Воскресенье, 19:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Химия

Урок-исследование по теме "Карбоновые кислоты".
09.02.2014, 14:22
Урок – исследование «Карбоновые кислоты»

Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.

Цель: формирование представлений о карбоновых кислотах, их классификации, строении, свойствах, способах получения и применения.

Основное содержание темы, термины и понятия:
• Содержание темы предполагает изучение классификации, строения, свойств, способов получения и применения карбоновых кислот.
• Карбоновые кислоты, сложные эфиры, реакция этерификации.

Планируемый результат

Личностные умения
• Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
• Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные умения
Познавательные умения:
• Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
• Вести наблюдение.
• Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
• Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
• Соотносить учебные действия с известными правилами.
• Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
• Формулировать высказывание.
• Согласовывать позиции и находить общее решение.
• Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
• Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
• Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.


Организация образовательного пространства

Ресурсы: мультимедийный проектор, маркерная доска, образцы органических кислот: уксусная, лимонная, муравьиная; лакмус, метилоранж, фенолфталеин, цинк, медь, оксид кальция, сульфат меди(11), карбонат натрия, гидроксид натрия. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/metodicheskaya-razrabotka-karbonovye-kislotyklassifikatsiya-i-nomenklaturakar
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/multimediinaya-prezentatsiya-po-temekarbonovye-kisloty

Межпредметные связи: биология, 8 класс, тема «Пищеварение».

Технология изучения темы

Самоопределение к деятельности


Цели
• Актуализировать имеющиеся знания по темам «Спирты», «Альдегиды».
• Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Ситуативное задание
Для осознанного восприятия новой темы необходимо вспомнить некоторые понятия из пройденных тем.
1. Какие вещества называют спиртами? Приведите общую формулу и примеры спиртов.
2. Какие вещества называют альдегидами? Приведите общую формулу и примеры альдегидов.
3. Что произойдет при окислении этих веществ?
4. К какому классу можно отнести образующиеся вещества?

Планируемые результаты:
Личностный результат
• Проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметный результат
• Умение называть вещества изученных классов, составлять формулы важнейших представителей этих классов.

Коммуникативные результаты:
• Умение работать с информацией на опережение.
• Умение работать в паре.

Учебно – познавательная деятельность

Цели

Научить:
• Формулировать понятия: карбоновые кислоты, карбоксильная группа, реакция этерификации.
• Составлять формулы гомологов и изомеров карбоновых кислот. Называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.
• Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства и получение кислот.
• Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
• Объяснять значение карбоновых кислот в жизни человека.

Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД)

• Исследовать физические и химические свойства карбоновых кислот.
• Моделировать их строение.
• Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
• Наблюдать и описывать химические реакции.
• Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
• Различать виды изомерии, характерные для карбоновых кислот.
• Характеризовать способы получения, свойства и области применения карбоновых кислот.
• Объяснять зависимость свойств кислот от их состава и строения.
• Выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.
• Описывать генетическую связь между карбоновыми кислотами и представителями уже изученных классов органических соединений.

Учебные задания и методы работы с информацией

Обучающиеся с помощью учителя формулируют проблему урока- исследования: изучить органическое вещество, определив его молекулярную формулу, сделать предположения о его строении и свойствах. Подтвердить предположения в ходе исследования и сделать вывод о принадлежности вещества к определенному классу органических соединений.

Задание 1. Решение расчетной задачи на вывод молекулярной формулы исследуемого вещества.
Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.

Задание 2. Моделирование строения вещества.
Учитель предлагает учащимся записать возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назвать их.

Задание 3. Лабораторная работа (проводится по карте – инструкции).
Учитель предлагает учащимся в ходе экспериментальной деятельности, используя имеющиеся реактивы, изучить физические и химические свойства выданного им незнакомого органического вещества и сделать вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.

Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Учитель предлагает обучающимся записать уравнения проделанных ими химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.

Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» и подготовьте рассказ.

Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.

Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.

Планируемые результаты
1.Регулятивный результат
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

2. Коммуникативный результат
Умение выполнять учебные задания в паре.

3. Предметный результат
Умение давать определение основным понятиям темы, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, способы получения карбоновых кислот.

Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Карбоновые кислоты»

Учащиеся выполняют тест по вариантам.

Регулятивный результат
• Умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный результат
• Умение составлять формулы карбоновых кислот, давать им названия, определять продукты реакций.

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цели
• Стимулировать интерес к выполнению заданий частично – поискового и эвристического характера.
• Научить школьников ориентироваться в различных вариантах выполнения задания.
• Планировать действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Варианты заданий

Задание 1.(репродуктивный уровень). Запишите уравнения реакций между следующими веществами:
Уксусная кислота и магний
Муравьиная кислота и оксид алюминия
Пропионовая кислота и гидроксид калия

Задание 2. (частично – поисковый уровень). Ответьте на вопросы.
Как отличить муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Какие кислоты отвечают общей формуле С5H10O2? Составьте формулы и названия этих кислот.

Задание 3. (эвристический уровень). Эта кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем . Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов, рыбы.

Планируемые результаты

Личностный результат
• Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный результат
• Умение использовать методы наблюдений и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
• Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
• Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

Рефлексивная деятельность

Цели
Научить школьников:
• Соотносить полученный результат с поставленной целью.
• Оценивать результат своей деятельности.
• Оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ). Составьте синквейн на тему «Карбоновые кислоты».

Задание 2 (самооценка). Закончите предложения.
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)
…………………………………………………………………
Я не доволен(льна) тем, что сегодня…………………………

Результаты деятельности заполняются учителем после освоения темы учащимися.

Литература

1. Булакова Н.А., Квашнин Е.Г. Интерактивное оборудование и Интернет – ресурсы в школе. Химия 10. – М.: Просвещение – регион, 2011.
2. Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия. Задачи и упражнения. - М.: Просвещение, 2006.
3. Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия. Иллюстративный курс. – М.: Просвещение, 2008.
4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.


Карта – инструкция к уроку.

Вам выдано для исследования органическое вещество, необходимо определить его состав, изучить физические и химические свойства и, на основании проделанной исследовательской работы, сделать вывод о принадлежности выданного вещества к определенному классу органических соединений.

1 часть

Задание 1. Решите задачу.
Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.

Задание 2. Моделирование строения вещества.
Запишите возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назовите их.

Задание 3. Лабораторная работа.
1. Определите физические свойства выданного вам вещества: цвет и запах, соблюдая правила техники безопасности.
2. В планшетку поместите индикаторы: метилоранж и лакмус. На каждый кусочек бумаги нанесите каплю раствора изучаемого вещества. Сравните изменение окраски индикаторов и сделайте вывод о возможных свойствах вещества.
3. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте каплю фенолфталеина и по каплям добавляйте изучаемый раствор до изменения окраски. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в сокращенном ионном виде.
4. К растворам вещества в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) медь г) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результаты испытаний. и сделайте вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.

Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Запишите уравнения проделанных химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.


Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» (учебник стр. 88) и подготовьте рассказ.

Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.

Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.

2 часть

Выполните любое из предложенных заданий.

Задание 1.(репродуктивный уровень).
Запишите уравнения реакций между следующими веществами:
Уксусная кислота и магний
Муравьиная кислота и оксид алюминия
Пропионовая кислота и гидроксид калия

Задание 2. (частично – поисковый уровень).
Ответьте на вопросы:
Как отличить муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Какие кислоты отвечают общей формуле С5H10O2? Составьте формулы и названия этих кислот.

Задание 3. (эвристический уровень).
Эта кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем . Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов, рыбы. Назовите кислоту.

«Мысленный эксперимент». Вам выданы пробирки со спиртом, альдегидом, фенолом и кислотой. Определите, в какой из пробирок находится то или иное вещество, используя необходимые реагенты.
Категория: Химия | Добавил: galina1 | Теги: 10 класс, химия, карбоновые кислоты
Просмотров: 1048 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА