Пятница, 18:21 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Урок-интерактивная игра на тему: «Смутное время», приуроченная к празднованию Дня народного единства
[ · Скачать удаленно (3.3 МБ) ] 29.11.2013, 22:37
Урок -интерактивная игра на тему: «Смутное время»,
приуроченная к празднованию Дня народного единства
Авторы-составители: Лешукова Л.Ю.
Владиславова И.В.

Урок -интерактивная игра на тему «Смутное время»,
приуроченная к празднованию Дня народного единства
Цели и задачи:
• в игровой форме проверить, закрепить и углубить знания о Смутном времени в истории России;
• воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
• дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую инициативность;
• создать условия для повышения мотивации к изучению истории.

Оборудование: проекционное оборудование, репродукции портретов исторических деятелей периода Смуты, карточки с заданиями.
План:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя
2. Игра
3. Подведение итогов.

Ход урока.
1.Оргмомент. Взаимные приветствия учителя и команд. Организация внимания.

2. Практическая работа
ЗАДАНИЕ №1
Командам раздаются тестовые задания. На выполнение работы дается 5 минут. Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 1, 3-12 – оцениваются по 1 баллу
Вопросы 2 и 13 – 2 балла

1. Историки относят к Смутному времени ... годы:
А) 1598-1605 Б)1598-1613 В)1601-1611 Г)1603-1613
2. К причинам Смутного времени относится:
А) Недовольство крестьян введением рекрутской повинности
Б) Пресечение династии Рюриковичей
В) Политика правителей направленная на дальнейшее закрепощение крестьян
Г) Реформы Избранной рады
Д) Разорение страны в период опричнины
3. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:
А) Ивана Грозного В) Бориса Годунова
Б) Фёдора Ивановича Г) Михаила Фёдоровича
4. В 1598 г. Борис Годунов занял московский престол на основании:
А) Завещания Фёдора Иоанновича Б) Решения царицы Ирины
В) Решения Боярской думы Г) Постановления Земского собора
5. Восстание Ивана Болотникова произошло в период правления:
А) Иван IV Б) Б. Годунова
В) В. Шуйского Г) Лжедмитрия 1
6. Воцарение Романовых произошло после:
А) Созыва Земского собора Б) Отмены опричнины
Б) Смерти Б. Годунова Г) Свержения Лжедмитрия 1
7. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:
А) Гаврила Принцип
Б) Григорий Отрепьев
В) Василий Шуйский
8. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
А) Лжедмитрия II
Б) Василия Шуйского
В) Ивана Болотникова
9. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?
А) 1613 г. В) 1611 г.
Б) 1612 г. Г) 1610 г.
10. Какой город стал центром формирования Второго народного ополчения?
А) Москва В) Кострома
Б) Нижний Новгород Г) Смоленск
11. К. Минин и Д. Пожарский:
А) являлись претендентами на российский престол;
Б) возглавили народное восстание против царя В. Шуйского;
В) являлись деятелями русской церкви, выступавшими против гражданских войн;
Г) организовали народное ополчение для изгнания интервентов из России.
12. Какое событие ознаменовало окончание Смутного времени?
А) Приглашение на престол королевича Владислава
Б) Освобождение Москвы от поляков
В) Избрание на царство Михаила Романова
Г) Избрание на царство Бориса Годунова
13. Соотнесите между собой правителей и даты их правления.
А) Федор Иванович 1) 1610-1613 гг.
Б) Борис Годунов 2) 1605-1606 гг.
В) Федор Годунов 3) 1606-1610 гг.
Г) Лжедмитрий 1 4) 1584-1598 гг.
Д) Василий Шуйский 5) 1598-1605 гг.
Е) Семибоярщина 6) 1605 г.
ОТВЕТ:

ЗАДАНИЕ №2
Состоит из 2 частей.
1 ЧАСТЬ. Каждая команда получает по 1 описанию исторической личности периода Смутного времени. Необходимо по полученным описаниям определить о ком идет речь (по 1 баллу за правильный ответ). 3 - 5 минут.

1.
При вступлении на престол ему было за 50. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. При первом народном восстании против Годуновых он выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев… Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы. Вскоре народ свергнув Лжедмитрия призвал его стать царем. (Н.И.Костомаров).

2.
Монах Чудова монастыря. В Польше обрел покровителя и тайно принял католичество. Он обещал польским феодалам, что если захватит русский престол, то введет на Руси католичество и отдаст Польше часть земель. Типичный авантюрист и искатель приключений.

3.
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мучениях погибая,
Я отварил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж её любви.
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
(А.С. Пушкин)

4.
Они, собравшись, двинулись к Ярославлю. Костромичи встретили их с великой радостью, и дали им в подмогу казну свою. Ярославцы приняли их с великой честью и одарили многочисленными дарами. Однако они не приняли дары, а стали искать кого бы взять для очищения Москвы и русского государства… Чуть позже из многих городов к ним стали приезжать ратные люди, а посадские жители привозили на помощь деньги в казну.

5.
Он служил у князя А.А. Телятевского боевым холопом, затем провозгласил себя воеводой «законного» царя Дмитрия. В 1606-1607 гг. оказался во главе крупного восстания. Прежде чем возглавить восстание прожил довольно бурную жизнь: некоторое время был казаком, потом попал в плен к татарам, те его продали туркам; несколько лет провел на галерах, бежал, оказался в Венеции, затем в Польше.

2 ЧАСТЬ. На интерактивную доску для каждой команды выводится по одному изображению деятеля эпохи Смутного времени. Команды должны правильно угадать историческую личность (по 1 баллу за правильный ответ).
См. Приложение 1 (презентация)

ЗАДАНИЕ №3
Командам раздаются карточки с заданиями, в которых они должны вписать определения терминам, относящимся к периоду Смутного времени. На выполнение задания дается 7 минут.
Каждое правильно данное определение оценивается в 2 балла. ИТОГО – 10 баллов
В случае если в определении будет допущена ошибка или оно будет раскрыто не полностью, дается 1 балл.

КАРТОЧКА
Дать определение терминам:
1. Смутное время
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самозванец
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Народное ополчение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Интервенция
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Семибоярщина
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №4
Командам раздаются карты с заданиями, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 10 минут.
Каждое правильно выполненное на карте задание оценивается в 2 балла. ИТОГО – 8 баллов
В случае если будут допущены ошибки или задание будет выполнено не полностью, дается 1 балл.

Нанесите на контурную карту:
1. Границы России накануне Смутного времени.
2. Покажите стрелками поход Лжедмитрия 1.
3. Покажите поход И. Болотникова на Москву и отступление повстанцев от Москвы в Калугу и Тулу.
4. Обозначьте города в которых формировалось Первое и Второе ополчение.



ЗАДАНИЕ №5
Командам раздаются кроссворды, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 5 минут.
Каждое правильно вписанное слово оценивается в 1 балл. ИТОГО – 9 баллов

По горизонтали:
4. Глава русской православной церкви
7. Царь, при котором появился первый самозванец
8. Город, где был пленен И.Болотников
По вертикали:
1. Человек, незаконно претендующий на престол
2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф.Романов
3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного
5. Царь, давший обещание не допускать расправ
6. Фамилия первого самозванца
9. Имя жены Лжедмитрия I

3
1 2
4
5
7 6

9
8






3. Подведение итогов.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ
ЗАДАНИЕ №1

Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 1, 3-12 – оцениваются по 1 баллу
Вопросы 2 и 13 – 2 балла
Ключи:
1. Б
2. БВД (2 балла за 3 правильных ответа; 1 балл при 1-2 правильных ответах)
3. Б
4. Г
5. В
6. А
7. Б
8. А
9. Б
10. Б
11. Г
12. В
13. А-4; Б-5; В-6; Г-2; Д-3; Е-1 (за 6 правильных соответствий – 2 балла;
за 3 правильных соответствия – 1 балл)

ЗАДАНИЕ №2
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
1 часть:
1. Василий Шуйский
2. Лжедмитрий 1
3. Борис Годунов
4. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
5. Иван Болотников
2 часть:
1. М.В. Скопин-Шуйский
2. Сигизмунд III
3. Патриарх Филарет
4. Владислав II
5. М.Ф. Романов

ЗАДАНИЕ №3
Каждое правильно данное определение оценивается в 2 балла. ИТОГО – 10 баллов
В случае если в определении будет допущена ошибка или оно будет раскрыто не полностью, дается 1 балл.

Смутное время – это события рубежа 16-17 вв. в ходе которых обострились социальные, сословные, династические и международные отношения в русском государстве.
Самозванец – человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.
Народное ополчение – это войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах.
Интервенция – военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
Семибоярщина – это правительство России после свержения В. Шуйского в 1610 г. тайно впустившие в Москву поляков.

ЗАДАНИЕ №4
Каждое правильно выполненное на карте задание оценивается в 2 балла. ИТОГО – 8 баллов
В случае если будут допущены ошибки или задание будет выполнено не полностью, дается 1 балл.



ЗАДАНИЕ №5
Каждое правильно вписанное слово оценивается в 1 балл. ИТОГО – 9 баллов
ОТВЕТЫ: 1. Самозванец; 2. Филарет; 3. Марфа; 4. Патриарх; 5. Шуйский; 6. Отрепьев; 7. Годунов; 8. Тула; 9. Марина
Категория: История, обществознание | Добавил: Lyubov | Теги: Смута, День народного единства, игра
Просмотров: 2632 | Загрузок: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА