Понедельник, 03:29 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Развитие творческой интеллигенция Чувашии в период с 1964 – 1985 гг.
12.05.2019, 15:41

Развитие творческой интеллигенция Чувашии в период с 1964 – 1985 гг.

Всестороннее изучение профессиональной и общественной деятельности творческой интеллигенции в России, постижение её роли в развитии культуры довольно трудно без исчерпывающей разработки этой темы по отдельным регионам и историческим периодам, так как каждый регион или национальная республика имеет свою специфику, условия и пути обучения, подготовки интеллигенции, наиболее ярко и оригинально выражающей национальный менталитет народа. История национальной интеллигенции советского периода на каждом своём этапе развития имела свои особенности, которые на данный момент недостаточно исследованы или требуют подходов и оценок с позиций современной исторической науки. Это также относится к истории изучения профессиональной и общественной деятельности интеллигенции Чувашии в период с                     1965 – 1985 гг. В настоящее время отсутствуют комплексные работы, посвящённые деятельности творческой интеллигенции Чувашской АССР за указанные хронологические рамки. 

Достижения работников культурного фронта республики к началу 1960-х гг.

Быстрое развитие индустрии, связанная с ней урбанизация, отток сельской молодёжи в города, в первую очередь в Чебоксары, участие в освоение целинных земель, сибирских новостройках – все эти события в разной мере сказались на развитии чувашской литературы и искусства в период с 1953 – 1964 г. В это время происходит рост сети культурного обслуживания, расширяются возможности для знакомства с новинками литературы, кинематографии.

Новая действительность давала значительный материал для людей творческого труда, в первую очередь писателей и художников. В Чувашии продолжали функционировать Союз писателей Чувашии (1934 г.), Союз художников Чувашии (1935 г.), Союз композиторов Чувашии (1940 г.). Они проводили свои съезды и конференции, на которых проводили анализ достижений и проблем в своей сфере. 

Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. появляются романы, авторы которых, обращаясь к историческим событиям, поднимали глубинные пласты бытия народа. Это «Чёрный хлеб» Н. Ф. Ильбека, «Век прожить – не поле перейти» (вторая и третья книги) Н. Ф. Мраньки, «Свияга впадает в Волгу» (первая книга) К. С. Турхана. В этих произведениях показаны трагические судьбы чувашских крестьян, их традиции и обычаи. Также в этот период были изданы сборники стихов и поэм П. П. Хузангая на чувашском и русском языках.

В 1950-е гг. идёт активное развитие контактов чувашских писателей с коллегами из других стран, республик, областей. В Чувашии были организованы недели и вечера украинской (1957), татарской (1959), удмуртской (1963) литератур [34, с. 119]. В свою очередь, вечера чувашской литературы проходили в других республиках.

Большое место в творчестве чувашских писателей занимало отображение деятельности народа и описание героических свершений в годы войны. Это произведения П. Хузангая – «Родина», Я. Ухсая – «Перевал», Л. Агакова «Золотая цепочка», «Солдатская душа»,

В 1950 – 1960-е гг. в музыкальной жизни республики особенно популярным оставался песенный жанр. Ведущее место в нём занимало творчество Г. Я. Хирбю, Г. С. Лебедева, Ф. М. Лукина.

Осваивались крупные симфонические жанры: увертюры, поэмы, сюиты, симфонии.

Среди архитекторов Чувашии этого периода особенно плодотворно работал Ф. С. Сергеев. По проектам Ф. С. Сергеева в этот период возводится несколько зданий, определивших архитектурный облик центральной части столицы республики. В 1956 г. на площади Советов (ныне площадь Республики) были возведены пристрои, где располагались различные административные учреждения. В 1959 г. в Чебоксарах по его проекту построено здание филармонии, в декоративном оформлении которого удачно использованы национальные мотивы.

В целом, можно отметить, что период с 1953 – 1964 г. был достаточно продуктивным для Чувашской литературы и искусства. В литературе активно развивалась художественная проза, оживилось сатирическое направление. В музыкальной жизни с 1959 г. начинается качественно новое развитие музыкально-сценических жанров. Театры Чувашии продолжают вести активную работу с сельским населением, в следствии чего происходит приобщение простого населения к прекрасному миру искусства.

 

1.2 Влияние политики «застоя» на развитие творческой интеллигенции

В 70-е г. наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», которая не признаётся государством. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление со стороны партии, которая решала, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Перед деятелями культуры в очередной раз ставились хорошо известные задачи: создание ярких произведений о В. И. Ленине, о партии, о Родине. Долг деятелей культуры виделся в отражении успехов страны в коммунистическом строительстве. Художников, писателей, поэтов, музыкантов, театральных деятелей призывали быть ближе к народу. Все эти задачи выполнялись и в отдельных регионах страны. Перед деятелями литературы и искусства в очередной раз ставились хорошо известные задачи: создание ярких произведений о вожде, о партии и Родине, о современном герое – строителе коммунизма и борце за мир. Эти указания в достаточной мере ограничивали свободу творчества деятелей искусства, хотя следует отметить, что и в этих условиях создавалось много интересных произведений. В частности, в литературе чувашских писателей продолжали привлекать события истории, сыгравшие большую роль в жизни народа. Например, была завершена публикация многотомного романа Н. Ф. Мраньки «Жизнь прожить – не поле перейти», одного из лучших произведений чувашской письменной словесности, в котором судьбы героев тесно переплетены с историко-революционными событиями. В 1973 – 1981 гг. увидела свет трилогия П. Н. Осипова о семье Эльгеевых, повествующая о судьбе чувашской интеллигенции на фоне событий начала XX века. Критики отмечали некоторую растянутость и рыхлость этих произведений, но в целом они заслуженно стали книгами, нашедшими признания у широкого круга читателей.

Театральные коллективы республики решали традиционные, в определённой мере противоречивые задачи, которые были характерны практически для всей страны. В репертуарной политике приходилось следовать идеологическим требованиям и ставить больше спектаклей о современности, о буднях строителей нового общества, об отражении классового противостояния, о революционном прошлом и т. д. Другим важным направлением работы было ознакомление зрителей с мировой и русской классикой, произведениями чувашских писателей, а также представителей литератур других народов страны.

В изобразительном искусстве развивали все его виды, в первую очередь живопись. Серьёзных успехов добивались художники республики в создании тематических картин. Многие мастера «откликались» на призывы партии, писали картины о рабочих, крестьянах, людях творческих профессий, как бы «иллюстрируя» идеологические установки, недостаточно глубоко раскрывая внутренний мир людей.  

Из всего сказанного следует вывод о том, что несмотря на проводимую государственную политику в отношении литературы и искусства, в Чувашии не переставались создаваться настоящие произведения искусства. Да, к сожалению из-за возросшего влияния цензурного пресса некоторые из них так и не дошли до читателя или зрителя. Но всё же, нельзя отрицать и того, что именно в этот период были созданы произведения, которые получили широкое распространение не только в Чувашии, но и в других регионах страны.

 

Профессиональная деятельность творческой интеллигенции в эпоху «застоя».

Деятельность писателей и поэтов.  

С середины 1960-х гг. заметно возросла творческая активность чувашских писателей, упрочились их связи с жизнью народа. Руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС 1971 г., в прозе, поэзии и драматургии созданы значительные произведения, отображавшие историко-революционное прошлое чувашского народа, самоотверженный труд рабочего класса, тружеников колхозной деревни и народной интеллигенции. Поднимая идейно-воспитательную роль литературы, усилилось её художественное, эстетическое воздействие на умы и сердца читателей.

Большую популярность среди читателей произвели следующие прозаические произведения: В. Паймен «Мост» (роман, 1972). Многоплановое произведение, всесторонне и убедительно показывающее события периода Великой Октябрьской революции и гражданской войны в чувашском крае. За это произведение В. Паймену присуждена Государственная премия Чувашской АССР имени К. Иванова.  П. Осипов «Эльгеевы» (роман, 1973). В этом романе художественно правдиво воссозданы события 1917г. И периода гражданской войны, показывается борьба чувашских коммунистов за установление и укрепление Советской власти на местах. Г. Краснов «Молодость бывает однажды» (роман, 1972). Художественными средствами автор показал, как руками молодых строителей был выстроен новый город на древней чувашской земле.

Одно из ведущих мест в чувашской литературе занимает военно-патриотическая тема. Среди произведений на эту тему заметно выделяется повесть «Всегда солдаты» Л. Агакова, роман Д. Кибека «На чужбине», книга рассказов «Война и победа» Н. Ильбека и др.

В 1973 г. В Москве вышла книга избранных произведений Я. Ухсая, которая получила высшую оценку не только в Чувашии, но и за её пределами. Хорошим поэтическим подарком для читателей явилась книга стихов народного поэта Чувашии А. Алги «Солнечное утро», изданная в 1973 г. В Москве. В ней воспевается край родимый, трудовые подвиги земляков. 

Также в этот период ещё более расширились и укрепились связи чувашской литературы с литературами народов нашей страны. Центральные издания за это время выпустили более 20 книг чувашских писателей. Стихи и рассказы чувашских писателей опубликовали также литературные журналы на болгарском, украинском, белорусском, татарском, башкирском и удмуртском языках.

Повышению активности писателей способствовали и многие творческие мероприятия, проведённые Союзом писателей.

В течении 1975 г. и 7 месяцев 1976 г. Союз писателей ЧАССР провёл более 800 литературных вечеров и встреч, конференций и выставок отдельных литераторов, из них 60 % в колхозах и совхозах республики. Традиционными стали ежегодные праздники поэзии «Поэтическая весна», «Поэтическая осень». Появляются дни литературы (5-7 дней) в районах республики. Они проводятся под девизом «Писатель и время», «Писатель и читатель»   .

Заметно повысилась творческая и общественная активность многих художников слова. Наилучшее из того, что создано ими, находит достойное признание у народа. Так, старейший чувашский писатель Кузьма Турхан за историческую трилогию «Свияга впадает в Волгу» в 1976 году удостоен звания лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К. Иванова. 

Образцами высокой парийной публицистики явились книги Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», за которые ему присуждена Ленинская премия. 

Резюмируя, можно сказать, что в период с 1964 – 1985 гг. активно работали и получили большую популярность у читателей В. Паймен,              П. Осипов, Г. Краснов, В. Садай и многие другие. К числу наиболее популярных произведений чувашских писателей и поэтов можно отнести романы В. Садая «Вместе с отцами поседели», Тихона Петеркки «Мальчик из чувашского села», сборник стихов А. Афанасьева «Крылатая молодость», поэтические сборники Педера Хузангая «Здравствуй, солнце». Среди журнальных и газетных публикаций хочется назвать стихи Якова Ухсая, Юрия Айдаша, Аркадия Лукина. 

Творческая активность писателей, поэтов и журналистов республики заметно возростает, их связь с жизнью народа заметно улучшается.

 

 

 

Театральная жизнь и киноискусство

В 1964 г. в театрах республики начинается новый сезон. Первым его открывает коллектив Чувашского музыкально-драматического театра им. К. В. Иванова, оперой Б. Мокроусова «Чапай»

В новый сезон театры республики вступили обогащённые опытом более чем годовой работы по программе, сформулированной в исторических решениях июньского Пленума ЦК КПСС. Творческие работники театров республики немало сделали для повышения идейного уровня и художественного мастерства, усиления эмоционального воздействия на зрителя и слушателя. Богаче и разнообразней стал репертуар театров, ближе к жизни, к задачам строительства коммунизма и коммунистического воспитания стала вся их творческая деятельность.

Сезон 1969-1970 гг. был знаменателен для всех театральных коллективов Чувашии: каждый из пяти театров республики считал своим гражданским долгом достойно отметить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина и 50-летие Чувашской АССР.

В репертуаре появились пьесы, воскресавшие исторические моменты в жизни народа и государства: «Хумсемçыранаçапаççȇ» (Волны бьют берег) Н. Терентьева и «Игла и штык» А. Галиева – в Чувашском академическом театре, «Именем Революции» М. Шатрова – в Русском театре, «Комсорг полка» И. Куприянова и «Алим» А. Калгана – в Театре юного зрителя.

26 июня 1970 г. на сцене Чувашского музыкального театра состоялась премьера балета Ф. Васильева «Сарпиге» на либретто Е. Никитина – зародилось чувашское национальное балетное искусство.

Активно обслуживают театры сельское население, по успешной практике прошлых лет, – выездными и гастрольными спектаклями. Передовые колхозы республики всё чаще организовывают коллективные посещения спектаклей, поездки на спектакли в город практикуют как поощрение лучшим людям артелей. Характерную в этом отношении картину передаёт, например, маленькая информация о жизни современной деревни, опубликованная в газете «Советская Чувашия» от 5 ноября 1970 г.: «Сельчане колхоза имени Кирова Канашского района нередко ездят в столицу на экскурсии и концерты. Увлекательную поездку организовали недавно правление и профсоюзная организация. Около 150 передовиков производства – механизаторы, животноводы и полеводы – побывали в Чувашском драматическом театре имени К. В. Иванова. Они смотрели спектакль «Пчёлка золотая» [35, с. 103]. Таких примеров – множество.

На конец 1970 г. число киноустановок достигает до 1174 [4, л. 17]. Органы кинофикации и кинопроката стремятся принимать участие во всех проявлениях государственной и общественной жизни. В киносети республики регулярно проводятся тематические показы, недели, фестивали, посвящённые важным событиям в стране. Начиная с 1 января 1969 г. по всей республике в кинотеатрах и на киноустановках прошли тематические показы фильмов под девизом: «Долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново» и «Идеи Ленина живут и побеждают».

Таким образом, оценивая состояние театральной жизни и киноискусства в период с 1964 – 1985 гг., хочется отметить, что каждый из пяти театров республики сделал большой шаг в своём развитии. Многие артисты и режиссёры были удостоены почётного звания. Высокое признание деятельности старейших театральных коллективов – Чувашского академического и Русского драматического – выразилось в награждении их Юбилейными Почётными грамотами. Все театральные коллективы Чувашии продолжают обслуживать сельское население, улучшается репертуар театров, проводится активная работа с творческой молодёжью.

 

 

 

Категория: История, обществознание | Добавил: Администратор
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА