Пятница, 12:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Тема: Политическое сознание. Идеология.
26.11.2015, 11:49

 

 

Тема: Политическое сознание. Идеология.

Автор: Христофоров Игорь Геннадьевич

г. Мончегорск МБОУ лицей им. В.Г. Сизова

учитель истории и обществознания

 

Направление:  обществознание.

 

Форма урока: урок-практикум.

 

Цель урока: способствовать формированию навыка гражданской идентичности.

 

Задачи урока:

- обучающие: закрепить у обучающихся представление о разных уровнях и способах организации сознания, о влиянии идеологии на поведение и сознание людей.

- развивающие: способствовать развитию умения публичного выступления, способствовать углублению формирования логического мышления, стимулировать формирование навыков работы в группах.

- воспитательные: развивать коммуникативные способности обучающихся, способствовать формированию менталитета личности в юношеском возрасте.

 

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Методические приемы: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительный, программированный, моделирующий.

 

Приемы работы: работа с предложенными понятиями, составление таблицы, составление силлогизма, синквейна, защита проекта, составление разноуровневых вопросов оппонентам, самоанализ работы на уроке.

 

Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер с выходом в Интернет.

 

Основные понятия и термины: обыденное и теоретическое сознание, социальные санкции, идеология, ценность, силлогизм, синквейн, пропаганда.

Технологии, используемые на уроке:

          В целях поддержки индивидуальности каждого ребенка и включения личностного опыта в образовательный процесс, в своей работе использую элементы современных образовательных технологий, т. к. отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях дополняют друг друга, обогащают выработанную систему обучения:

  • технология проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология развития критического мышления.

   Технология проектной деятельности - для формирования ключевых и предметных компетенций, индивидуализации и дифференциации обучения широко применяю индивидуальные и групповые проекты. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Информационно-коммуникативные технологии - использую электронные учебные пособия как наглядный материал (видеофильмы, схемы, таблицы, и др.) на  различных видах уроков. Мультимедийные пособия использую  для проведения практических работ по истории и обществознанию, предметных викторин, различных тренингов. Свободно владею навыками работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point. Использую данные умения и навыки при подготовке собственных мультимедийных уроков, электронных методических и дидактических пособий.

Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

 

План урока:

  1.  Введение.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формы современных идеологий. Проект.
  4. Социальные санкции и их формы.
  5. Составление силлогизмов, синквейнов.
  6. Защита проекта. Вопросы оппонентам.
  7. Подведение итогов.
  8. Оценка деятельности на уроке.
  9. Домашнее задание.

 

Структура урока:

  1. Учитель приветствует обучающихся, сообщает тему урока. Предлагает ученикам определить основную цель урока. Обучающиеся делятся на несколько рабочих групп по 4-5 человека в группе. Формируя рабочие группы, учитель дал возможность ученикам самостоятельно сформировать состав групп. Наиболее харизматичные обучающиеся сплотили вокруг себя одноклассников, с которыми наиболее комфортно и эффективно организовать рабочую группу. Обучающиеся выдвигают свои варианты цели урока.
  2. Учитель предлагает каждому из учащихся произвольно записать на доске основные идеологические ценности. Каждый из представителей групп, справившийся с заданием, приносит дополнительные баллы своей команде. В таблицу на доске могут быть занесены такие идеологические ценности, как:  соблюдение традиций, семейные ценности, свобода личности, частная собственность, государственное регулирование экономики, социальное равенство, диктатура пролетариата, коллективизм, ревизионизм и т.д.

Обучающиеся группируют наиболее близкие им  идеологические ценности в единую систему и выбирают одну из современных политических идеологий, наиболее соответствующую выбранным признакам.

  1. Учитель предлагает представителям групп защитить проект по следующему алгоритму:

А) определить признаки выбранной идеологии,

Б) доказать преимущества данной идеологии перед другими,

В) декларировать эффективность и жизнеспособность представленной идеологии,

Г) подготовить по одному вопросу для оппонентов.

       4.  Обучающиеся приступают к разработке проекта, учитель дает задание представителям каждой группы (по 1 человеку) задание по выявлению видов социальных санкций. Существуют следующие виды социальных санкций: формальные позитивные, неформальные позитивные, формальные негативные, неформальные негативные. Могут быть предложены следующие примеры для определения форм социальных санкций: лишение воинского звания, аплодисменты, фельетон в газете, расстрел, похвала, продвижение по службе, отличная оценка в журнал, анафема, остракизм, лишение специальных прав, премия, улыбка, отказ пожать руку, лишение свободы, вручение грамоты и т.д. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

5. Учитель предлагает представителям групп (по 2 от каждой группы) составить силлогизмы и синквейны из выбранных терминов.

Синквейн - ассоциативный ряд, состоящий из пяти строк, предусматривает подбор 2 глаголов, 3 прилагательных или причастий, односложного предложения и  существительного-синонима.

Силлогизм - логическая цепочка, обычно состоящая из трех строк, предусматривает вывод умозаключения из двух или нескольких суждений, не может состоять из отрицательных либо ложных суждений.

Обучающиеся реализуют алгоритм составления силлогизмов и синквейнов. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

6.  Учитель напоминает правила защиты проекта. Учащиеся производят защиту разработанного проекта, используя медиапрезентацию. Каждая из групп имеетправо задать вопросы своим оппонентам. Критерии защиты представлены на доске. Представители групп получают определенное количество баллов в зависимости от правильности и полноты ответа.

7.  Учитель подсчитывает и объявляет количество баллов, набранных группами. Выявляет группу, наиболее успешно справившуюся с  предложенными заданиями. Ученики сверяют количество набранных баллов, анализируют возможные ошибки. Алгоритм подсчета баллов представлен на доске. Победившей считается группа, набравшая наибольшее количество баллов.

8.  Учитель предлагает учащимся произвести самооценку работы на уроке, исходя из объективных данных.

Самооценочная деятельность:

  • Определение идеологических ценностей.
  • Формы социальных санкций.
  • Участие в защите проекта.
  • Составление силлогизма, синквейна.
  • Предложенные вопросы оппонентам.

        -   Культура речи.

Обучающиеся, используя данные критерии, производят оценку каждого из членов группы и аргументировано озвучивают свое решение. Таким образом, каждый из учеников получает объективную оценку за работу на уроке.

Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание по  итогам урока. Параграф 16, написание эссе по закреплению понимания  ключевого термина идеология и ее типов.

 

Краткая структура урока по технологии РКМ:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

 

 

 

Организационный момент

 

 

Приветствует  обучающихся, сообщает  тему урока. Предлагает определить основную цель урока.

Записывают тему урока,  делятся на рабочие группы по 4-5 человек.  Выдвигают варианты цели урока.

 

3 минуты

 

 

 

2

 

 

Актуализация опорных знаний обучающихся по пройденной теме

Предлагает ученикам записать на доске основные идеологические ценности

Каждый из учеников по очереди записывает на доске предложенные понятия и вносит их в таблицу

4 минуты

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Выбор формы современных идеологий

 

 

 

 

Предлагает каждой группе выбрать по 5 из предложенных идеологических ценностей, на их основе идентифицировать одну из современных идеологий

Формулируют, какую из политических идеологий они считают наилучшей: либеральная, консервативная, социал-демократическая, коммунистическая

 

4 минуты

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Выявление социальных санкций

 

 

 

Предлагает представителям групп определить преимущества выбранной формы идеологии, дает задание по выявлению видов социальных санкций

Определяют по предложенным заданиям формы социальных санкций

 

 

5 минут

 

 

 

 

5

 

 

 

Составление силлогизма, синквейна

 

 

Используя медиапрезентацию, напоминает обучающимся правила составления силлогизма, синквейна

Реализуют алгоритм составления силлогизмов и синквейнов

 

 

5 минут

 

 

 

6

 

 

Защита проекта

 

Напоминает правила защиты составленного проекта

Доказывают преимущества выбранной идеологии, задают вопросы оппонентам по предложенной теме

 

15 минут

 

 

7

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

Подсчитывает и объявляет количество баллов, набранных группами. Выявляет группу, наиболее успешно справившуюся с  предложенными заданиями

Сверяют количество набранных баллов.  Анализируют возможные ошибки

 

 

4 минуты

 

 

 

 

8

 

 

 

Оценка деятельности на уроке

 

Предлагает алгоритм индивидуальной самооценки деятельности на уроке

Производят самооценку  своей работы, исходя из объективно  набранных  баллов

3минуты

 

 

9

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание. Параграф 16, написание эссе по закреплению понимания  ключевого термина идеология и ее типов

2 минуты

 

 

 

Литература:

Введение в обществознание: учебное пособие/ Под редакцией Л.Н.Боголюбова – М.2005

Клименко А.В. Обществознание в вопросах и ответах – М.,1998

Кравченко А.И. Введение в социологию – М.Просвещение,2000

Семья на пороге третьего тысячелетия – М.,1995

Современная западная социология: Словарь – М.,1996

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество – М.,1992

 

Самоанализ урока « Политическое сознание. Идеология»

 

  1. Характеристика класса

А)  Особенности здоровья, характеристика семей

В классе 25 обучающихся, на уроке присутствовало      человек. По состоянию здоровья 4 ученика (Котов Ю., Кузьмина А,, Туркова Т., Усачева Ю.) имеют ослабленное здоровье.  У 9 нарушение зрения. Согласно наблюдениям психолога и социального педагога, по способу восприятия информации только 5 учащихся являются аудиалами, все остальные более склонны к визуальному восприятию. Учитывая особенности принятия информации учеников, предоставил участникам практикума возможность выбора в способах восприятия информации.

Из 26 учащихся 5 воспитывается в неполных семьях. 21 семья полная (из них в двух семьях отчим), и в редкой семье нет проблем, которые в той или иной мере не повлияли бы отрицательно на ребенка (неработающий отец, пьющий отец, делящие имущество родители и другие проблемы). Один ученик живет то у бабушки, то дома; одна ученица ушла из дома и живет у бабушки. Три ученицы (Круглова Е., Рыжакова П., Усачева Ю) воспитываются в малообеспеченных семьях.

У 13 учащихся родители имеют высшее образование.

Б) Структура межличностных отношений

Большинство учащихся принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, инициативны, ответственны, талантливы. Отношения в коллективе ровные, спокойные, дружеские, основаны на проявлении взаимной требовательности и взаимопомощи. Ярко выраженных аутсайдеров в классе нет, более 50% учащихся обладают лидерскими качествами. Формируя рабочие группы, дал возможность ученикам самостоятельно сформировать состав групп. Наиболее харизматичные обучающиеся сплотили вокруг себя одноклассников, с которыми наиболее комфортно и эффективно организовать рабочую группу.

В) Анализ подготовленности учащихся класса

11А – информационно-технологический класс, обучающиеся естественно тяготеют к точным дисциплинам. Уровень сформированности общеучебных знаний, умений и навыков на продвинутом уровне, о чем свидетельствует уровень успеваемости учащихся. Из 25 одиннадцатиклассников 20 являются отличниками и хорошистами. Лишь пятеро учащихся: Круглова Екатерина, Назаров Кирилл, Клюшенков Никита, Горбунов Герман, Усачева Юлия,- имеют от одной до 4 троек в полугодии.

 

  1. Обоснование цели урока

Основной целью данного урока считаю следующее: способствовать формированию навыка гражданской идентичности.  Поэтому, развивая коммуникативную и познавательную компетенции в процессе урока, приоритет все же отдаю формированию социальной компетенции.

Исходя из поставленной цели урока, считаю целесообразным продолжать формирование следующих качеств обучающихся:  развивать коммуникативные способности обучающихся, способствовать развитию умения публичного выступления, стимулировать формирование навыков работы в группах, способствовать углублению формирования логического мышления. Налицо и воспитательное воздействие урока на учащихся: цель урока способствует развитию менталитета учащихся.

 

  1. Внешние связи урока

 

Тема урока соответствует рабочей программе и календарно-тематическому планированию. Изучение данной темы предусмотрено на 15 неделе учебного года, тема «Политическое сознание» декларируется неотъемлемой составляющей концентра «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Данный урок является логическим продолжением предыдущей темы «Общественное сознание», так как общественное и политическое сознание – это разные уровни и способы организации сознания. Следующая далее тема «Политическое поведение» характеризует поступки и поведение людей в процессе влияния идеологии на их сознание. Характер связи урока с последующими и предыдущими уроками прослеживается весьма четко.

 

  1. Характеристика намеченного плана урока

А) Методические приемы

По итогам  урока считаю удачным применение следующих методических приемов: частично-поисковый при определении признаков идеологии, репродуктивный и объяснительный в процессе выявления социальных санкций, программированный при составлении силлогизмов и синквейнов, моделирующий в процессе защиты мини-проектов. На этапе рефлексия использовал разнообразные методы мотивации: прогнозирование будущей деятельности (волевой метод), опора на жизненный опыт (познавательный метод), заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки (Социальный метод)

Б) Формы организации познавательной деятельности на уроке использовались весьма разнообразно. Наиболее удачными считаю индивидуальную работу учащихся во время реализации алгоритма синквейнов и силлогизмов, форму фронтального опроса в процессе определения социальных санкций, групповую работу на этапе самооценочной деятельности. Отдельно можно выделить элементы проектной деятельности при защите проектов.

В) Закрепление изученного

Считаю уместным и логичным завершением урока предложенное домашнее задание, выполнение которого позволит закрепить понимание  ключевого термина идеология и ее типов, а также окажет воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя формирование гражданской позиции старшеклассников.

 

  1. Удовлетворенность учителя уроком

 

А) Оценка сформированности учебных действий на уроке

Считаю, что проведенный мною урок способствовал формированию:

-  личностных учебных действий, выраженных в развитии нравственно-эстетических ценностей, установлению связей между учебной деятельностью и мотивом;

-  регулятивных учебных действий, заключенных в формировании умений строить алгоритм действий, прогнозировать, находить наиболее рациональные способы выполнения задания, рациональному распределению времени;

-  коммуникативных учебных действий, представленных в развитии внимания, корректной постановке вопросов, монологической и диалоговой речи, развитии способов учебного сотрудничества;

-  познавательных учебных действий, выраженных в формировании навыков сравнения, обобщения и классификации, построения цепочек рассуждения, моделирования.

 

Б) Затруднения в деятельности учителя и учащихся и меры, направленные на устранение недостатков

затруднения

Коррекция выявленных затруднений

Необъективный самоанализ обучающимися результатов выполненной работы

Внесение изменений в составление эталона идеально выполненной работы, разработка более четкого алгоритма выведения оценки

Неэффективное определение обучающимися состава будущих действий на этапе « Осмысление», нерациональное распределение времени в процессе урока

Конструирование последовательности действий. Обучение построению планов деятельности с максимальным использованием своих возможностей, рефлексия построения плана будущей работы.

Отсутствие обратной связи с некоторыми обучающимися в процессе урока

Учет особенностей личности ученика, использование разноуровневых заданий в воздействии на него, формирование у обучающего навыка сравнения себя с другими людьми и самим собой на разных этапах работы

 

Категория: История, обществознание | Добавил: Администратор
Просмотров: 273 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА