Вторник, 21:39 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Контроль успеваемости учащихся с помощью рейтинговой системы
[ Скачать с сервера (523.0Kb) ] 11.06.2013, 10:10
Контроль успеваемости учащихся с помощью рейтинговой системы

Труфанова Елена Александровна
МБОУ "Лицей № 102" г. Железногорск Красноярского края

Одна из составных частей работы классного руководителя – организация учебной деятельности учащихся в классе. Необходимо довести до сведения родителей и осознания ученика картины его реальной успеваемости. Как родителей, так и ребенка в первую очередь интересует вопрос: «Что выходит по тому или иному предмету?». Если при этом удается создать мотивацию для улучшения учебы – просто замечательно.
Возможно, существуют разработанные специалистами системы учета успеваемости, но для работы с ними требуются специально подготовленные сотрудники, электронные журналы у каждого предметника, они стоят денег.
Предлагаю программу учета успеваемости, созданную на основе программы Excel, которая есть в любом компьютере.
Программа позволяет быстро и эффективно собрать следующие данные:
1. Текущие отметки каждого ребенка с начала учебной четверти плюс средний балл по каждому предмету, что позволяет спрогнозировать итоговую отметку.
2. Успеваемость класса по каждому предмету – выводится в виде рейтинга учащихся по среднему баллу. Дети видят, кто лучше, а кто хуже учится по тому или иному предмету, классный руководитель оценивает количество потенциальных троек за четверть и может своевременно принять меры. Очень упрощает выставление четвертных отметок.
3. Проводится подсчет всех полученных классом пятерок, четверок, троек, двоек – для усиления мотивации.
4. Каждую неделю выстраивается рейтинг учащихся по среднему баллу (в этот день у доски с рейтингами аншлаг).

РАБОТА С ПРОГРАММОЙ:
ВНИМАНИЕ! Перед началом работы нужно в программах Excel и Word в меню «Сервис» выбрать строку «Макрос», далее «Безопасность» и установить средний уровень безопасности, иначе программа будет постоянно требовать отключить макросы как источники постоянной опасности.
1. Заполняем страницу «Служебный лист»: имена, фамилии, предметы и сохраняем себе этот файл как исходный, чтобы в следующей четверти не пришлось вычищать все отметки (рис. 1 )

2. Перед началом работы рекомендую сохранить файл под другим именем, так как испортить все чрезвычайно легко, а набивать все отметки с начала четверти – небольшое удовольствие.
На странице «Оценки (журнал)» (рис. 2 ) выставляем дату и набиваем отметки при помощи учеников. Дети (честные и ответственные) это делают очень быстро: один диктует, другой нажимает клавиши. Поскольку компьютер позволяет сохранить все сведения, имеет смысл набивать все отметки с начала четверти, тогда будет видно, «что у кого выходит» по тому или иному предмету. «Ходить» по предметам легко при помощи кнопок внизу страницы. Если список изучаемых предметов немного другой, переименовать предметы можно на служебном листе, при этом не забыть переименовать соответствующие кнопки (правой кнопкой мыши вызвать меню и войти в строку «Изменить текст»).

3. Средние баллы и общую картину успеваемости в классе можно увидеть на листе «Средние баллы» (рис. 3 ).
Нажав кнопку «Сортировка по среднему», получаем рейтинг по среднему баллу. Скрыв середину таблицы (средний балл по отдельным предметам) и оставив только место, фамилию и средний балл, переводим получившуюся картинку в Word (рис. 4 ). В таблицу Word я добавляю столбец «Комментарии». Там можно рисовать смайлики или печальные лица, стрелочки и другие картинки, наглядно демонстрирующие подъем или спад в учебе. В этой таблице можно также собирать баллы за предыдущие периоды, чтобы ребята видели свой прогресс или наоборот. В 5-6 классе, когда соревновательный момент детям нравился и был важен, в общем рейтинге я выделяла Тройку самых-самых, Пятерку лидеров, Десятку сильнейших с соответствующими комментариями в дневнике (об этом речь впереди).

4. На листе «По оценкам», введя требующийся балл и нажав «Сортировать по количеству данных оценок» можно увидеть чемпионов по пятеркам и «антирекордсменов» – по тройкам и двойкам (рис. 5 ).
Вывешенный лист «Немного статистики» вызывает особый интерес у пяти- и шестиклассников (документ Word, рис. 6 ).

5. На листе «По предметам» (рис. 7 ) получаем рейтинг учащихся по отдельным предметам. Для этого нужно ввести цифру, обозначающую номер предмета в списке, нажать Enter и «Сортировать по средн». Получившуюся таблицу копируем в Word, собираем все таблицы по разным предметам, выделяем маркером опасные места (потенциальные тройки) и вывешиваем в классе.

6. Ну и, наконец, на листе «Пофамильно» (рис. 8 ) выводится табличка по каждому ребенку, включающая следующие данные: средний балл по каждому предмету, место в рейтинге (например, 20 из 23), и средний балл по каждому предмету. Кроме того, можно делать мотивирующие записи: «Молодец! Первое место по количеству пятерок!» или «Не хватило каких-то 0,02 до первого места!».
Процедура вывода следующая: поставить знак равенства на зеленое поле с фамилией, поставить курсор на нужную фамилию в списке и нажать Enter. Если поставить знак равенства не на зеленое поле, файл ломается. В табличке на желтом поле пишутся комментарии (по желанию), таблички копируются в Word, соответственно уменьшаются (к сожалению, этот процесс автоматизировать не удалось), распечатываются и вклеиваются в дневник.

Выводы:
1. Таким образом, используя программу, я как классный руководитель вижу общую картину успеваемости в классе с начала четверти, могу вовремя принять меры.
2. Родители видят отметки каждую неделю. У нас именно такая периодичность, так как работать с программой довольно просто и процедуру «набивания оценок» можно доверить ответственным честным детям.
3. Дети привыкают следить за своими отметками, вовремя исправляют то, что не устраивает. В четвертях бывает всякое, но результаты по итогам года радуют:
5 класс – 85,7%
6 класс – 84,6%
Практика показала, что в 5-6 классе детей больше мотивирует «на каком я месте» и «у кого больше пятерок», дети постарше говорят; «Мне все равно, на каком я месте, главное – что выходит». И то, и другое помогает улучшить успеваемость.
4. Как правило, не возникает вопросов в конце четверти: «За что у меня тройка?». Понятие «среднего балла» дети хорошо усваивают еще в пятом классе. Необоснованные претензии родителей также исчезают сами собой.
5. Отметки набиваются один раз, а информации получается много:
- общий рейтинг по среднему баллу
- рейтинг по каждому предмету
- рейтинг по пятеркам, двойкам и т.д.
- отметки каждого ребенка для выставления в дневник.
6. Учителям легко выставлять четвертные отметки. Правда, у некоторых учителей возникает соблазн потребовать от ребенка не менее 4,75 на пятерку, приходится возвращать к реальности.
7. Возможно, система подходит не для каждого класса. Если в классе есть откровенно слабый ребенок, его постоянное последнее место в рейтинге может стать предметом насмешек одноклассников. Хотя, если педагог озабочен не процентами успеваемости, а личностным ростом каждого ребенка, то и последнее место в рейтинге может стать важным мотивирующим фактором.
В моем классе девочка с самыми скромными интеллектуальными способностями далеко не самая последняя в рейтинге. Ребенок вовремя понял, что можно иметь безнадежные тройки по русскому языку и математике, но пятерки по другим предметам (там, где можно выучить и ответить материал). А мальчик, в течение нескольких недель болтавшийся на последнем месте, разозлился и закончил третью четверть с одной четверкой, получив по остальным предметам пятерки.
Категория: Классное руководство | Добавил: True_fan-of-A | Теги: отметки учащихся, рейтинг, успеваемость
Просмотров: 1809 | Загрузок: 170 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА