Среда, 20:36 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Классное руководство

Использование метода проектов в работе классного руководителя
[ Скачать с сервера (24.6Kb) ] 24.04.2014, 14:44
МБОУ СОШ №6 ст.Новолеушковской
Павловского района Краснодарского края

Использование метода проектов в работе классного руководителя

Сай Любовь Михайловна, учитель географии,
классный руководитель 10 класса

2014 год

Метод проектов называют самым популярным методом современности. Мы часто слышим о том, что проекты создают и внедряют на всех уровнях власти, объявляются различные конкурсы проектов в экономике. В нормативно-методических документах системы образования метод проектов называется наиболее отвечающим задачам ее обновления. Действительно, современный мир требует от человека так же быстро реагировать на изменение условий жизни, воспринимать и перерабатывать огромное количество информации, делать выбор, непрерывно самосовершенствоваться. Научить детей этим необходимым качествам – наша задача. Суть обновления системы образования – сформировать у выпускников ключевые компетентности в различных областях знаний. Раньше мы использовали ЗУНы, но понятие «ключевые компетентности» шире. Одной фразой можно сказать так: «Не давать некую сумму знаний на всякий случай, а учить пользоваться тем, что есть». Поэтому в компетентностном подходе упор делается на личностно-ориентированные и деятельностные методы, среди которых ведущим является метод проектов.
Этот метод не является новым в педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Разработал его американский философ и педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х. Килпатрик. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Со временем идея метода проектов претерпела некоторые изменения. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, умение практически применять полученные знания: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. То есть этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов дает нацеленность на конечный результат и позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело. Например, наши самые первые мини-проекты: «Загадка про моего друга», «Достопримечательности моей станицы», «Как мы относимся к своему здоровью», «Самое дорогое имя», «Страничка Книги Памяти» вызвали интерес у моих воспитанников, вызвали желание разрабатывать и другие проекты.
Приведу пример технологии использования метода проектов из опыта работы.
Первое – это постановка цели (мотивация). Классный руководитель определяет цель проекта, возможные варианты его выполнения, а для детей
формулируется конкретное задание. Так, например, целями проекта «Патриоты» стали следующие:
1) На примере своих родных показать воспитанникам образец для подражания;
2) Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
3) Воспитывать у детей чувство патриотизма.
А для детей были сформулированы следующие задания:
1) «Патриоты России» - Выбрать жизненные ситуации, в которых мы узнаем о патриотах, можем ими гордиться и подготовить обзор выбранной темы.
2) «Один из многих» - Найти материал, побеседовать, заполнить анкету, записать рассказ или создать презентацию об одном из близких родственников, служивших в армии.
3) Заключительный – образно представить выбранную тему. В данном проекте - это создание альбома с анкетами и фотографиями. Каждый ребенок приготовил свою страничку в этот альбом.
Эти задания оставляют простор для поисковой и творческой активности, но в то же время достаточно конкретны и доступны детям.
Второе – здесь уже организуется непосредственная работа. Большое внимание на этом этапе уделяется формированию навыков коллективной работы, через коллективное обсуждение, планирование распределение ответственности по микрогруппам, стимулируются также проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Третье – представление материалов. Выполненные проекты представляются на общем мероприятии, после чего подводится итог: что удалось, что не очень, на что необходимо обратить внимание в следующий раз.
Особенности моей работы по использованию проектной технологии заключаются в том, что я работаю как над коллективными, так и индивидуальными проектами. Тематика проектов в основном географическая, историческая, краеведческая, природоведческая, тип проектов – социальный. Используем местный материал, пытаемся решить проблему или намечаем возможные пути ее решения. Это проекты «В чем уникальность Черного моря», «Живой символ малой родины», «Судьба степных рек», «История создания лесных полос в безлесной зоне края». Последний проект вызвал особый интерес. У нас появилась возможность поработать с архивными материалами лесничества, уникальными фотографиями. Так, в нынешнем учебном году три проекта заняли призовые места на краевом уровне.
Приведу примеры коллективных проектов. Был выполнен довольно большой проект «Они оставили свой след». Мы увлеклись изучением истории улиц станицы. Для примера взяли улицу Жлобы. Используя архивные данные, мы узнали о тех, кто воевал, кто вернулся с войны, кто трудился в тылу, кто прославил улицу в мирное время. Продолжаем собирать материал для странички в «Книгу Памяти».
В старших классах, планируя работу с классом, включаю такие формы проведения мероприятий, как деловая игра, ролевая игра. Так, деловая игра «Товарные экологические знаки» помогла не только научиться выбирать экологически безопасную продукцию, но и работать в группах, выносить решение. При проведении ролевой игры «Профессия – географ» старшеклассники не только узнали о множестве профессий, связанных с географией, но и смогли побывать в роли специалистов в коллективной экспертизе проекта города. А затем и защитить свой проект.
Как и во всякой технологии, в ней есть свои плюсы и минусы. Начну с минусов: возрастает нагрузка на учителя, он помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. В старших классах будет полегче, а вначале детям нужна помощь на всех этапах работы, особенно, если нужно работать с литературой и выделять главное.
А теперь – плюсы. Дети получают навыки самообразования, работают с разными источниками информации и интернетом. Что очень важно, в ходе работы над проектом дети распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом, адекватно оценивают себя и других. Развивается интерес к познавательной деятельности.
Нельзя не согласиться с мнением педагогов и психологов о том, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах нашей школы при обучении по УМК «Перспективная начальная школа». При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге способствует формированию у воспитанников следующих компетентностей:
1) Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать);
2) Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
3) Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).
Литература:
1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология в работе современного классного руководителя. Классный руководитель.2009.№8.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000. №7.
3. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2003. №6.
Категория: Классное руководство | Добавил: Сай | Теги: метод проектов, компетентностный подход
Просмотров: 1124 | Загрузок: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА