Вторник, 16:35 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Классный час по профориентации для учащихся 8-10-х  классов «Выбор профессии – дело серьезное"
[ Скачать с сервера (84.8 Kb) ] 12.11.2019, 11:32

 

 

 

 

 

              

Классный час по профориентации для учащихся 8-10-х  классов «Выбор профессии – дело серьезное"

(в рамках реализации программы профориентационной работы с учащимися)

 

 

 

 

 

                                                                           Подготовила: педагог-психолог

                                                                                                Дикая Н.И.

 

 

 

 

 

                                           г. Белая Калитва

 

                                                          2019 г.

Классный час по профориентации для учащихся 9-10-х  классов «Выбор профессии – дело серьезное".

В роли ведущих могут быть педагог-психолог, социальный педагог.

 

Ведущий 1. Помогите! Не знаю, куда поступить. Папа говорит, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?

Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 2. «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека.. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Ведущий 1. Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Однако фраза «оказывается мы с тобой одной профессии» не указывает на конкретную деятельность, а говорит об общности людей, занятых работой в какой-то одной области. Кроме того профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Ведущий 2. Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.

Факторы появляются на экране. (Слайд 1)

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности

*Здоровье

*Мнение родителей, семьи

 *Позиция учителей, психологов, врачей

*Уровень притязаний и самооценка

*Личный профессиональный план (план карьеры)

Ведущий 2:

  1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Ведущий 1:

    2. Склонности (интересы, мотивы труда).

             Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Ведущий 2:

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

            Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

Ведущий 1:

4. Уровень притязаний и самооценка.

            Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

Ведущий 2:

       5. Мнение родителей, семьи.

            Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

             С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

Ведущий 1:

6. Мнение сверстников.

            Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

 

 

Ведущий 2:

7. Позиция учителей, профессионалов.

            Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью  специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

Ведущий 1:

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно  ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Ведущий 2.

Чтобы выбор профессии не был случайным должны выполняться три условия:(Слайд2)

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

(Слайд3)

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Ведущий 2. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это  выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

 

 

Ведущий 1. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:        (Слайд4)

  1. Человек-природа.
  2. Человек-техника.
  3. Человек-человек.
  4. Человек-знаковая система.
  5. Человек-художественный образ

Учащиеся выполняют тест и знакомятся с результатами тестирования

«Человек – природа». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

1) Животные, условия их роста, жизни;

2) Растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

б) Выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

«Человек – техника». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с техникой. Большинство профессий этого типа связано:

1) С созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

2) С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

3) С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

 

«Человек – знаковая система». Краткое описание типа профессий: все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета туда. Это могут быть:

1) Тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

2) Цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

3) Чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) Звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

 

Категория: Классное руководство | Добавил: Администратор
Просмотров: 37 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА