Суббота, 16:32 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Химия

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ООО
[ Скачать с сервера (39.1Kb) ] 04.08.2015, 16:09
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ООО

Салимзянова Ирина Владимировна
учитель химии
МОУ-СОШ №1 г. Аткарска
Саратовская область

Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения. Модернизация образования ставит педагогов перед вопросом: «Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей»?
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Понятие системно - деятельностный подход было введено в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и многие др. исследователи).
Согласно пункту 7 по ФГОСу: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. А чему должен научиться ребенок? Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями (УУД), без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – это задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - Я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
познавательной деятельности, предполагающей:
- использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;
- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;
- приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- выявление характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей:
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).
рефлексивной деятельности, предполагающей:
-приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Изучив методическую литературу, ФГОС ООО, я пришла к выводу, что действительно нужно переучиваться, перестраивать своё мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования сегодня. Реализуя новый Стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования УУД, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на своих уроках химии я использую разнообразные типы деятельности:
- исследовательский,
- проектный,
- игровой,
- проблемно-поисковый,
- метод коллективного решения проблем,
- методы управляемого открытия.
Широко используются активные и интерактивные методы. При этом знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Сегодня мне, как учителю, нужно ставить на уроке перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но своё. Это достаточно сложная задача. Но в моём арсенале как учителя химии достаточно много различных современных учебно-методических комплектов, которыми я пользуюсь в своей работе, а также разработки уроков моих коллег, которые размещаются на различных профессиональных педагогических сайтах (http://www.сайты-педагогов.рф/index.php/himiya.html); (http://metodsovet.su/dir/khimia/7); (http://www.proshkolu.ru/); (http://nayrok.ru/pravila.html).
Следующий вопрос, который стоял передо мной как перед учителем: «Как построить урок»? На уроках химия я часто применяю метод решения проблемных творческих задач. Учащиеся разбираются с материалом темы, а затем подготавливаются использовать текст для поиска ответов на проблемные задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни ребенка знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» я достигаю сочетание курса химии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники). В связи с таким подходом мой урок в рамках системно-деятельностного подхода выглядит следующим образом.
Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания. Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Важную роль на этом этапе играет и работа с учебником химии. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника химии. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа. Учащиеся учатся пользоваться не только учебниками по химии для поиска ответов на возникающие у них вопросы, но и ресурсами Интернет, используя которые школьники готовят свои сообщения, проекты, исследовательские работы.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы. Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они решают задачи и выполняют лабораторную работу (так как школа не располагает современной химической лабораторией и нет поступлений реактивов, я стала активно использовать каталог ЦОРов (http://fcior.edu.ru/), где можно скачать и продемонстрировать ребятам видеоопыты: как фрагментами, так и целиком; использую на уроках и электронный диск «Виртуальная лаборатория»). В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса химии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.
Обязательна стадия «Рефлексия», помогающая формировать у школьников критическое мышление, способность определить свою степень усвоения новых знаний. Использую следующие формы проведения рефлексии:
№1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям»;
№2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»;
№3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
На дом ребятам может быть задано: чтение текста параграфа и подготовка ответов на письменные вопросы; здания практического характера с использованием каталога электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); устные творческие вопросы с привлечением Интернет-ресурсов.
Применение системно-деятельностного подхода становится необходимым для реализации задач современной школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Разнообразные формы деятельности на уроках химии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире. Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, это создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Я считаю, что не все так ново, ведь многие элементы на уроках, задания творческого и самостоятельного поиска применял каждый учитель на своих уроках, не зная слова «ФГОС».
В заключение хочется привести слова В.В. Давыдова: «Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками».
Категория: Химия | Добавил: atkschool1S | Теги: дидактические принципы, ФГОС, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия
Просмотров: 874 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА