Среда, 03:37 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Химия

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий
15.08.2013, 19:58
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий»
 
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение стр. 3
1.Теоретические основы игровых технологий стр. 5
2. Дидактические игры в процессе обучения
2.1.Методические особенности разработки и проведения дидактических игр стр. 7
2.2. Дидактические игры на уроках химии стр. 12
 Заключение стр. 15
Список использованной литературы стр. 17
 
 
Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения эмоционального уровня усвоения знаний, как на уроках, так и внеклассных занятиях часто используются игровые технологии. Игра приучает учащихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление и деятельности основывающейся на способности воображения свойственны любому учащемуся. В зависимости от общего направления и типа дидактических игр с их помощью можно формировать не только отдельные знания, но и взаимосвязи между элементами знаний, обучать учащихся сравнивать и дифференцировать химические вещества и процессы. Дидактические игры позволяют формировать и такие общие свойства личности, как практическое отношение и окружающими человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изученным вопросам, а результаты игры представляют собой своеобразную внутреннюю обратную связь. Усвоение знаний во время игры часто не требует произвольного внимания, что позволяет избежать переутомления учащихся. Однако большинство игр, используемых в обучении химии, развивают в основном память учащихся. В то же время мало разработано дидактических игр, рассчитанных на развитие познавательной творческой деятельности и мышление учащихся. Решить эту задачу я попыталась в своей работе.
 
ВВЕДЕНИЕ Многочисленные экспериментальные исследования показывают, что процесс формирования мотивационной сферы деятельности учащихся управляем, что преподаватель и учебное заведение могут формировать у учащегося нужную положительную мотивацию к учебной деятельности. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса, обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, активизация учебной деятельности учащегося на уроке, особая система работы по воспитанию самообразования. Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности.
Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы:
 1. Учебная деятельность под руководством преподавателя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия самоконтроля и самооценка) выполняются и осознаются с помощью преподавателя.
2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются учащимися без помощи преподавателя.
3. Самообразовательная деятельность – это познавательная деятельность которой учащийся руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями.
Активизация учебной деятельности учащихся – основной путь активизации разных видов познавательной деятельности. Педагогически правильно организованный процесс познавательной деятельности учащихся – важнейший источник формирования у них познавательных интересов. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Основные условия возникновения и развития интереса к учению следующие:
1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности изученного.
3. Чем больше новый материал связан с усвоением ранее знаниями, тем он интереснее для учащегося.
4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. 6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на учащегося, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий отвечают активные формы и методы обучения. Активными методами обучения следует называть те которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. Различают следующие активные методы: метод самостоятельной работы с учебником, метод самостоятельной работы с дидактическим материалом, метод эвристической беседы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, метод опорных сигналов и др. Использование методов стимулирования интереса к учению внесло существенные изменения в традиционный урок и привело к появлению нетрадиционных, нестандартных форм уроков. Существует большое разнообразие нестандартных форм уроков. Для формирования у учащихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эффективности обучения с успехом могут быть использованы игровые формы обучения. Во все времена творческие педагоги стремились сделать учебный материал доступным и интересным ученику, насыщали его нравственным содержанием, использовали оригинальные методики и приемы. На важность применения в процессе обучения упражнений и задач, требующих оригинального, нешаблонного мышления, а также элементов познавательных игр для повышения эмоциональной активности учащихся указывали: Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения», Щукина Г.Н. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе», Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры» и др.
 Игровые технологии способствуют вовлечению учащихся в активное обучение. Перед преподавателем ставится задача вовлекать учащихся в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Используются такие приемы, при которых каждый учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему, чувствует постоянно поддержку и веру в свои силы. Педагогическая игра – это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризующийся высокой познавательной заинтересованностью, в которой моделируются реально ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий. Психологический механизм игровой технологии опирается не фундаментально потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. И.Д. Демакова в работе «Должность или призвание» отмечает «Новое педагогическое мышление начинается именно с осознания педагогами, что такое личность ребенка. Главное отличие личности от «неличности» степень активности по отношению к бытию. Внутренняя активность – это состояние человека характеризующееся эмоциональным подъемом, устремленность к действию, к творчеству. Оно оказывает воздействие, захватывает сущностные силы личности, чувства, воображение, волю». Игровые технологии реализуют идеи педагогики сотрудничества. Это один из путей совершенствования учебного процесса.
Игровые технологии в образовательном процессе подразделяются:
1) По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
2) По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
3) По характеру технологии игры: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные. Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников.
Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые, коллективные. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные подвижные, ролевые, игры – соревнования интеллектуальные и др.
 По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные.
По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения – скоротечные и продолжительные. Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала как домашнее задание или же как вариант проведения обобщающего урока. Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с активностью самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра. Различные дидактические игры я применяю в своей практике на уроках химии и внеклассных занятиях. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая игра – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде интересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективен, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач. В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимание, память, воображение и мышление, а это, в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра – это коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более отвлеченной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Дидактическая игра – это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И как любое другое средство обучения дидактическая игра применяется только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания. Остановлюсь подробнее на теории и методике применения дидактических игр в обучении химии. Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимых и обязательно присутствующие функции игр – воспитывающую, дидактическую и развивающую. Кроме того, воспитательное значение имеет такое свойство игры, как занимательность. В начале подготовки или проведении дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая реализуется с помощью игровых ситуаций, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учащихся. Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исключается потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знания изучаемого материала, а так же сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблема ситуации. Необходимо отметить, что знание в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами ее получения. Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы учащихся. Одних привлекает игровой мотив – соревнования. Для других главный мотив – познавательный. Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности, представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснения материала, его повторение, обобщение, облегчение в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания и развития. Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основой, потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В игре получают свое развитие также качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы. Проявляются также черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимально интеллектуальной работы. Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения. Потому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое, целенаправленное использование дидактических игр может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом. Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы: 1. Определение дидактической цели.
2. Разработка содержания.
3. Определение занимательных свойств.
4. Определение формы и название.
5. Уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности.
6. Определение продолжительности.
7. Разработка содержания и правил, в том числе объявление о подготовке к игре, числе играющих, ходе (сценария или модели).
 8. Содержание атрибутов и вспомогательных средств.
9. Разработка системы подведения итогов. Приведу методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.
· Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенных результатов в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила.
 Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подойти к ней.
· В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной.
· Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смешанных дисциплин, соответствие возрастным особенностям, степени подготовки и развития кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
· Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования.
· Правила игры должны быть простыми и прозрачно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель.
· Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников – консультантов из учащихся.
· Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
 · Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важно то, как расшифрован дидактический замысел игры.
· Для большой игры должны быть определены пути: красочные, эффективные, вызывающие у детей положительные эмоции. · Лучшие признаки успеха игры – желание учеников повторить. Однако чрезмерное увлечение играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение.
 · Игровая форма проведения уроков позволяет сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока. Применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения: 1. В группах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающий возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям. В таких группах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков, химических элементов, так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднений.
2. Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия, способствующие усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного.
3. При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы учащиеся могли представить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.
 4. Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры непродолжительные по времени. Приведу ряд игр, которые можно применять при изучении тем «Основные понятия и законы химии», «Периферический закон и периодическая система химических элементов», «Классы неорганических соединений на основе теории электролитической диссоциации и окислительно-востановительных процессов», «Углеводороды и галогенопроизводные углеводородов». Данные дидактической игры я рекомендую применять как на уроках так и во внеклассной работе. 1. Буквенные игры задачи можно использовать на кружковых занятиях, викторинах, при оформлении сте
нгазет, на уроках в качестве двухминутной разрядки. Учащиеся могут принимать участие при составлении таких задач, которые развивают сообразительность, логику, внимание, оригинальность мышления. Логориф – игра-задача, в которой буквы в слова не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.
 
Я- металл, меня ты знаешь
 Мощь громадная во мне
Но если «б» ко мне представишь,
То землю скрою я во мгле.
 Уран-буран.
 
Метаграмма- игра-задача в которой заменяя одну из букв слова, получают новое слово.
 
 С КА – активный я металл
 С ГЕ – я очень легкий газ
Чтобы ты нас разгадал
Глянь в систему еще раз.
Калий-гелий
 
 Анаграмма – отличается от других буквенных задач тем, что у одного и того же слова переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении (справа налево), можно получить совершенно новые слова.
 
Я – газ редчайший на Земле
 Мне близки радий и свинец
Но если переставишь буквы мне
То я уже – истории творец
Радон-народ
 
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.
 
Основа моя – сухая трава
С обоих концов – согласие,
В целом я – газ, дорогие друзья
И название, думаю, ясно вам (к, сено, н – ксенон)
 
2. Игра химическое лото наоборот
Цель игры: совершенствование памяти, внимания, закрепления знаний химических формул веществ, химических свойств.
Атрибуты игры: карточки, на которой написаны формулы веществ, жетоны с формулами.
Описание игры: Играющему выдается карточки, на которой написаны формулы оксидов, кислот щелочей. Ведущий достает жетоны с формулами. Задача играющего состоит в том, чтобы на каждую клетку игрового поля положить соответствующий жетон с формулой. на основной оксид – щелочь на кислотный оксид – кислоту на амфотерный оксид – амфотерный гидроксид и наоборот. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
 
3. Игра «Третий лишний» Цель игры: Развить внимание, наблюдательность и умение ориентировать в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Атрибуты игры: Карточки по вариантам.
Задание: Исключить из перечня или группы элементов элемент, который не подходит по основным признакам к другим. Выигрывает тот кто первый правильно справляется с заданием.
 
4. Крестики – нолики. Цель игры: Развить внимание, наблюдательность, умение сравнивать между собой различные вещества по определенному признаку. Например одинаковое строение внешнего электронного слоя, одинакового значения степени окисления центрального атома, растворимость веществ в воде и т.д. Атрибуты игры: карточки. Задание: Играющий должен зачеркнуть три клеточки на основании одинаковых обозначений или крестики, или нолики) химические вещества одинаковые по какому либо признаку.
 
5. Эстафета формул. Цель игры: Совершенствовать память, внимание, закрепить умения учащихся записывать физические и химические формулы по которым ведутся расчеты при решении задач, химические формулы веществ. Атрибуты игры: Бумажные листочки, сложенные веером, по числу команд. На обороте каждой страницы веера написано название физической или химической величины. Описание игры: Каждая команда получает листочек –веер. По сигналу игроки раскрывают первую страницу веера и напротив указанной величины пишут формулу и передают веер следующим. Побеждает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
 
6. «Двойняшки» Цель игры: Совершенствовать внимание, закрепить знания химических формул. Атрибуты игры: Карточки с химическими формулами веществ, записанных в отдельные клетки-прямоугольники. Описание игры: Играющие должны найти прямоугольники – двойняшки, содержащие одинаковые наборы химических формул. Записать формулы, указав их название. Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием. 7. Раздели нас Цель игры: Совершенствовать переключение внимания учащихся и наблюдательность, зрительную память. Атрибуты игры: Карточки с химически формулами веществ, записанных в отдельные клетки –прямоугольники. Описание игры: На доске пишут – группы, по которым должны быть распределены карточки. Карточки лежат на столе в беспорядке. Ученики распределяют карточки, прикрепив к доске под названием нужной группы.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию учения. В чем я убедилась на собственном опыте. При использовании дидактических игр га уроке возникала оживленная атмосфера, учащиеся активно вовлекались в работу. Даже у «пассивных» учеников – возникало желание разобраться в трудных вопросах. Интенсивно, с увлечением стал протекать процесс самостоятельной деятельности. Учащиеся с удовольствием участвовали во внеклассных мероприятиях. При проведении уроков в игровой форме у многих учащихся возникает интерес к сущности явлений, процессов, их взаимосвязям и закономерностям. Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на таких уроках в процессе обобщения между учащимися, а также между преподавателем и учащимися объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострить переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее воздействие на познавательный интерес учащихся. Среди учащихся группы, где я являюсь классным руководителем и преподаю уроки химии, мной было проведено исследование познавательных интересов. Я использовала методы наблюдения, беседы с учащимися, анкетирование. Цель анкетирования: выявление отношения к предмету химии. Опрошено 25 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1) Какой учебный предмет вам интересен?
2) Каким предметам вы интересовались раньше? Если интерес изменился объясните почему?
3) Уроки по какому предмету вам нравятся? Почему?
4) Готовясь к какому уроку вы считаете дополнительную литературу? Многие учащиеся указали в анкетах среду несколько любимых предметов в том числе и химию. Их оказалось 32 % - это говорит о многосторонних познавательных интересах. 10 %- интересуются только химией (локальный познавательный интерес). У 7 % оказался интерес устойчивый и эти же учащиеся готовясь к урокам химии читают дополнительную литературу. 40 % учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия» По результатам исследования можно делать вывод, что познавательные интересы группы имеют в большинстве многосторонний широкий характер, а интерес к химии находится на среднем уровне развития. Применение игровых технологий результативно сказалось на развитии познавательного интереса и эффективности обучения. Игровые формы уроков реализуют дидактические развивающие и воспитывающие задачи. Использование игровых форм обучения в педагогической деятельности я считаю важным и необходимым.
 
 
Список используемой литературы: 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения – М, 1977. 2. Божович Л.Н. Проблемы развития мотивационной среды: ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. –М, 1972. 3. Габриели О.С. Химия 10 кл.: настольная книга учителя М.: Дрофа 2004. 4. Габриели О.С. 11 кл.: В 2 ч. настольная книга учителя М. Дрофа, 2003. 5. Демакова И.Д. «Должность или признание». М: Просвещении, 1987. 6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. 1991 7. Карсонов В.А. Развивающее обучение и самостоятельная работа на уроках. Учебное пособие, - СПб – Саратов, 1990. 8. Карсонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: Методическое пособие – Саратов, 2002 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992. 10. Педагогический поиск. М: Просвещение, 1987. 11. Селевко Г.К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества: методические рекомендации. Ч 1, 2 – Ярославль 1988-89. 12. Селевко Г.К. Современные технологии: учебное пособие – М: народное образование 1998. 13. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. 14. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры.-М: Новая школа 1994. 15. Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии М: Дрофа, 2003 16. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М, 1988. 17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: Просвещение, 1979.
Категория: Химия | Добавил: окси
Просмотров: 4137 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА