Пятница, 10:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ» ЧАСТЬ II
[ Скачать с сервера (258.0Kb) ] 05.02.2016, 12:07

БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ»

общеобразовательный цикл
технический и естественно-научный профиль

Профессии: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.03 Автомеханик;
09.01.02 Наладчик компьютерных сетей;
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения;
19.01.17 Повар, кондитер

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(1 семестр)

Часть II

Нижневартовск 2015

Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по профессиям: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.03 Автомеханик; 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей;
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения; 19.01.17 Повар, кондитер

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.


СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий страницы
8. Русь на пути к возрождению 5
9. Россия в середине и второй половине XVII века 9
10. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии 14
11. Век Просвещения 18
12. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества 23
13. Россия в период реформ Петра I 26
14. Россия во второй половине XVIII в. 30

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «История» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «История», поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!


Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
Тема 4.10. Русь на пути к возрождению
Практическая работа № 8

Тема: Русь на пути к возрождению
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование навыков проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников, формирование навыков работы с дополнительной литературой, вычленению идеи, определению темы, обрабатыванию информации (анализ и синтез).
Учебные задачи: научиться работать с источниками по истории Древней Руси, научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Русь и её соседи в XI-XII»
2. Ответить на вопросы
3. Прочитать отрывок из "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и ответить на вопросы
4. Прочитать отрывок из работы Семенниковой Л.И и ответить на вопросы
5. Прочитать документы и ответить на вопрос: Какую роль играл личностный фактор в возвышении Москвы?

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

В 14 в. стали намечаться тенденции политического объединения русских земель. Этому способствовало социально-экономическое развитие страны:
- Русь начала оправляться от Батыева погрома.
- В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и трехпольной системе севооборота, основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом.
- С середины 14 в. началось восстановление городов, новыми центрами торговли и ремесла стали Москва, Тверь, Нижний Новгород. Все же города не стали экономическими центрами объединения Руси — слишком слабо были развиты товарно-денежные отношения. Важнее оказалась роль городов как стратегических центров: пунктов обороны и развертывания сил для боевых действий. В этом — одна из особенностей русской централизации.
- Крестьяне протестовали против усиления эксплуатации. Различные формы протеста крестьян требовали усиления власти.
Объединение происходило вокруг Москвы. С 1301 г. началось возвышение Москвы, когда Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Его сын Иван Калита заручился поддержкой Орды, при его внуке Дмитрие Ивановиче произошло сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой (Куликова битва), при Василии III уже самое крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: отказ платить дань. В период правления Ивана III к МК были силой присоединены Новгородская земля и Тверское княжество и с 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси». Василий III ликвидировал независимость Пскова и Рязани.
Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» 1497 г.
Главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к «Русской Правде», сохранение в народе общерусского национального самосознания.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Перечислите предпосылки объединения Руси.
2. Опишите ход этого объединения.
3. Почему Москва стала центром объединения?
4. Какую роль в возвышении Москвы сыграл Иван Калита?
5. Как завершилось складывание единого государства на Руси?

Задания для практического занятия
Задание 1. Прочтите документ и ответьте на вопросы.
Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает положение страны:
"Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана. Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе".
Вопросы к тексту:
1. В результате, какого события ХШ в. "состояние России было самое плачевное"?
2. Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи?
3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой?
4. Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале XIV века.

Задание 2. Идеология
Семенникова Л.И.: "Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Петр, подготовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель".
Задание. Почему церковь поддержала Москву?

Задание 3. Личностный фактор
Ключевский В.О.: "Московские великие князья ... [были] довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до ИванIII как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью - не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия <...> Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их <...> В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Московские князья – очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей. Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам".

Ключевский В.О.: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды" Карамзин Н.М.: Калитой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калиту, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем")

Н. И. Костомаров: "Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".
Задание. Прочтите документы и ответьте на вопрос: Какую роль играл личностный фактор в возвышении Москвы?

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.
4. Фортунатов В.В. История: учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2012.
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
Тема 4.14. Россия в середине и второй половине XVII века
Практическая работа № 9

Тема: Россия в середине и второй половине XVII века
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование навыков проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
Учебные задачи: научиться работать с источниками по истории Древней Руси, научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Русь и её соседи в XI-XII»
2. Ответить на вопросы
3. Прочитать отрывок из документа и указать, какому событию он посвящен, определить дату.
4. Расставить в хронологической последовательности события и точно назвать их даты.
5. Найти в тексте ошибки
6. Назвать имя исторического персонажа

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Россия долгое время после Смуты восстанавливала разрушенное. В период с 20 по 50 годы началось освоение земель Черноземья, Сибири, Поволжья, что позволило увеличить количество товарного хлеба. Внешняя политика России в XVII в сосредоточилась на возвращении утраченных во время Смуты земель и попыток обезопасить восточные границы от набегов крымских ханов.
В стране продолжалось укрепление феодально-крепостнического уклада. Именно эта политика легла в основу социально-экономического развития России в XVII веке. «Урочные лета» были отменены Соборным уложением 1649 года. Так же, установлен бессрочный сыск беглых посадских и крестьян. Это привело к окончательному их закрепощению.
В основу экономики аграрной страны становится барщина. Крестьянин работает на земле помещика собственным инвентарем или платить оброк. Он находился в личной зависимости от барина, феодала.
В политике российского государства в XVII в., так же, произошли серьезные перемены.
В 1687 году было отменено местничество, что в итоге объединило дворянство. В 1649 году признано право передачи дворянского поместья по наследству, если дети продолжают службу. Таким образом, две формы собственности – поместье и вотчина объединились.
Начинается увеличение ремесленного производства. Этому способствует усовершенствование уже существующей техники и появление в стране новых производств: медного, литейного, оружейного. А так же, возникновение более современной формы производства – мануфактуры.
Новый Торговый устав 1653 года отменил внутренние пошлины для купцов, установив единую пошлину. Новгородский устав, 1667 года, дал дополнительные льготы при внешней торговле. Все эти меры были призваны стимулировать торговлю. Постепенно складываются условия, позволившие сформироваться всероссийскому рынку. Торговля и товарное производство приводят к созданию новых городов. К окончанию века начинает улучшаться жизненный уровень.
Нужно отметить, что экономика страны формировалась в довольно сложных и противоречивых условиях борьбы зарождающейся буржуазии и феодально-крепостнических устоев. Происходит окончательный переход к абсолютизму. В 1649 году было принято Соборное уложение – кодекс законов государства Российского. 2-е из его глав посвящены защите прав и престижа власти царя и царского двора. Власть постепенно сосредотачивается в руках самодержца. Роль Земских соборов, которые ранее решали серьезнейшие вопросы внешней политики и их престиж, напротив, угасает. Они заменяются Боярской думой. Необходимость в поддержке самодержавия всех слоев общества отпадает ввиду наступления стабильности в экономике и политической сфере. Одной из особенностей формирующегося абсолютизма стало формирование централизованного аппарата управления. К XVII веку в стране уже существовала система приказов. Но, в этих учреждениях единые принципы создания указов и распределения между ними функций отсутствовали. В среде местного самоуправления реальная власть принадлежала воеводам.
На централизацию русской православной церкви была направлена проведенная в середине XVII века церковная реформа. Необходимость унификации церковных текстов была вызвана укреплением связей с южнославянскими народами и воссоединение с Украиной. Но, новшества Никона привели к серьезному недовольству народа. В итоге попытки создания отдельной от государства церкви в итоге привели к разрыву с царем. Так же, последовал церковный раскол. Никон был низложен в 1666 году.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. В чем выразилось укрепление крепостнического уклада?
2. Что такое «барщина»?
3. Какие изменения в государственном управлении произошли в России в XVII в.?
4. Назовите причины церковного раскола.

Задания для практического занятия
Задание 1. Прочтите отрывок из документа и укажите, какому событию он посвящен, определите дату.
1. «И стал гетман посреди круга, а есаул войсковой велел всем молчать. Потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу говорить: «Панове полковники и есаулы, сотники и все Войско Запорожское, и все православные христиане. Ведомо-то вам всем, как нас бог освободил из рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже 6 лет живем мы без государя в нашей земле и беспристанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жить более без царя. Для того ныне собрали раду, явную всему народу, чтоб себе с нами народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочистивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати».
2. На Москве и в городах всех земель иноземцам заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города не ездить, и приказчиков не посылать…А если какие иноземцы захотят товары свои из города (Архангельска) возить в Москву и в иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину, и всякие подати платят и службу служат, а иноземцы ничего не платят…».

Задание 2. Назовите слово, для этого необходимо расставить в хронологической последовательности события и точно назвать их даты.
1. Это монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
Е. Восстание под предводительством Разина.
Р. Смоленская война.
А. Начало вторжения иностранных войск в Россию.
Е. Образование второго ополчения.
И. Медный бунт в Москве.
А. Церковная реформа Никона.
С. Восстание под предводительством Болотникова.
Д. Образование первого ополчения.
В. Период « семибоярщины».
М. Оборона Смоленска.
Ж. Царствование Алексея Михайловича.

2. Это административно - территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.

Ь. Избрание Михаила Романова царем.
О. Царствование Бориса Годунова.
Л. Указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.
В. Царствование Федора Ивановича.
С. Царствование Лжедмитрия I.
О. Введение патриаршества в России.
Т. Царствование Василия Шуйского.

Задание 3. Найдите в тексте ошибки
«Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Турция. Польский король не признавал Алексея Михайловича на престол, считая царем своего сына Владислава. Русскую армию возглавил Разин, Осадивший Смоленск. Владислав с 15-тысячным войском снял осаду, окружил русскую армию. По предложению русских в 1660 году был заключен мир, по которому Россия завладела всеми занятыми в ходе войны землями, а Владислав отказался от претензий на московский престол.

Задание 4. Исторический портрет. Назовите имя исторического персонажа
1. «Родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовской на Дону. Он обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Это качество позволило ему вскоре стать донским казачьим атаманом»

2. «Многие отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе его прозвали Тишайшим. Всё это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, и жестокость».

3. «..Он из крестьян поднялся до патриаршего престола Огромное влияние имел на царя Алексея, который звал его своим «собиным другом». Родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что в 19 лет стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте - монахом Соловецкого монастыря»

4. Как личность царь «цвел благолепием и образом своим множество людей превзошел». Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку, обладал звучным голосом и даром красноречия был приветлив в обращении имел величественные манеры, с отвращением относился к «богомерзкому винопитию». В отличие от предыдущего царя он отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Но со своими врагами он не церемонился.

5. Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям». После победы над врагом ему был жалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье-200рублей в год. Ему воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде.

6. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла «верховной боярышней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник Первого и Второго ополчения. В Москве ему есть памятник.

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла
Задание 4 – 1 балл

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.
Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
Практическая работа № 10

Тема: Великие географические открытия
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование умения работать с исторической картой, формирование умения обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться работать с контурной картой, научиться составлять хронологическую таблицу.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Задачи практической работы

1. Повторить материал по теме «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии»
2. Ответить на вопросы
3. Прочитать текст, составить и заполнить таблицу «Великие географические открытия»
4. Обозначить на контурной карте маршруты путешествий
5. Прочитать отрывки из дневника Колумба и ответить на вопросы

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии, открытия-завоевания европейцев в начале XV – середине XVII в. в Африке, Азии, Америке и Океании.
Термин «географические открытия» применительно к комплексу заморских экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во-первых, собственно открытие новых земель, до 15 в. совсем не известных европейцам либо «забытых» (Австралия, Океания, большая часть Африки, Америка), и, во-вторых, установление постоянных контактов или экономического и политического контроля над известными европейцам заморскими территориями (Азия). Речь идет об освоении и включении в орбиту влияния европейских государств земель в других частях света. Естественно, что термин «открытия» верен только по отношению к европейцам: для «открываемых» народов речь шла о внешней агрессии и завоевании.
Масштабная заморская экспансия европейского мира стала возможной, поскольку для нее возникли экономические, социально-демографические, технические и психологические предпосылки. Отрицательный баланс торговли европейских стран с Востоком, резкое удорожание товаров в ходе их движения через цепь многочисленных посредников (правитель Малакки, индийские раджи, арабские торговцы, египетский султан, генуэзские и венецианские купцы) порождали необходимость установления прямых связей со странами-производителями; возникший в 15 в. монетный голод в Европе, вызванный истощением серебряных и золотых рудников, резко усилил потребность в драгоценных металлах. Начавшийся в середине 15 в. рост народонаселения давал Западу возможность использовать для заморской экспансии значительные человеческие ресурсы, тем самым снимая демографическую напряженность внутри самих европейских стран. В 15 в. был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния, – быстроходная и легкая однопалубная каравелла с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра; усовершенствованы морские карты (портоланы) и навигационные приборы (компас, астролябия), что облегчало определение координат корабля в открытом море. И, наконец, Европа созрела для столь решительного выхода за свои собственные пределы и психологически: к концу классического средневековья распространяется «открытый» тип сознания; европеец преодолевает традиционный страх перед непонятным и неизведанным, он готов проникать в «чужое» пространство и активно его осваивать.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Почему и каким образом начало Нового времени связано с Великими географическими открытиями?
2. Почему именно европейцы совершили Великие географические открытия?
3. Что сделало эти открытия нужными, что – возможными?
4. Какие последствия Великих географических открытий мы ощущаем в нашей повседневной жизни?
Задания для практического занятия
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте и заполните таблицу «Великие географические открытия»
Бартоломеу Диаш.
Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорило португальское продвижение на юг. В начале 80-х годов Диего Као совершил три путешествия на юг Золотого берега и у южного тропика поставил каменный столб, воздвигаемой на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии, наконец, Бартоломеу Диаш в 1488 году достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии.
Васко да Гама.
На поиски морского пути в Индию португальский король отправил новую экспедицию во главе с Васко да Гаммой. Через четыре с половиной месяца после отплытия португальцы обогнули Африку, и вышли к её восточному побережью. Где европейцы ещё не были. Сильные бури, и встречные течения затрудняли плавание. В мае 1498 года португальские корабли бросили якоря у индийского города Каликут. Васко да Гама побывал на приёме у раджи и, получив от него разрешения, приказал матросам закупать на берегу пряности, жемчуг и драгоценные камни. Нагрузив корабли восточными товарами, португальцы двинулись в обратный путь.
Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка.
Родился в Генуе в 1451 году. Дата рождения всё ещё вызывает сомнения. Спорны и факты из жизни Колумба в Португалии. Поселившись в 70-х годах Лиссабоне, он продолжал заниматься составлением географических карт и мореплаванием. В это время у него возникает мысль о существовании морского пути в Индию через западный (атлантический) океан. Существует версия, что Фернандо Мартинецу, одному из приближённых португальского короля, другу Колумба, удалось привлечь внимание Альфонса V к проекту Колумба о возможности существования западного морского пути в Индию. Король поручил Мартинецу обратиться за советом к известному в то время космографу Пауло Тосканелли. Выдвинутый Колумбом проект не получил поддержки ни в Португалии, ни в Англии, ни в родной Генуе. Окончательно убедившись в этом, он в 1485 году переехал в Кастилию. Здесь в 1492г. королевой Изабеллой и королём Фернандом был утверждён договор с Колумбом о снаряжении кораблей, чтобы достичь Азии западным путём. 12 октября 1492 года корабли Колумба достигли берегов неизвестной земли.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Сын португальского рыцаря, участник экспедиции Ф. да Альменды, долго служил в Индии, Софале и на Манокке. Бежав из Португалии в Испанию, заключил «капитуляцию» с королём и в сентябре 1519 года отправился в плавание. Он был убит 27 апреля 1521 года в стычке с туземцами на острове Макатан. Магеллан доказал своим путешествием не только шарообразность Земли, но и возможность обойти её кругом по водным просторам, а также наличие «часовых поясов» - разницы во времени, проистекающей из вращения Земли.

Задание 2. Работа с контурными картами: обозначьте маршруты известных вам путешествий.

Задание 3. Познакомьтесь с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба и ответьте на вопросы.
Из дневника Христофора Колумба
12 октября 1492 года после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал:
«Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные чётки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали всё это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные чётки и погремушки. С большой охотой отдавали всё, чем владели.
Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всём. Все они ходят нагие…и все люди, которых я видел, были ещё молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие… Некоторые разрисовывают себя чёрной краской...другие красной краской… они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведению обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики – это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из другого материала…
Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами – я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, чтобы научились они говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел».
Вопросы и задания к документу:
1. Какие действия аборигенов позволили Христофору Колумбу оценить их поступки как дружественные?
2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества.
3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнёсся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.
Тема 5.7. Век Просвещения
Практическая работа № 11

Тема: Век Просвещения
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование умения обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться составлять кластер.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии»
2. Ответить на вопросы
3. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения»
4. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Литература эпохи Просвещения»
5. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Искусство эпохи Просвещения»
6. Ответить на вопросы к тексту и составить кластер «Просвещенный абсолютизм»

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:
- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.
- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.
- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.
- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.
- Осуждение политической тирании.
- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)
Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.
Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода.
К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое просвещение?
2. Назовите главные идеи Просвещения?
3. Что такое просвещенный абсолютизм?
4. Назовите культурные ценности эпохи Просвещения.

Задания для практического занятия
Задание 1. Образование, воспитание и общественное мнение эпохи Просвещения
Пропаганда знаний просветителями сказалась на традициях семейного образования и воспитания в XVIII в. Родители стали уделять серьезное внимание воспитанию детей. Умственные способности и склонности детей к определенным занятиям осознано старались подмечать и развивать. Телесные наказания в XVIII в. сохранялись, но у них уже появилось много противников
Появилась впервые государственная образовательная политика, Фридрих 2 Прусский и Иосиф 2 Австрийский ввели обязательное начальное обучение. Процент грамотного населения возрос. Чтение стало привычным занятием не только для дворян и горожан, но и для крестьян, ремесленников слуг.
Хотя просветители оказали огромное влияние на общество, их идеи распространялись только в высших слоях, где имели огромный успех, но не затрагивали простонародье. Отношение просветителей к народной культуре нередко было высокомерным, они не видели в ней ценности.
В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе - общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью которого формировалось общественное мнение, были журналы и газеты.
Средой проявления общественного мнения были светские салоны – частные дома, где собирались люди с общими интересами. XVIII в. стал веком салонов, которые объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философии, политике. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед. В начале XVIII в. кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и литературных клубов. В парижском «Caf Procope» зародилась идея «Энциклопедии». В кафе Лондона и Оксфорда, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов.
Задания:
1. Как идеи просвещения повлияли на образование и воспитание, развитие общественного мнения?
2. Составьте кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения»

Задание 2. Литература эпохи Просвещения
В XVIII в. самым распространенным чтением европейцев стал роман – крупное прозаическое произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Выдающимися авторами были Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Пьер-Огюстен Бомарше, Иоганн-Вольфганг Гете. В их творчестве можно проследить влияние идей Просвещения в литературе.
Дефо утверждал в своем «романе действия» «Робинзон Крузо» нового положительного героя, который трудолюбием и умом достиг всего: покорил дикую природу, просветил доброго дикаря Пятницу. Другой английский писатель Дж. Свифт в приключенческом романе "Путешествие Гулливера" пытался показать пороки современного общества. Герои Бомарше («Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник») - простые люди из неблагородных сословий, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека.
Приобретают популярность книги о людях, которые «сделали сами себя» и поднялись из низов, а также «романы воспитания», рассказывающие о становлении личности, впечатлениях детства.
Во второй половине XVIII в. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п. Так в Англии зародился сентиментальный роман, в котором показывалось, что человек - существо эмоциональное, наделено чувствами, воображением, страстями. В конце 18 века все зачитывались книгой И.В. Гете «Страдания молодого Вертера» о переживаниях тонко чувствующего юноши, который сталкивается с лицемерием сословного общества и в финале кончает жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливости общества.
В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.
Задания:
 Как идеи просвещения повлияли на литературу XVIII в.?
 Составьте кластер «Литература эпохи Просвещения»

Задания 3. Искусство эпохи Просвещения
Во XVIII в. в большинстве европейских стран доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль - классицизм.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Порождением светской культуры стало распространение в первой половине XVIII в. нового стиля – рококо. Ему свойственны изящность, кокетливость и комфорт. Мастера рококо создавали вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, использование виньеток, раковин, медальонов в изысканном обрамлении. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках. Художники, работающие в этом стиле, например Антуан Ватто, изображают сценки из светской жизни: галантных кавалеров, прекрасных дам, компании на природе, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения».
Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия. Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания. Идеи гражданского мужества и служения Отечеству отражены в работах французского живописца Жака Луи Давида: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид в Фермопилах».
Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие туники.
Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.
Задания:
1) Как идеи просвещения повлияли на искусство XVIII в.?
2) Составьте кластер «Искусство эпохи Просвещения»

Задание 4. Просвещенный абсолютизм
Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости.
Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" - короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.
Просвещенный абсолютизм – система взглядов, по которой просвещенный и соблюдающий законы монарх обеспечивает процветание своей стране. Это была попытка приспособить абсолютизм к изменившимся условиям путем умеренных реформ, и укрепить таким образом собственные позиции, сохранить власть.
Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во
всех странах: поощрение торговли и производства, развитие образования, покровительство наук и искусства, попытка урегулировать финансы, попытки создания более справедливых и равных условий для подданных, несмотря на сословное деление общества, первые робкие шаги для облегчения положения крестьян.
Под влиянием идей просветителей прусский король Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил веротерпимость, свободу печати, отменил пытки, покровительствовал торговле и производству, строил дороги, облегчил положение крестьян.
В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) Иосиф II
провёл целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от
крепостной зависимости, наделение их землёй. Установил равенство всех перед законом, открыл возможность занимать должности вне зависимости от происхождения, проводил политику веротерпимости.
Задания:
1. Как идеи просвещения повлияли на политическое развитие XVIII в.?
2. Составьте кластер «Просвещенный абсолютизм»

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.
Тема 5.9. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
Практическая работа № 12

Тема: Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование умения обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться составлять кластер.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике, работать с кластером, схемами.

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества »
2. Ответить на вопросы
3. Установить соответствие между событиями и датами
4. Дать определение терминам
5. Заполнить кластер
6. Написать отчет

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Буржуазная революция – социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства; в зависимых и колониальных странах буржуазная революция направлена также на завоевание национальной независимости.
Значительное разнообразие участвующих в буржуазных революциях классовых сил, решаемых задач, методов борьбы обусловлено как специфической обстановкой в отдельных странах, так и, прежде всего, теми изменениями, которые совершались в обществе на протяжении столетий. В эпоху восходящего капитализма буржуазная революция, разрывая путы феодального строя, расчищали почву для капиталистического строя. Буржуазные революции этой эпохи вели к утверждению экономического и политического господства буржуазии.
Наиболее общей причиной буржуазной революции является конфликт между новыми производительными силами, развивающимися в недрах феодального строя, и феодальными производственными отношениями (или их остатками, пережитками), а также феодальными учреждениями, хотя конфликт этот нередко заслоняется политической и идеологической противоречиями. Но и в тех случаях, когда причиной буржуазной революции является иноземное угнетение или стремление объединить страну, решающую роль играет назревшая потребность устранить феодальный строй или его остатки.
Задачи, которые призвана решить та или иная буржуазная революция, вытекают из объективных причин, вызвавших её. В одних буржуазных революциях (таких большинство) главной задачей является решение аграрного вопроса. В других — на первый план выдвигаются задачи завоевания национальной независимости, национального объединения, национального освобождения от империалистического гнёта. Важное место всегда занимают и политические задачи — уничтожение феодальной монархии, установление буржуазной республики, демократизация общественного строя.
В ранних буржуазных революциях и некоторых революциях XIX веке движущими силами были буржуазия и угнетённые феодализмом крестьяне, ремесленники, складывавшийся рабочий класс. Руководителем, гегемоном народных масс была буржуазия, игравшая тогда революционную роль.
Методы и формы борьбы, применяемые в буржуазных революциях разными классами и группами, разнообразны. Так, либеральная буржуазия обращается чаще всего к методам идеологической и парламентской борьбы, офицерство — к военным заговорам, крестьянство поднимает антифеодальные восстания с захватами дворянских имений, разделом земель и т.д. Методами борьбы, характерными для пролетариата, являются стачки, демонстрации, баррикадные бои, вооруженное восстание. капиталистических монополий. Общедемократические задачи могут решаться также в ходе социалистических революций.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое буржуазная революция?
2. Назовите причины буржуазных революций.
3. Каковы основные задачи революций XVIII века?
4. Назовите движущие силы революций?
5. Каковы были основные формы и методы борьбы?

Задания для практического занятия
Задание 1. Установите соответствие между
Событие Дата
Первое кругосветное путешествие Магеллана 1555г.
Аугсбурский религиозный мир в Германии 1640г.
Варфоломеевская ночь 1588г.
Образование Республики Соединённых провинций Нидерландов 1660г.
Созыв Долгого парламента в Англии. Начало революции 1572г.
Реставрация монархии, окончание революции в Англии 1519 - 1521гг.

Задание 2. Дайте определение следующим терминам
колония;
метрополия;
мануфактура;
Реформация;
абсолютизм;
пуритане;
гугеноты;
гёзы;
гражданская война;
парламентская монархия
капитализм.

Задание 3. Заполните кластер
XVI - XVII века - время, когда очень быстро происходит рост знаний о человеке, природе, обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни. Критическое отношение и любознательность способствует рождению новой науки. Появляется человек нового времени, который положил конец единству католической церкви. Образовались новые христианские церкви. Этот процесс называется Реформацией.

Задание 4. Случилось так, что Папа Римский послал в Женеву своего шпиона, поручив ему прислать отчёт обо всём, что он там увидит. Представьте себе, что могло быть в этом отчёте и напишите его.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 4 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

Категория: История, обществознание | Добавил: Лариса6717
Просмотров: 363 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА