Вторник, 11:50 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Рабство в эпоху Поздней Республики
[ Скачать с сервера (57.5Kb) ] 25.11.2013, 13:42
Рабство в эпоху Поздней республики.
Цель:
1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
2. Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.
3. Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Учебное оборудование:
ПК, интерактивная доска, презентации.

Ход урока
I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земельные реформы братьев Гракхов». Решение кроссворда. Взаимопроверка.



Вопросы:
Для ключевого слова: как называются войны, которые ведутся гражданами одного государства.
1. Карфагенский полководец, победитель римлян при Каннах.
2. Должность Тиберия Гракха.
3. Кем был убит Гай Гракх.
4. Кто обрабатывал землю во время войн.
5. В пользу кого была проведена судебная реформа Гая Гракха.
6. Имя одного из братьев Гракхов.
7. Имя матери Гракхов.
8. Имя римского полководца, получившего почетное звание «Африканский».
9. В пользу кого хотел провести земельную реформу Тиберий Гракх.
10. Имя одного из братьев Гракхов.
11. Противники земельной реформы Тиберия Гракха.

III. Изучение новой темы
В Риме во времена Поздней республики стал широко использоваться труд рабов.
1) Работа с учебником. Заполнение схемы «Источники рабства».
2) Рассказ учителя о положении рабов.
Дополнительные факты: В каждом имении трудилось по 15-20 рабов. Землевладелец обычно жил в Риме, лишь изредка объезжал свои владения, чтобы проверить, как ведется хозяйство. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб – управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари.
3) Работа с документами (Автор: государственный деятель, оратор и историк Марк Порций Катон (234-149 гг до н.э.), трактат «О земледелии») Найти ключевые слова, и определить какие обязанности относятся к землевладельцу, а какие к управляющему.
… ОН ДОЛЖЕН ОСМОТРЕТЬ СКОТ; УСТРОИТЬ РАСПРОДАЖУ: ПРОДАТЬ МАСЛО, ЕСЛИ ОНО В ЦЕНЕ; ВИНО, ЛИШНИЙ ХЛЕБ ПРОДАТЬ, СОСТАРИВШИХСЯ ВОЛОВ, ПОРЧЕНУЮ СКОТИНУ, ПОРЧЕНЫХ ОВЕЦ, ШЕРТЬ, ШКУРЫ, СТАРУЮ ПОВОЗКУ, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЛОМ, ДРЯХЛОГО РАБА, ПРОДАТЬ ВООБЩЕ ВСЕ ЛИШНЕЕ…ЛЮБО ПРОДАВАТЬ, А НЕ ПОКУПАТЬ. (землевладелец)
ВОТ ОБЯЗАННОСТИ… ОН ДОЛЖЕН ЗАВЕСТИ ХОРОШИЙ ПОРЯДОК, СОБЛЮДАТЬ ПРАЗДНИКИ; ЧУЖОГО В РУКИ НЕ БРАТЬ; СВОЕ ОХРАНЯТЬ ТЩАТЕЛЬНО. ОН РАЗБИРАЕТ СПОРЫ РАБОВ; ЕСЛИ КТО В ЧЕМ ПРОВИНИЛСЯ, ОН ХОРОШЕНЬКО НАКАЗЫВАЕТ ВИНОВНОГО, СМОТРЯ ПО ПРОСТУПКУ. (управляющий)

…НЕ ДОЛЖЕН СЛОНЯТЬСЯ БЕЗ ДЕЛА; ОН ВСЕГДА ТРЕЗВ И НИКУДА НЕ ХОДИТ НА ОБЕД. РАБЫ У НЕГО В РАБОТЕ; ОН СЛЕДИТ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ УДАЛОСЬ ТО, ЧТО ПРИКАЗАЛ… (управляющий)
КОГДА ОН УВИДЕЛ, КАК ПОМЕСТЬЕ ОБРАБОТАНО, КАКИЕ РАБОТЫ СДЕЛАНЫ И КАКИЕ НЕ СДЕЛАНЫ, ОН ДОЛЖЕН НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОЗВАТЬ… И СПРОСИТЬ, ЧТО ИЗ РАБОТ СДЕЛАНО, ЧТО ОСТАЕТСЯ; ВЫПОЛНЕНЫ ЛИ РАБОТЫ ДОСТАТОЧНО СВОЕВРЕМЕННО, МОЖЕТ ЛИ ОН ВЫПОЛНИТЬ ОСТАЛЬНЫЕ, А ТАКЖЕ СКОЛЬКО ПОЛУЧЕНО ВИНА, ХЛЕБА И ВСЕГО ПРОЧЕГО. КОГДА ОН ЭТО УЗНАЕТ, ЕМУ СЛЕДУЕТ ЗАНЯТЬСЯ РАСЧЕТОМ УРОКОВ И ДНЕЙ… (землевладелец)
4) Беседа с учащимися по презентациям «Занятия рабов». Сопровождается чтением материалов учебника.
5) Рабство в Риме приобретало грандиозные размеры и сопровождалось ухудшением положения рабов. Рабы часто восставали против своих хозяев. Самым крупным восстанием стало восстание Спартака. Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на восстание?
6) Рассказ учащегося о Спартаке.
Спартак
Спартак родился во Фракии, в Родопских горах. Он сражался против римлян, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть.
Затем он так отличился в войне против Митридата и его союзников, что был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду – гражданский венок.
Но когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян.
Раненный, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором.
Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.
7) Слушание звуковой презентации «Восстание Спартака – причины, ход и причины поражения»
8) Беседа по прослушанному материалу.
- Назовите причины восстания?
Причины восстания:
1. Жуткое положение рабов.
2. Гражданская война.
- Назовите причины поражения?
Причины поражения:
1. Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
2. У Спартака не было четкого плана действий.
3. Восставших обманули пираты.
Дополнительные факты для выяснения учащимися причин поражения восставших
«Спартак имел большую армию, состоявшую из галлов, германцев, фракийцев, греков, говоривших на разных языках и не приученных к дисциплине. Из них необходимо было создать боеспособную армию. Спартак приказал ковать оружие, гладиаторы обучали остальных рабов военному искусству. Когда рабы захватили табуны лошадей, удалось создать и конницу»
«Спартак двигался к Альпам. Одержал несколько побед над консульскими войсками. Путь для свободы рабов через Альпы был открыт. Неожиданно Спартак изменил планы и повернул на юг»
«Красс приказал в самой узкой части оконечности полуострова вырыть ров от моря и до моря, заполнить его водой, возвести стену из бревен и земли. Спартанцы были в ловушке. Но в проливе Спартак увидел пиратов. За золото они готовы были предоставить суда для переправки на Сицилию, …но взяв плату, уплыли прочь»

IV. Закрепление изученного на уроке
1) Работа с восстановлением документа. Работа по презентации.
2) Работа с рабочей тетрадью. Задания № 69,70
Ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги.»
3) Ученый Колумелла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счетной записи.»
- Чем можно объяснить подобное отношение рабов к труду?

V. Итог урока.
Сегодня вы узнали о жизни рабов в Риме, объясните в чем рабство противоречит основным правам человека на жизнь, свободу и собственность?
VI. Домашнее задание.
Составить рассказ от имени гладиатора, учавствовавшего в восстании Спартака
Категория: История, обществознание | Добавил: КЛИОПАТРА
Просмотров: 1035 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА