Четверг, 22:48 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Урок истории в 10 классе «СМУТА: КРИЗИС ВЛАСТИ ИЛИ ЕДИНЕНИЕ НАРОДА»
12.05.2013, 13:26
Цели урока:
Обучающие
- выявить причины, которые способствовали наступлению Смуты в Российском государстве
- показать вклад простого русского народа в дело освобождения земли русской от иноземных захватчиков
Развивающие:
- развивать умения учащихся решать проблемные задачи; давать оценку происходившим событиям; делать выводы и обобщения;
- формировать умение работать с документами; анализировать события данного исторического периода;
- развивать умение участвовать в дискуссии; аргументировать и подкреплять примерами теоретические положения дискуссии.
Воспитательные:
- раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
- воспитание патриотических чувств на конкретных событиях и примерах данного исторического периода.
- способствовать воспитанию активной жизненной позиции, ответственности и любви к своей Родине (на примере защитников «земли русской периода Русской Смуты»)
Оборудование урока:
историческая карта “Смутные времена в России XVII века”, презентация, фрагменты исторических произведений и стихотворений, иллюстрации, фрагмент документального фильма «Освобождение Москвы. 1612»

Ход урока:
В истории нашей Родины есть много прекрасных славных страниц, которыми нужно гордиться. В истории каждого народа есть герои, которыми нужно восхищаться и помнить. Но бывало, что над Россией нависали такие черные тучи исторических событий, когда Россия стояла на краю пропасти, и вставал вопрос быть или не быть…
И вот об одном из таких исторических событий мы сегодня поговорим…
(На доске или слайде иллюстрация Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади)
Юный Виссарион Белинский в 1829 году написал: «Когда я прохожу мимо памятника этим двум исполинам веков, я думаю, о том, что они обессмертили свои имена пламенной любовью к милой Родине. Они всем пожертвовали ей: именем, жизнью, кровью... и спасли погибающую отчизну. Имена их бессмертны, как и дела их».
О каких двух исполинах русской истории идет речь?
- К. Минин и Д. Пожарский.
- Где расположен этот памятник? (На Красной площади в Москве перед собором Василия Блаженного)
- Что написано на этом памятнике? (Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия)
- За что же Россия должна быть благодарной этим двум героям истории? (Освобождением Москвы от поляков)
Ученик читает:
Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли,- вам слава, достоянье!
Вам лучший памятник - признательность граждан,
Вам монумент - Руси святой существованье.
1829г. Р. Станкевич

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:
Праздник народного единства, как и события русской Смуты в российской историографии оцениваются неоднозначно.
Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.
Но в то же время Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу, к формированию национального самосознания.
Так как же оценивать Смуту: как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение?
Итак, давайте вернемся с вами на 400 лет назад, в глубину нашей истории.
1598 год – умирает последний царь династии Рюриковичей Федор Иоаннович.
Это катастрофа для России! Почему?
Пресечение династии. Нет наследника. Выбирают Б. Годунова. Но начинаются голодные годы. И народ русский сразу вспоминает о том, что на престоле не настоящий царь, а царь – грешник, ему припоминают и татарское происхождение и гибель наследника Ивана Грозного - малолетнего царевича Дмитрия в Угличе и неспособность решить экономические проблемы – проблему голода.
И в истории России начинается одно из самых страшных событий российской истории – Смута.
Обратимся к рабочим листам, лежащим на ваших столах. И вспомним, что же тогда происходило ______________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
1598 г. – Пресечение династии Рюриковичей. Начало правления Бориса Годунова.
1601-1603 г.г. – характеризуются страшным голодом при Борисе Годунове в 1601 и 1602 годах (Великий голод). К 1602 году у населения иссякли все запасы продовольствия. Чтобы утолить муки голода, люди употребляли в пищу древесную кору и траву. Собаки и кошки были выловлены, и съедены. Голодная смерть стала, косить народ по всей стране. Нарастание социальной напряженности в России. Авторитет Годунова падает.
1605 г. – На границе Польши и России появляется самозванец Лжедмитрий 1, который собрав войско движется к Москве. Смерть Бориса Годунова. Москвичи открывают ворота и запускают самозванца в Москву.
1605 год – восстание против Лжедмитрия 1. Он убит и на престол восходит боярский царь Василий Шуйский.
1606 – 1607 г.г. – восстание под руководством И. Болотникова, восставшие громят боярские усадьбы, растаскивают чудом сохранившийся хлеб, банды грабителей скитаются на дорогах, занимаясь грабежом и разбоем.
1607 г. – появляется новый самозванец Лжедмитрия II. («Тушинский вор»), он начинает военные действия против Василия Шуйского.
1609 г. – Василий Шуйский не в силах справиться с ситуацией, не решается обратиться за помощью к русскому народу. И втягивает Россию в гражданскую войну. Он обращается за помощью к шведам. Швеция вводит войска помогает Шуйскому справиться с Лжедмитрием Вторым. Но после этого Швеция не собирается выходит с территории России и заявляет об отторжении северо-западных земель России – новгородских земель.
Осень 1609 года – Поляки, завидев, что шведы хозяйничают на новгородских землях задумали отобрать у России западные земли, включая Смоленск. Они подходят к Москве и занимают ее. Начинается польско-шведская интервенция.
1610 год – Начинается правление Семибоярщины, которая решает кому отдать русский престол шведскому, польскому королю или сыну самозванца Лжедмитрия и Марины Мнишек.
_____________________________________________________________________________
Учитель: а теперь давайте на секундочку задумаемся, что происходит в Смутное время в России?
- голод, восстание, самозванцы, интервенция, толпы грабителей. Народ не знает кому верить. Кто из исторических персоналий самозванец, а кто истинный патриот. А теперь прибавьте сюда отсутствие достоверной информации, расползание по России всевозможных слухов.
Спрогнозируйте, что ждет Россию при таком раскладе исторических событий?

ПОТЕРЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Тянулось бы это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
И вот в это момент на исторической арене появляется патриарх Гермоген.
- Кто такой Гермоген?
(На доске иллюстрация патриарх Гермоген).
Ученик читает:
ГРАМОТА ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА
«Благословение архимандритам, и игуменам, и протопопам, и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детям боярским, и всему миру - от патриарха Гермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение.
Обращаюсь к митрополиту Ефрему, чтобы он писал в полки к боярам учительную грамоту, да и казацкому войску, чтобы они стояли крепко в вере, и боярам бы, и атаманам говорили бесстрашно, чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринкиного сына... (не брали) ... И на Вологду к властям пишите же, также бы писали в полки; да и к Рязанскому (владыке) пишите тоже, чтобы уняли грабеж, корчму и разврат, и имели бы чистоту душевную и братство и помышляли бы, как реклись, души свои положите за Пречистыя дом и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили; да и во все города пишите, чтобы простой народ поднимался за веру святую православную, за землю русскую. А вам всем от нас благословение и разрешение в сем венце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; а я должен за вас бога молите».
- О чем говорит Гермоген в своем призвании?
Можем ли мы назвать его поступок подвигом? Почему?
Поляки патриарха арестовали и уморили голодом.
Этот призыв не только направлял церковную власть в государственных интересах, отлучая от церкви врагов государства, но и сам патриарх принял на себя самые важные полномочия государственной власти – направить народ, все сословия и военные силы на спасение веры и Отечества.
На призыв Гермогена откликнулись вожди Второго ополчения стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение.
Кто возглавлял Второе ополчение?
(Презентация о Минине и Пожарском и создании Второго ополчения).
Итак, в октябре 1612 года Второе ополчение подошло к Москве…
(Отрывок из документального фильма «Освобождение Москвы 1612 год»)
Москва была освобождена. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие.
В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе России.
Но все-таки Русь жила.
Читает учащийся:
Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

А теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу
Как же оценивать Смуту: как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение?
Ответы учащихся:
- с одной стороны…
- с другой стороны…
УЧИТЕЛЬ:
Да период Смуты нельзя оценить однозначно это было время голода, восстаний, самозванцев, интервенций, по России бродили толпы грабителей. Где уж тут говорить о морали и нравственности.
Но народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взяв в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. Е. Забелин).
Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».
29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.
Это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши предки шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни и города
И этот день по праву называют Днем народного единства. Потому, что только благодаря сплочённости русского народа, его патриотизму, его самоотверженности и героизму Россия в который раз отстояла свою независимость.
Категория: История, обществознание | Добавил: хабибрик | Теги: Смута, 10 класс, урок истории, кризис
Просмотров: 3151 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА