Воскресенье, 15:39 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Классный час "Традиции. Зачем они нужны?"
05.02.2012, 23:10
Традиции. Зачем они нужны?

На доске надпись: «Помнить не стоит забывать»

1. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Очень рада вас видеть.

2. Игра «Ладошки»:

Скажите, пожалуйста честно, как вы настроены на сегодняшний классный час?
- если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;
- если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;
- если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.
Большое спасибо за Вашу искренность.

Звучит народная музыка

3. Вступительное слово учителя

Посмотрите в окно. Декабрь наконец-то догадался, что он зимний месяц, выпал снег. Скоро Новый год, Рождество, Святки. Когда мы отмечаем Святки? (7-19.01). С этим временем связано много веселья, народных обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждали силы зла и тьмы. Этот праздник, Святки, считался колдовским, волшебным временем. Под окнами каждого дома ходила молодежь, поздравляла хозяев и пела песенки с пожеланиями всего хорошего. А хозяева одаривали поющих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Вот и мы давайте представим себя не в 21, а 20 веке, сто лет назад. В селе Бибирево тогда жили всего лишь столько человек, сколько учится в вашей школе. Помогите мне, пожалуйста, отвечайте на мои вопросы!
Коляда, Коляда!
Дома ли хозяин?
-Да!
Коляда, Коляда!
Пекли ли лепешки?
- Пекли! (Да!)
Коляда, Коляда!
Варены ли свиные ножки?
- Варены! (Да!)
Коляда, Коляда!
Готовы ли потчевать?
- Готовы! (Да!)
Подай-ка хозяин кусок лепешки да свиную ножку!
Да смотри, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо с печи пирожок,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
А под печку котят!
А не дашь лепешку –
Разобью окошко!

- Что же это такое сейчас прозвучало?
(колядки)

- Кто знает, что такое колядки?
(…)
- На Святки пелись на Руси колядки. Такова была традиция. Что это такое - традиция?

На доске (слайде):

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению.

Святки — это странная смесь языческих и христианских обрядов. По традиции в Древней Руси славили в это время Коляду — бога молодого солнца, праздника и мира. Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в доме и поле; славились хозяева. Наградой обычно служили либо деньги, либо чаще угощения со стола. Так, походив по селу или деревне, наиболее проворные и удачливые собирали целые мешки с едой. Делали это обычно большой и шумной переодетой в животных компанией. В наше время традиция распространилась и в городе, ходили по этажам дома, в котором жили.

Мы попробуем с вами решить, нужны ли нам сегодня старинные обычаи и традиции предков? И правильно поставить запятую в предложении, записанном на доске.

- Как вы думаете, колядовать - это интересно? Почему?
(Переодеваются. А еще? Вместе поют, знакомятся с соседями, ведь часто мы и не знаем людей, с которыми живем рядом, А это способ сэкономить на рождественском ужине. Мама, папа спасибо скажут).

- Раз это дело веселое, давайте попробуем сочинить колядку сами.

Сочинение колядки
На месте нынешнего Бибирева были село Бибирево и деревни Подушкино и Юрлово. Разделимся на 3 команды села. (Раздаются снежинки – из Бибирево, месяцы – из Подушкино, звезды – из Юрлово). Самое главное быть веселыми и шумными, тогда и праздник удастся!
Вставьте в пропущенные места свои слова, исполните колядку, украсив себя лентами, так, чтобы вы отличались от других (раздаются распечатанные колядки с пропущенными словами).

1. Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И ..., и конфет,
И ..., и щербет,
... пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть,
И друг друга угощать.
А хозяйку, а хозяйку
... словом поминать!

2. Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
... сундучки,
вынимайте пятачки.
По копеечке давайте
Малым детям раздавайте.
И ..., и шоколад,
... и мармелад,
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Коляду встречайте,
... открывайте.

3. Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Рождеством поздравлять!
Дайте курочку с хохолком,
... с гребешком!
Или ... пирог,
Или вилы в бок.
Сею, сею, посеваю,
..., ... желаю.
Кто нам даст пирога,
тому полный хлев скота!

- Молодцы! У вас есть уже репертуар, с которым можно колядовать. То есть к традиции можно подходить творчески (обратить внимание на слово!)
- Стоит ли помнить и исполнять колядки? Помнить не стоит забывать.
А самим сочинять колядку сложно?

Игра «Заплети косичку»

- У колядовщиков с собой часто был шест с солнышком – символом коляды или звездой с лентами. Вот такой. И этот шест часто использовали для игр разных. Давайте и мы поиграем.
(По 3 участника от команды. Задача: передвигаясь с лентой в руках, заплести косу как можно быстрее. Народная музыка звучит 1-2 минуты).

Вам понравилась игра? Народные игры тоже часть традиций. Помнить не стоит забывать.
А почему все же иногда было сложно? (приходилось взаимодействовать, это непросто) Получается, игра учит нас общаться, выполнять общее дело вместе.

- А почему раньше в нее не играли? (не знали)

Существует много интересных русских народных игр. Поищите в Интернете, библиотеке, обязательно найдете что-нибудь для себя новое и интересное.

Итак, традиции. Стоит ли их помнить? Соблюдать? Зачем? Что они нам дают?

- У нашего солнышка появились косички, а лучей нет. Для чего нужны традиции? Какая от них польза? Выберете из перечисленного то, что, по-вашему, подходит к ответу на вопрос, напишите и прикрепите к нашему солнцу. (12 лучей раздать командам).

На доске (слайде):

1. Единение
2. Осторожность
3. Гордость за свое прошлое
4. Дружба
5. Недоверие
6. Общение
7. Полезный опыт предков
8. Надежность
9. Грусть
10. Творчество
11. Страх

Итак, где же мы поставим запятую в предложении, записанном на доске? Помнить, не стоит забывать!

Рефлексия:

На доске (слайде):

сегодня я узнал
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…

Скажите несколько слов о нашем занятии, выбирая начало ответа с экрана.

Спасибо за классный час!
Категория: Классное руководство | Добавил: nadika
Просмотров: 3002 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 Наташа7   (14.03.2012 18:19)
Очень важно сохранять народные традиции. спасибо за материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА