Среда, 11:34 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ» ЧАСТЬ I
[ Скачать с сервера (99.2Kb) ] 05.02.2016, 11:40

БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ»

общеобразовательный цикл
технический и естественно-научный профиль

Профессии: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.03 Автомеханик;
09.01.02 Наладчик компьютерных сетей;
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения;
19.01.17 Повар, кондитер

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1 семестр (1 часть)

Нижневартовск 2016
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по профессиям: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.03 Автомеханик; 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей;
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения; 19.01.17 Повар, кондитер

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий страницы
1. Сравнение древних мировых цивилизаций 5
2. Становление западноевропейской средневековой цивилизации 8
3. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации 12
4. Расцвет Западноевропейской средневековой цивилизации 15
5. Восточные славяне в VII-VIII веках 20
6. Рождение Киевской Руси 30
7. Русь и её соседи в XI-XII вв. 35
Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «История» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «История», поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов

Раздел 2. Цивилизации древнего мира
Тема 2.3. Античная цивилизация
Практическая работа № 1
Сравнение древних мировых цивилизаций

Тема: Сравнение древних мировых цивилизаций
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться составлять логические цепочки;
научиться составлять схемы;
научиться проводить сравнительный анализ древних мировых цивилизаций, выявлять общие черты и различия
Предметные результаты:
владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Цивилизации древнего мира»
2. Ответить на вопросы.
3. Составить логические цепочки
4. Ответить на вопросы к документу
5. Составить сравнительную схему

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Цивилизации Древнего мира зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить два больших региона, в которых создавались разнообразные культуры: Восток и Европа.
Древние цивилизации образовались на Востоке - обширной географической области, протянувшейся от Средиземноморья до Тихого океана. Это пространство условно делится на Ближний Восток (Северо-Восточная Африка, восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Месопотамия), Южную Азию (полуостров Индостан) и Дальний Восток (Китай, Юго-Восточная Азия и Япония). Из древнейших цивилизаций данного региона выделяются: на Ближнем Востоке - египетская, месопотамская и хеттская; в Южной Азии - цивилизации Инда и арийцев; на Дальнем Востоке - цивилизации Китая и Японии.
В Европе древние цивилизации существовали в Карпато-днестровском-понтийском пространстве (цивилизация Кукутень-Триполье), на островах Эгейского моря (минойская), юге Балканского полуострова (микенская и греческая) и Апеннинском полуострове (этрусская и римская).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуются как «революция»? Что такое революция?
2. Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, который поставил первобытных людей перед угрозой голодной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис.
3. В чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?
4. Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

Задания для практического занятия

1. Составьте логическую цепочку
Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Прочитайте текст учебника (параграф 1). Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив в ней переход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций
2. . Конкретизируйте роль природных факторов в формировании первых цивилизаций
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».
— Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?
Почему первые древнейшие цивилизации ученые называют «речными»?
3. Выполните задание
Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
На основе определения понятия «государство» и текста параграфа составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства.
4. Проведите сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации. Составьте сравнительную схему

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации
Практическая работа № 2

Тема: Становление западноевропейской средневековой цивилизации
Учебная цель: формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.
Учебные задачи: научиться составлять схемы, работать с картой и текстом учебника;
научиться составлять синквейн.
Предметные результаты: сформированность умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Становление западноевропейской средневековой цивилизации»
2. Ответить на вопросы
3. Используя текст учебника и карту, составить схему
4. Выявить причины распада империи Карла Великого
5. Написать синквейн
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Интерактивная карта «Раздел Франкской империи»
5. Контурные карты
6. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Закончите предложения
1. Период истории, охватывающий большой период времени с V века по XV век, называется …
2. Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …
3. Как называлось государство франков?
4. Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось …
5. Управляющий королевским двором, назывался …
6. Владелец феода …
7. Германский народ ……

Задания для практического занятия
Задания
1. Работа с картой
• Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
• Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
• Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I.
• Составьте схемы «Направление походов Карла I и их результат», используя параграф учебника и карту.

2. Прочитайте текс учебника (стр. 12) и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого
3. Напишите синквейн о Карле Великом
Внешность Карла
По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.
О личности Карла Великого
«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».
Задание. Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого), (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

7. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
8. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.
Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в средние века
Тема 3.6. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации
Практическая работа № 3

Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; умения пользоваться учебной литературой, извлекать из нее новые знания, работать с исторической картой.
Учебные задачи: научиться работать с учебной литературой, историческими источниками, научиться составлять кроссворды, тесты
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации»
2. Ответить на вопросы
3. Составить кроссворд
4. Составить тест
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
5. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Прямой наследницей Римской империи была Византийская (Восточная Римская) империя, просуществовавшая почти 1000 лет.
Византийская империя вобрала в себя как наследие греко-римского античного мира, так и цивилизаций Передней Азии (Междуречье, Египет, Сирия и др.), что сказывалось на ее культуре и государственном устройстве. Наследие античной цивилизации сохранялось в Византии значительно дольше, чем в Западной Европе.
Государственная власть в Византийской империи сочетала в себе черты, характерные как для античного, так и для древневосточного общества.
Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы.
В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не было единого церковного центра. Средние века возникли два христианских мира — православный и католический. Католики стремились постичь божественные истины разумом. Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства. Православные считали очень важным внутреннее совершенствование человека через молитвы — обращение к Богу.
Гибель Западной Римской империи и создание на ее месте варварских королевств воспринимались в Византии как явления трагические, но временные. Даже среди простого народа сохранялось представление о необходимости восстановления единой Римской империи, охватывающей весь христианский мир. Попытка укрепить государство и возвратить утраченные земли на Западе была предпринята одним из величайших византийских императоров — Юстинианом I (527-565).
Проведя реформы, Юстиниан упрочил внутреннее положение своей державы. Он ограничил произвол вельмож, усилил армию и укрепил границы. Юстиниану удалось присоединить к владениям империи Италию, Северную Африку, часть Пиренейского полуострова. Казалось, что прежняя Римская империя возродилась как могущественная держава, контролирующая почти все Средиземноморье.
Долгое время грозным противником Византии на востоке был Иран. Длительные и кровопролитные войны истощали обе стороны. В VII в. византийцам все же удалось восстановить свои рубежи на востоке. Иран вернул империи Сирию и Палестину.
Тогда вVII в., у Византии появился новый, еще более опасный враг — арабы. Под их ударами империя лишилась почти всех своих азиатских и африканских провинций (кроме Малой Азии). Арабы даже осадили Константинополь, но захватить его не сумели. Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить натиск арабов и отвоевать некоторые свои территории.
К XI в. Византия возродила свое могущество. Хотя ее территория несколько сократилась по сравнению с VI в. (империя контролировала Малую Азию, Балканы и юг Италии), тем не менее она была самым крупным и мощным из христианских государств того времени. В более чем 400 городах империи жило около 1,5 млн. человек, ее сельское хозяйство давало достаточно продукции, чтобы прокормить многомиллионное население.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

Используя карту и текст учебника, ответьте на вопросы
1.Показать по карте территорию Римской империи.
2.Когда Римская империя разделилась на две части? Показать по карте.
3.Как долго существовали обе половины империи?
4.Как стала называться Восточная её часть?
5.Показать по карте Византийскую империю.
6.Какие страны входили в состав этого государства?
7.Какие реформы провёл Юстиниан для укрепления государства?
8.Какие культурные достижения Византийской империи вы можете назвать?

Задания для практического занятия

1. Составь кроссворд из 5-7 слов по теме: «Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации»
2.Составь пять вопросов теста с тремя вариантами ответа по теме: «Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации»

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Составьте кроссворд. Оформите его в тетради
5. Составьте тест. Запишите его в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 3 балла
Задание 2 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца
XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
Тема 3.7. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации
Практическая работа № 4

Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации
Учебная цель: формирование умений изучать письменные источники; умение пользоваться учебной литературой, извлекать из неё новые знания, использовать ранее полученные знания
Учебные задачи: научиться анализировать письменные источники; научиться работать с учебной литературой.
Предметные результаты: сформированность умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Становление западноевропейской средневековой цивилизации»
2. Ответить на вопросы
3. Выполнить проверочную работу по теме

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Варианты проверочной работы
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

В раннее Средневековье в большей части Европы климат был влажным и теплым. Позднее, в результате постепенного похолодания, он стал менее благоприятным для земледелия. Прокормиться на прежних посевных площадях было уже невозможно. Земледельцы вынуждены были распахивать пустоши, выкорчевывать лес, осушать болота. Процесс введения в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей получил название внутренней колонизации. Благодаря успехам в развитии земледелия ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства.
Города раннего Средневековья, число которых было незначительным, являлись прежде всего резиденциями церковных и светских феодалов. В Х1-ХУ вв. благодаря отделению ремесла от сельского хозяйства и развитию торговли количество городов выросло.
В X—XIII вв. многие города освободились от власти сеньоров. Некоторые из них выкупали свою свободу за деньги, другие добивались этого в ожесточенной вооруженной борьбе. В своем стремлении освободиться от власти сеньора горожане опирались на королевскую власть. Давая монарху деньги, помогая ему в борьбе с непокорными вассалами, они рассчитывали получить от него грамоту, дающую городу права самоуправления. Обретя такую грамоту, горожане подчинялись и платили налоги только королю своей страны. Их город становился «вольным».
Жители вольных городов были лично свободны. Они ценили свое время, с почтением относились к своему труду и труду других людей. Прожив в городе один год и один день, подневольный человек становился свободным. Главную роль в жизни города играли ремесленники и торговцы, объединенные в цехи и гильдии. Цех представлял собой союз ремесленников одной специальности и защищал их интересы. В гильдию входили купцы, торговавшие одинаковым товаром или осуществлявшие торговые операции с какими-либо определенными городами. Члены цехов и гильдий, горожане — владельцы земли и домов были полноправными гражданами — бюргерами, или буржуа.
Успехи в развитии земледелия и ремесла, рост городов и увеличение численности населения, непосредственно не занятого в производстве (солдаты, чиновники, духовенство и т.п.), увеличение доли налогов, выплачиваемых в звонкой монете, вели к росту торговли.
Возможная утрата денег во время путешествий заставила купцов придумать средство обезопасить свои доходы. Новая система работала следующим образом. Купец, отправлявшийся, например, из Парижа во Флоренцию, выплачивал агенту своих флорентийских партнеров некоторую сумму. Взамен он получал скрепленную печатью специальную бумагу — вексель. В ней было указана сумма сделки. Достигнув Флоренции, купец получал указанные в бумаге деньги (за вычетом процента за оказанную услугу). Так возникло банковское дело. К концу Средневековья его важнейшими центрами стали Лондон, Париж, Женева, а также Венеция и другие города Северной Италии.
Внутренняя колонизация, развитие ремесла и торговли, рост числа городов, превращение горожан во влиятельную экономическую и политическую силу не могли не сказаться на внутриполитическом развитии Европы. Начиная с XIII в. набирал силу процесс укрепления королевской власти и создания национальных государств.
Укрепив свои политические позиции, королевская власть могла не считаться теперь с интересами прежних союзников — городов и церкви. Права городов ограничивались, а земли церкви были обложены налогами. На повестку дня встал вопрос о создании сильных централизованных монархий, объединяющих людей не на основе феодальной иерархии, а по принципу прямого подчинения подданных власти короны.
В процессе формирования централизованных государств по-новому встал вопрос о взаимоотношениях папства и светской власти.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Почему произошло отделение ремесла от сельского хозяйства?
2. Охарактеризуйте средневековый город.
3. Как развивались торговля и банковское дело в средние века?
4. Охарактеризуйте процесс укрепления королевской власти?
5. Каковы причины создания централизованных государств?

Задания для практического занятия

Проверочная работа по теме «Расцвет Западноевропейской средневековой цивилизации»
Вариант 1
1. Докажите на примерах, что средневековое общество возникло под воздействием двух факторов – античного и варварского. Какую роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов?
2. Охарактеризуйте специфику вассально-ленных отношений в Западной Европе.
3. Какие аспекты демографической политики обусловили «откат» Европы к варварству?
4. В чем проявились особенности феодальной иерархии в средние века?
5. Что явилось причиной коммунальных революций средневековья.
6. В чем, по вашему, проявилось различие между теологией и философией в мировоззрении человека эпохи средних веков?
7. Что в указанном источнике истинно, а что является вымыслом? Учтите, что с точки зрения средневекового человека является все, указанное в книгах, являлось чистой правдой и не подвергалось сомнению. Какую черту средневекового сознания характеризует этот фрагмент? Ответ аргументируйте.
«Жил крестьянин по имени Анри, и настала ему пора умирать, и увидел перед собой раскаленный камень, висящий в воздухе. Страдая от обжигающего жара, вскричал он страшным голосом «Как нестерпим жар!» Послали за священником, он исповедовал умершего, но страдания Анри не утихли. Тогда священник спросил «Вспомни, не обидел ли ты кого с помощью этого камня?» Вернувшись мысленно в прошлое, крестьянин сказал: «Вспомнил, я передвинул этот камень за межу, чтобы расширить свое поле»
(Ц.Гейстербахский. Диалог о чудесах)

Вариант 2
1. В чем проявилось своеобразие рождения средневековой цивилизации? Почему её считают цивилизацией преемственного типа?
2. Представления средневекового человека об устройстве общества отличались особым антропологизмом. Французские мыслители Герард Камбрийский и Адальберон Ланский ассоциировали его с частями человеческого тела: устройство общества - душа и грудь, руки и ноги. Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте.
3. Какие аспекты обусловили «аграризацию» Европы от цивилизации к варварству?
4. Какую роль в становлении средневековой демократии сыграла католическая церковь?
5. Что явилось итогом коммунальных революций средневековья.
6. Почему города называли «инородным» телом средневековой цивилизации?
7. «..Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере физического страха человека перед постоянной угрозой, исходившей от окружающего мира. Во сне и наяву, не только в поле, лесу, но и в родном селении и собственном доме – он не чувствовал себя в безопасности – повсюду динамичный мир духов, леших, чертей … дышал, двигался, витал, подсматривал, подстерегал, строил козни, западни, заманивал, соблазнял, колдовал, вредил, умерщвлял…» Какую черту средневекового сознания характеризует этот фрагмент?. Ответ аргументируйте.

Вариант 3
1. Определите основные периоды истории формирования средневековой цивилизации. Какие события стали гранью перехода от эпохи древних цивилизаций к средневековью?
2. «Множественность вассально ленных отношений была всячески неудобной. В кризисные моменты вопрос выбора вставал настолько остро, что общество не могло искать ответа как в теории, так и на практике. Если сеньоры вступили между собой в войну, то на чьей стороне должен быть добропорядочный вассал» (М.Бланк). Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте
3. Укажите и раскройте не менее трех позитивных тенденций формирования средневековой цивилизации.
4. Какую роль в становлении средневековой демократии сыграла борьба городов с сеньорами?
5. Объясните, каким образом корпоративная замкнутость сословий обеспечивала охранительную функцию низшим слоям общества.
6. За счет чего город-коммуна обеспечивал личную свободу простолюдину? Какой тип личности формировался в средневековых городах?
7. «..Поистине не было места и момента в жизни человека, когда он чувствовал себя в безопасности… Феодальная анархия, беззаконие, право сильного создавали для каждого, кто был лишен замка и военного сопровождения, постоянную угрозу стать объектом притеснений, террора, насильственной смерти» Какую черту средневекового сознания характеризует этот фрагмент?. Ответ аргументируйте.
Вариант 4
1. Охарактеризуйте исторические условия рождения западноевропейской цивилизации.
2. «Множественность вассально ленных отношений была всячески неудобной. Выбор варианта поведения откровенно и простодушно обнаруживал те мотивы, по которым продавалась преданность – больше всего почитать нужно того господина, чей дар был более щедрым» (М.Бланк). Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте
3. Укажите и раскройте не менее трех негативных тенденций формирования средневековой цивилизации.
4. В чем проявилось несовершенство средневековой демократии?
5. Объясните, каким образом корпоративная замкнутость сословий обеспечивала охранительную функцию низшим слоям общества.
6. За счет чего города придали неповторимое своеобразие средневековой цивилизации?
7. «..эти люди постоянно напряжены, предельно чутки, и в полном одиночестве им слышатся «голоса», среди бела дня к ним являются «видения», их одолевают невероятные образы полулюдей-полуживотных, полуптиц-полурыб…» Какую черту средневекового сознания характеризует этот фрагмент?. Ответ аргументируйте.

Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания проверочной работы
4. Запишите в тетради название практической работы
5. Выберите задания из Вашего варианта, обращая внимание на количество возможных баллов.
6. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 2 балла
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Задание 5 – 1 балл
Задание 6 – 1 балл
Задание 7 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
4. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
Тема 4.3. Восточные славяне VII-VIII вв.
Практическая работа № 5

Категория: История, обществознание | Добавил: Лариса6717
Просмотров: 825 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА