Человек и песня - неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Песни Великой Отечественной войны сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.

- Песни, которые были созданы в то суровое время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм.

- На сцене ___ класс.

- Я бы с песен начала рассказ.
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.

- Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете.
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!

- На сцене ___ класс.

- Иной раз задумываешься, за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут как святыню?
- Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость.

- На сцене ___ класс.

- Если звучит песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится.
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.

- Бесхитростные и простые военные песни распространялись мгновенно. Они и сегодня живут в нашей памяти.

- На сцене ___ класс.

- Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа, свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма.

- И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.

- На сцене ___ класс.

- Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча с «Песней в военной шинели». Сегодня мы еще раз подтвердили, что песня остается верным спутником человека по жизни.

- Так пусть же песня всегда шагает рядом с нами и помогает нам и выживать (как это было на войне), и быть счастливыми в мирное время!

- А сейчас мы предоставляем слово нашему жюри.

Сценарий встречи
с ветеранами Великой Отечественной войны

- Здравствуйте, дорогие ветераны, работники тыла!

- Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника!

- Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале!

- Сегодня у нас необычный день - мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы над фашистской Германией.

- Было много трудных дней,
Будет много трудных дней,
Значит рано подводить итоги.
Вот и встретились вы с ней,
Вот и свиделись вы с ней
Где-то на проселочной дороге.

- Только несколько минут
Между вами длилась та беседа.
Вы спросили: «Как тебя зовут?»
И она ответила «Победа».

ПЕСНЯ «Последний бой»
- Хотя давно раскаты отгремели,
Ваш подвиг не забудут сыновья.
После войны
Они на службу заступили,
Чтоб был покой и мир,
Цвела наша земля.

- Среди нас в этом зале находятся не только участники боевых сражений. Рядом с теми, кто подвигом своим приближал победу, и те, кто был на трудовом фронте.

- Труженики тыла были тоже бойцами, и Родина по достоинству оценила их ратный труд.

ПЕСНЯ «Десятый наш десантный батальон»
- По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.

- И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой.

- Как быстро бы года ни пролетали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

ПЕСНЯ «Осенний вальс»

- Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.

- Мы знаем, что в годы войны была очень популярна песня «Синий платочек». Для вас, уважаемые ветераны, и для всех гостей эта песня прозвучит в исполнении ___ класса.

Песня «Синий платочек»

- Если звучит песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится.

- И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.

Песня «В землянке»

- Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

- Нынче у нас передышка,
Завтра - вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?

Песня « Первым делом самолеты»

- Солдаты пели, словно школьники,
И как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке …
… Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло …

- Все это и было – Армия,
Все это Родину спасло.

Песня «Сережка с Малой Бронной»

- В Великой Отечественной войне погиб каждый восьмой. Их, погибших, 20 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.

- Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

ПЕСНЯ

- Мы много лет спокойно смотрим сны,
А вас - и рядовых, и полководцев –
Несправедливо мало остается,
Товарищи участники войны.

- Пока нам не хватает тишины,
Пока тревожно светятся заставы –
Мы будем жить по вашему уставу,
Товарищи участники войны.

ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ
Песня «Журавли»

- Яблоневым цветом
Мирный день расцвечен,
Солнце в небе ясном,
Мир и тишина.
- Позади дороги, позади тревоги,
Позади ужасная война.

Песня

- Проходят годы, но не меркнет вдали
И горе, и подвиг народа.
Вы трудной дорогой к Победе пришли
Весной сорок пятого года.

- Пришла! Дохнула свежим ветром,
По душам разлилась рекой,
Развеяла разрухи пепел,
Всех обняла своей рукой,

- Всем радость мира подарила,
Всех окрылила, всех спасла!
Ты по земле своей ходила,
Победа Золотого Дня!

- ДА! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо, вам! Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек!

ПЕСНЯ

- Дорогие ветераны! Спасибо вам за эту встречу, за предоставленную возможность прикоснуться к вашей судьбе. Будьте здоровы и счастливы!

Сценарий конкурса инсценированной военно-патриотической песни « Нам этот мир завещано беречь»

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

- Сегодня, в преддверие праздника, мы собрались с творческими номерами инсценированной патриотической песни.

- Сегодня каждый из нас будет и исполнителем, и актером, и режиссером.

- Время героев обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

- Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что ты оставило нам?

- Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни-
Радость работы на мирной, счастливой земле.

- На сцену приглашается ___ класс с музыкальной композицией «У войны не женское лицо»

- 23 февраля – День защитника Отечества. У каждого из нас в семье кто-то носил, носит или готовится носить погоны. Отмечая этот праздник и гордясь им, мы выражаем свое уважение героям страны, защитникам нашей Родины во все времена.

- Присягаешь на верность Отечеству,
Исполняешь свой воинский долг
От беды защитить человечество,
Наступил неизбежно твой срок.

- День присяги торжественно – строгий
Офицер помнит и рядовой.
Пусть солдатские ваши дороги
Неизменно приводят домой.

- На сцену приглашается ____класс.

- Дается жизнь один лишь раз,
И мой ты выполни наказ.
Богатство, жизнь ее беречь, лелеять надо
Горьких встреч, быть может, ты не избежишь,
Но коль ты жизнью дорожишь,
Превозмогай все на пути, и шанса жить не упусти.

- Но если завтра вдруг война,
Отдай свой долг, сынок, сполна,
Страну, солдатик, защити
И встань у смерти на пути.

- На сцену приглашается ___ класс « Песни военных лет»

- В Беларуси фашисты уничтожили свыше 2 млн. 200 тыс. граждан. Оккупанты сожгли, разрушили около 210 городов и поселков городского типа, 9200 деревень.

- Во Второй мировой войне человечество столкнулось с преступниками целью которых было истребление и порабощение целых народов и рас.

- Разум человечества не приемлет тех чудовищных злодеяний, которых принесла 2 мировая война.

- На сцену приглашается ____ класс с театрально-музыкальной композицией « Мгновение войны»

- День защитника Отечества - всенародный праздник, еще мы называем этот праздник еще Мужским днем.

- В этот праздник просто необходимо поздравить всех представителей сильной половины человечества. Пусть они почувствуют себя любимыми.

- Чтобы стать мужчиной, мало им родиться,
Чтобы стать железом, мало быть рудой
Надо переплавиться, разбиться
И как руда пожертвовать собой.

- На сцену приглашается ____ с песней «Катюша»

Сценарий праздника
«Есть память, которой не будет конца”

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников.
Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.
Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.
Заканчивается чаепитием и возложением цветов у городского мемориала Памяти.
Оформление:
Плакаты: "Есть память, которой не будет конца”, "Никто не забыт, и ничто не забыто!”
Музыкальное оформление: Д. Шостакович "Новороссийские куранты”, "Священная война”, "День Победы”.

Ход мероприятия:
Звучит музыка Д. Шостаковича "Новороссийские куранты”
Вед.1: Мы здесь с тобой не потому, что дата
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи. Помните!
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя —
Великой Армии простой солдат.

Вед.2: Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 60 лет, потому что время не властно предать их забвению. "Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня собрались в этом зале, накануне Дня Победы.

Вед.1: Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Звучит песня "Священная война”.

Вед.2: 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.
Вед.1: Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Вед.2: Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!

Вед.1: Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.

Вед.2: До нас с вами тоже дошли отголоски войны. Еще живы ветераны, участники Великой Отечественной войны. И сегодня у нас в гостях _________________________________________________________________.

Вручение цветов ветеранам.

Вед.1: А тогда, в военные годы, это были веселые, молодые, озорные ребята, совсем не похожие на героев… Но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени. Они плечом к плечу стояли насмерть!

Вед.2: Эти бессмертные подвиги героев описаны художниками, поэтами, писателями. Их имена на веки вошли в историю мировой культуры и литературы.

Вед.1: Сегодня, на театральных подмостках, мы предлагаем вам посмотреть отрывки из произведений, посвященных героям Великой Отечественной войны.

Отрывок из произведения Александра Корнейчука "Фронт”
в исполнении учащихся 9 класса.

Вед.2: Нет, это не заслуга, а удача —
Быть девушке солдатом на войне.
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшим счастьем девушки считали
Возможность умереть за свой народ!

Отрывок из произведения Бориса Васильева "А зори здесь тихие”
в исполнении учащихся 10 класса.

Вед.1: Кто там улицей крадется,
Кто в такую ночь не спит?
На ветру листовка вьется.
Биржа черная горит.
Это было в Краснодоне,
В грозном зареве войны,
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны!

Отрывок из произведения Александра Фадеева "Молодая гвардия” в исполнении учащихся 11 класса.

Вед.2: Горнили "К бою!” трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые –
На левый фланг, в солдатский строй!

Отрывок из произведения Валентина Катаева "Сын полка”
в исполнении учащихся 8–9 классов.

Вед.1: Для многих солдат будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

Вед.2: Потухшими листьями ветер играет,
Дождем проливным венки заливает,
Но словно огонь у подножья — гвоздика!
Никто не забыт, и ничто — не забыто!

Минута молчания.

Вед.1: Помните!
Через века, через года, —
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
Помните!

Вед.2: Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Звучит песня "День Победы” в исполнении участников мероприятия.
По окончании — чаепитие с ветеранами. Возложение цветов к мемориалу Памяти в городском парке.
Сценарий конкурса "Рыцарский турнир",
посвященный празднику 23 февраля

Песня: "Гардемарины, вперед!”

- 23 февраля - день защитника Отечества, он празднуется в нашей стране с 1918 года. Этот день – день уважения всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитниками были мужчины, то это воистину "Мужской день”, в который все представители сильного пола принимают поздравленья и получают подарки.

- Сегодня у нас рыцарский турнир. И на сцене только рыцари, только будущие мужчины. Мужчина! О чем говорит это слово. Мужчина - это смелость отвага и воля.

- Но, к сожалению, и в этот день мы не можем обойтись без дам, поэтому представляем нашу ведущую - даму сердца _____________.

- Я приветствую от имени всех. Девушек, собравшихся в зале, наших рыцарей и желаю им счастья безграничного здоровья богатырского вечной любви

- С давних времен и до сих дней мужчины-воины были защитниками дома, семьи, Родины; рыцари всегда были на посту. Итак, приветствуем вас, доблестные рыцари.
(Фанфары. Выходят юноши на сцен)

- Позвольте вам представить жюри, которое будет судить выступление юношей:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ну, и, конечно, дорогие зрители, ваши аплодисменты будут самыми верными и надежными оценками при выступлении рыцарей.

- Наш 1-й конкурс называется "Знакомство”. Как гласит русская пословица "Встречают по одежде, провожают по уму”. Согласно пословице жюри оценивает внешний вид участника, а затем умение рассказать о себе. Итак, просим, пожалуйста, всех к микрофонам.

- Оценивать жюри будет по пятибалльной системе, в конце турнира мы узнаем имя "Рыцаря гимназии ____ года”.
Музыка средневековых турниров
- Чтобы в рыцарском турнире победить, быть умным и любезным надо бить, за щитами не скрываться, шпаги острой не бояться.

- Средневековый рыцарь имел право выбрать себе любого противника, прикоснувшемуся копьем к его щиту. В сегодняшнем турнире оружием станет эрудиция, которую будут оценивать наше жюри. Итак, 2-е задание. Вы должны в течение 30 сек. быстро ответить на вопросы. Команды 8-9 классов. Подойдите, пожалуйста. (Кто знает, тот быстро поднимает руку). Итак, слушаем.
1. Что необходимо рыцарю для турнира? Лошадь.
2. А какое основное состязание происходит на турнире? Скачки.
3. Кроме лошади, что должен иметь рыцарь, явившись на турнир? Доспехи.
4. Откуда пошел обычай снимать шляпу при входе в помещение, при встрече со знакомыми? Чтобы показать, что под шляпой нет оружия и человек пришел с миром и добром.
5. Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться? Показать, что руки чисты как помыслы и нет оружия.
6. Почему у женщин пуговицы пришиваются с левой стороны, а у мужчин с правой? Из-за оружия, этот обычай пошел с того времени, как мужчина должен защищать свою семью, оружие хранили с левой стороны под одеждой.
7. Однажды Петр I посетил армию и издал приказ: нашивать на обшлагах офицеров солдат оловянные пуговицы. Зачем? Чтобы отучить их от характерной дурной привычки, вытирать нос рукавом.
- Больше всех ответил номер _________.

Музыка спокойная, нежная.
- Много мифов, легенд было сложено о цветах. Нет языка красочнее, чем язык цветов. Он широко использовался влюбленными и выручал, когда нельзя было встретиться и поговорить. Итак, если средневековый рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей розы. Я задам вопросы рыцарям об умении дарить цветы. Приглашаю команды 10-11 классы. Условие тоже, что и выполняли предыдущие команды. Кто знает ответ, тот быстро поднимает руку. Слушаем вопросы, будьте внимательны.
1. Сколько цветов должно быть в букете? Нечетное количество, можно один.
2. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите - в правой или в левой? В левой, чтобы букет не мешал здороваться.
3. Можно ли дарить цветы и в бумаге, в целлофане? Бумагу, в которую завернут букет, снимают. Целлофан можно оставить.
4. Допустим, молодой человек, придя в гости к любимой девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
5. Можно ли дарить цветы в горшке? Можно. Но только близкому другу.
- Конкурсы:
1. Заплести косу.
2. Очистить картошку.
3. Собираем поцелуи.
Звучит музыка
- Труба заглушена, надменный вызов шлет
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод..
Забрала опустили седоки
И к панцирям прикреплены древки.
Вот кони понесли и, наконец
С бойцов вплотную съехался боец.

- Пешим или на коне, копьем или мечом – храбрые рыцари всегда были готовы сразиться со своими врагами. Вам же придется воспользоваться неведомым для средневековых рыцарей оружием – скалкой, мы увидим, какие Вы мужественные, сильные, смелые.

- Пока наши юноши готовятся к следующему конкурсу, для вас выступают две группы со своими номерами.

- Дорогие друзья! Сейчас мы представляем слово нашему жюри и посмотрим, как наши рыцари стараются.
Слово предоставляется _____________.

- Жизнь рыцаря сопряжена с множеством опасностей и приключений. Отважные рыцари! Даже если вы проигрываете, не отчаивайтесь! Раны, полученные в бою, могут скорее прославить, чем обессилить вас, Да поможет Вам бог в ваших делах. Сейчас приготовьтесь к конкурсу, который называется "Искусство владения шпагой”. Вместо шпаг у нас шары и 1-м выиграет тот, кто быстрее собьет шары у противника, приглашаются команды 8 - 9 классов.

- А сейчас посмотрим, как выступают юноши 10 – 11 классов.
Задание: Кто быстрее и больше надует шар, тот отнесет его к жюри и будет победителем.
- Останься, прост, беседуя с царями,
Останься, честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой,
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда мой сын ты будешь человек.
- Так определяется кодекс поведения человека. А как вы дорогие зрители владеете правилами этикета? Итак, игра для зрителей, пожалуйста, выйдите 2 человека.
Выходят 2 человека.
Итак, две ситуации:
1) Вы принимаете гостей, вечер удался, поблагодарив вас, гости ушли домой. Один из них засиделся и не собирается уходить, а у вас неотложные дела. Как вы поступите? - За ваш ответ аплодисменты зрителей.
2) Друг попросил денег взаймы (раньше ему вы уже давали, но долг не вернули). Вы никогда не напоминали ему об этом, не желая ссориться. Найдите способ отказать другу в просьбе, не обижая его. Награждение шоколадом и аплодисментами. А сейчас перед вами выступают две группы со своими номерами.

- У каждого рыцаря должен быть объект обожания его Прекрасная дама. Ведь даже в написанном до принятия Христианства на Руси кодекс чести, написано, что "русские мужи честны”, обязаны не только в совершенстве владеть оружием, играть на гуслях и в шахматы, переплывать реки в броне, но и иметь способность "красу женскую” и "честь девичью почитать и оборонять”. Сейчас мы приглашаем рыцарей принять участие в конкурсе "Дама сердца”.
(Выход юношей во фраках с цветами в руках)
Итак, задание 8 юношам: вы должны написать любовные послания.
Твои глаза как два алмаза,
Твои глаза как розы лепестки.
Твой голос, как серебристый ручей,
Твои власа, как шелковые нити,
Твое лицо прекрасно, как фиалка.
Ты хороша, как звездочка в ночи.
Твой гибкий стан, как белая березка,
Изгиб бровей, как чайка над водой.

- Пока наши рыцари сочиняют послание своим любимым, остальные рыцари будут выполнять следующие задания:

- Итак, представьте, что ваша подруга собирается уезжать и уже вошла в вагон поезда. Ваша задача: жестами, знаками показать ей, что вы ее любите и покончите с собой, если она уедет. Пожалуйста.

Звучит спокойная музыка.
Затем юноши выходят и читают свои стихи, жюри оценивает.
- Последний конкурс танцевальный. Танец "Ламбада”. Задание: на листе газеты вы должны на носочках станцевать с партнершей, не порвав бумагу. Итак, сначала танцуем на целой развернутой газете (расстилают юноши), затем на половинке, затем на четвертинке по окончанию музыки. Кто не порвет газету, тот и будет победителем.

Звучат фанфары.

- Итак, слово предоставляется жюри. Сейчас мы узнаем, кто стал рыцарем гимназии ____ года, так же присуждаются и другие звания: Рыцарь "Верная рука” Рыцарь "Хороших манер” Рыцарь "Доброго сердца”.

- Наш праздник к концу подходит. Жюри нам итоги подводит.
- Давайте будем дружить друг с другом.
Как птицы с не6ом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем.
Трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами.

Литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Воспитание школьников – 2005. - №10; 2006. - №6, 10; 2007. - №5, 10
3. Классный руководитель – 2005. - №1
4. Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
5. Классные часы. 11 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Категория: Классное руководство | Добавил: Сергей
Просмотров: 28147 | Загрузок: 1819 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА