Пятница, 10:59 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Химия

Конспект урока - расследования по теме "Металлы" в 9 классе
12.12.2014, 08:31

1 ФИО (полностью) Овсянникова Галина Андреевна

2 Место работы МБОУ Лицей «Созвездие»№131 г.о. Самара
3 Должность Учитель химии
4 Предмет Химия
5 Класс
Дата проведения 9 б класс
24 декабря 2013 года
6 Тема и номер урока в теме Урок- расследование по теме «Металлы».

7 Базовый учебник «Химия.9 класс» для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2013. Автор учебника – О.С.Габриелян

Тип урока: Урок закрепления материала.
Цель урока: Закрепить у учащихся знания о металлах в процессе ролевой игры.
Задачи урока:
1. Развить у учащихся познавательный интерес при изучении данной темы.
2. Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятель¬ности, снять напряженность при ответах в присут¬ствии «гостей» или проверяющих.
3. Включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения свойств металлов по группам.
План урока
1. Вступительное слово учителя -3 мин.
2. Распределение учащихся по группам: 1-ая следственная группа , 2-ая следственная группа, эксперты- криминалисты. 5 мин.
3. Подготовка и выполнение заданий группами 3 задания по 10 мин.
4.Домашнее задание. 2 мин.
Организация урока:
Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка:
• Формирование групп, выбор в них лидера.
• Составление этапов работы каждой группы.

Виды работы учащихся:
• Групповая и индивидуальная.
• Самостоятельный поиск информации в таблицах, схемах, учебной литературе.
• Актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.
Контроль знаний:
1. Ведение группового «журнала расследования».
2. Ответы на вопросы в течение урока.
3. Итоговое обобщающее задание.
4. Домашнее задание.
Содержание урока:
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет не обыч¬ный урок, а химическое расследование. Кому из вас не знакомо ощущение наход¬ки, неожиданного открытия, когда случайно услышанные, прочитанные слово или обры¬вок фразы (пусть даже и не имеющие никакого отношения к химии) вдруг воз¬буждают работу ума, вызывая к жизни какую-то увлекательную идею.
По моему мнению, именно такую роль — инициаторов идей, внешнего толчка, а также информации к размышлению могут сыграть ваши расследования.
Ребята, к нам в отделение поступили сведения об образовании – «сомнительных группировок», деятельность которых с одной стороны полезная, а с другой — вредная и чрезвычайно опасная. Мы состави¬ли краткую структурную схему ее основных «объедине¬ний», с которой вас сейчас ознакомлю. (Ноутбук iRU Patriot 532, проектор, презентация по теме «Металлы», документ –камера).Задания выводятся на экран проектора.
Использование игровой технологии.

1. Определить «особые приметы» каждого объединения.
2. Выяснить конкретные имена членов, входящих в соответствующие объединения.
3. Собрать информацию об их деятельности, то есть узнать, приносят они вред или пользу людям.
Ребята, созданные три оперативные группы, проведут расследование под нашим руководством.
Ребята расходятся к трем столам, на которых соот¬ветственно находятся таблички «Опергруппа ЩМ», «Опергруппа ЩЗМ», «Опергруппа химэкспертов алюминия».
На каждом столе имеются таблица Менделеева, таб¬лица растворимости, ряд активности металлов.
Каждая группа ведет «Протокол следствия», за офор¬мление которого выставляется оценка.
Учитель: Уважаемые «оперативники», у вас в отделах находятся конкретные задания для проведения рассле¬дования. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы ско¬ординировать свои действия и как можно точнее и, ко¬нечно, быстрее ответить на поставленные вопросы.
Вы можете пригласить своих «свидетелей» или про¬сто зачитать их показания. Объективность проведенных расследований будет проанализирована всеми отделами. Итак, желаю всем удачи!
Расследование № 2 (Использование технологии проблемного обучения)
Задание для 1-ой группы
Азотная Кислота была по характеру среди сво¬их подруг самой сильной и уверенной в себе. Внешне это особенно не проявлялось: на первом месте Водород, рядом Кислотный Остаток, все как и у всех Кислот, а как хочется, чтобы все замети¬ли твою неповторимость!
«Эврика! Придумала!» — воскликнула Азотная Кислота. И решила, что ее отношение ко всем Ме¬таллам, будь-то Активные или Благородные, будет особенным. Все Кислоты отдают Активным Ме¬таллам Водород, а Благородных вообще стесняются и никаких с ними дел не имеют. «У меня все будет иначе, — решила Азотная— эти Металлы Водород ни при каких условиях не получат, даже если попы¬таются меня разбавить водой. Отдам им только молекулярный Азот, его соединения, а с Благород¬ными буду общительнее: при моих окислительных способностях от них останется лишь мокрое мес¬то в растворах солей, и газ выйдет в виде Оксидов Азота! Вот так я стану исключением из правил!»
Вопрос: О каких свойствах азотной кислоты идет речь? Подтвердите это химическими реакциями.
Ответ:
Азотная кислота по своим свойствам отличается от других кислот взаимодействием с металлами, в резуль¬тате которого выделяется не водород, а молекулярный азот и оксиды азота.
Это окислительно-восстановительные реакции:

Сu + 4HN03-> Cu(N03)2 + 2N02 + 2Н20
конц.
4Са + 10HNO3-> 4Ca(N03)2 + N2O+ 5Н20
разбавл.
(Напишите уравнения электронного баланса к этим ре¬акциям)
Задания для 2-ой группы
Приключение с господином Ферром
Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его ковар¬ный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овла¬дели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.
Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под име¬нами которых зашифрованы вещества.
Расскажите, о каких химических превращениях идет речь?
Ответ:
Ферр — это железо Fe (феррум) Кисли — кислород 02, Аква — вода Н20, Газ — угарный газ СО
Цепь химических превращений:
Fe Fe203 Х ->Fe(OH)3 -> Fe203 Fe
Задания для 3-ей группы
1. Однажды два приятеля — Алюминий и Ка¬лий — поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче расста¬нется со своим кошельком? Объясните, почему?
2.Цинк поспорил со своими друзьями Алюминием и Магнием, что достанет Медь в чистом виде из любого соединения!
Друзья скептически отнеслись к таким заявлениям и назвали его хвастунишкой. Кто был прав? Подтвердите уравнением реакции.
А1 Zn Mg
CuO
Cu(OH)2
CuCl2
Расследование № 3 (для всех групп)
1. Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, раз¬бавленная Серная Кислота и гидроксид меди (II).
Присутствие каких веществ испортило ему на¬строение? Почему? Подтвердите свой ответ урав¬нениями соответствующих реакций.
2. Некий жилец второго подъезда пришел в гос¬ти в квартиру № 8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил — неиз¬вестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Оп¬ределите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

Расследование № 4 (Технология развития критического мышления)
Экспериментальная задача. В демонстрационном штативе находятся шесть пробирок. В первую учитель наливает хлорид алюминия. Затем пять раз отливает со¬держимое предыдущей пробирки в последую¬щую, каждый раз прибавляя какой-то реактив:
1) гидроксид натрия (выпадает осадок);
2) избыток гидроксида натрия (осадок рас¬творяется);
3) соляную кислоту (выпадает осадок);
4) избыток соляной кислоты (осадок раство¬ряется);
5) карбонат натрия (выпадает осадок). Задание: составьте схему превращений,
напишите уравнения реакций.
Чтобы учащиеся в ходе самостоятельной ра¬боты не забыли, какие реактивы прилиты в про¬бирки, в каждую из них учитель помещает бу¬мажную этикетку с формулой вещества.
Через некоторое время он организует обсуж¬дение результатов эксперимента. Один ученик записывает на доске уравнения реакций. В конце урока учитель подводит итоги и объ¬являет все выставленные за урок отметки; дает домашнее задание.

5. Рефлексия. (Технология развития критического мышления)

СИНКВЕЙН — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризу¬ющих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, в ко¬тором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Алюминий,
Пластичный, ковкий
Таит секреты, горит ослепительно, проявляет амфотерность
Ты металл космоса,
Будущее

6. Подведение итогов
Учитель объ¬являет все выставленные за урок отметки; дает домашнее задание.
Домашняя работа.
Написать уравнения реакций:

K Mg Be Fe

O2
S
Cl2
H3PO4
H2SO4(конц)
KOH

Приложение
Задания для 1-ой группы

Расследование № 1

1. Определить «особые приметы» объединения щелочных металлов.
2. Выяснить конкретные имена членов, входящих в это объединение.
3. Собрать информацию об их деятельности, то есть узнать, приносят они вред или пользу людям.

Расследование № 2

Азотная Кислота была по характеру среди сво¬их подруг самой сильной и уверенной в себе. Внешне это особенно не проявлялось: на первом месте Водород, рядом Кислотный Остаток, все как и у всех Кислот, а как хочется, чтобы все замети¬ли твою неповторимость!
«Эврика! Придумала!» — воскликнула Азотная Кислота. И решила, что ее отношение ко всем Ме¬таллам, будь-то Активные или Благородные, будет особенным. Все Кислоты отдают Активным Ме¬таллам Водород, а Благородных вообще стесняются и никаких с ними дел не имеют. «У меня все будет иначе, — решила Азотная— Эти Металлы Водород ни при каких условиях не получат, даже если попы¬таются меня разбавить водой. Отдам им только молекулярный Азот, его соединения, а с Благород¬ными буду общительнее: при моих окислительных способностях от них останется лишь мокрое мес-то в растворах солей, и газ выйдет в виде Оксидов Азота! Вот так я стану исключением из правил!»
Вопрос: О каких свойствах азотной кислоты идет речь? Подтвердите это химическими реакциями.

Расследование № 3

1. Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, раз¬бавленная Серная Кислота и гидроксид меди (II).
Присутствие каких веществ испортило ему на¬строение? Почему? Подтвердите свой ответ урав¬нениями соответствующих реакций.
2. Некий жилец второго подъезда пришел в гос¬ти в квартиру № 8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил — неиз¬вестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Оп¬ределите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

СИНКВЕЙН — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризу¬ющих данное предложение.
Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, в ко¬тором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Задания для 2-ой группы

Расследование № 1

1. Определить «особые приметы» объединения щелочно-земельных металлов.
2. Выяснить конкретные имена членов, входящих в это объединение.
3. Собрать информацию об их деятельности, то есть узнать, приносят они вред или пользу людям.

Расследование № 2
Приключение с господином Ферром

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его ковар¬ный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овла¬дели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.
Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под име¬нами которых зашифрованы вещества.
Расскажите, о каких химических превращениях идет речь?

Расследование № 3

1. Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, раз¬бавленная Серная Кислота и гидроксид меди (II).
Присутствие каких веществ испортило ему на¬строение? Почему? Подтвердите свой ответ урав¬нениями соответствующих реакций.
2. Некий жилец второго подъезда пришел в гос¬ти в квартиру № 8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил — неиз¬вестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Оп¬ределите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

СИНКВЕЙН — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризу¬ющих данное предложение.
Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, в ко¬тором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Задания для 3-ой группы

Расследование № 1
1. Определить «особые приметы» объединения подгруппы алюминия .
2. Выяснить конкретные имена членов, входящих в это объединение.
3. Собрать информацию об их деятельности, то есть узнать, приносят они вред или пользу людям.

Расследование № 2
1. Однажды два приятеля — Алюминий и Ка¬лий — поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче расста¬нется со своим кошельком? Объясните, почему?
2.Цинк поспорил со своими друзьями Алюминием и Магнием, что достанет Медь в чистом виде из любого соединения!
Друзья скептически отнеслись к таким заявлениям и назвали его хвастунишкой. Кто был прав? Подтвердите уравнением реакции.

А1 Zn Mg
CuO
Cu(OH)2
CuCl2
Расследование № 3 (для всех групп)

1. Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, раз¬бавленная Серная Кислота и гидроксид меди (II).
Присутствие каких веществ испортило ему на¬строение? Почему? Подтвердите свой ответ урав¬нениями соответствующих реакций.
2. Некий жилец второго подъезда пришел в гос¬ти в квартиру № 8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил — неиз¬вестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Оп¬ределите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

СИНКВЕЙН — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризу¬ющих данное предложение.
Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, в ко¬тором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Категория: Химия | Добавил: BurundukovaGU
Просмотров: 398 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА