Воскресенье, 15:10 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Особенности преподавания истории на современном этапе. Из опыта работы
[ Скачать с сервера (11.3Kb) ] 01.01.2014, 20:39
Особенности преподавания истории на современном этапе. Из опыта работы.
Новые Стандарты школьного образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, мышления, но и овладение элементарными методами познания, умение работать с различными источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Один из путей решения этих проблем обучение началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками
интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения
учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных
программ общего образования и достижения соответствующих образовательных
стандартов.

Актуальной задачей педагогики на сегодняшний день является формирование ключевых
компетенций
• Ценностно-смысловая компетенция.
• Общекультурная компетенция.
• Учебно-познавательная компетенция.
• Информационная компетенция.
• Коммуникативная компетенция.
• Социально-трудовая компетенция.
• Компетенция личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на наш взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для
работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного
самосовершенствования).

Свою педагогическую деятельность в данном направлении я строю по следующей
модели:
исторический материал, как правило, разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются сюжетное изложение захватывающего события и объяснение менее интересного.
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и
способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества
преподавания истории. В ряду основных факторов, способствующих
повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами в далёком прошлом. По существу интегрированным предметом является у нас обществознание. Но этого недостаточно. В истории научного естествознания несколько столетий продолжался период дифференциации наук, при котором предметы научных исследований были строго разграничены. Ограниченность предметов познания позволяла каждой науке исследовать их детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая взаимовлияния тел, процессов и явлений природы, объективно существующего между телами и явлениями природы. Эта разобщенность создавала определенные барьеры, разъединяющие науки о природе, порождала необходимость сближения научных знаний о природе.

И вот с учителями нашей школы мы решили объединить усилия по формированию ключевых компетенций учащихся через исследовательскую деятельность. Вот некоторые
результаты нашей деятельности. Работая с детьми, мы стремимся сформировать в их сознании научную картину мира. Однако, опыт убеждает нас, что эта картина может остаться мозаичной, лишенной целостности, если учителя разных дисциплин не объединят
свои усилия.
В природе нет деления на «физику» «химию» «биологию», эти отрасли науки появились для того чтобы человеку было удобнее изучать природу, (ну и соответственно в школе, чтобы было удобнее преподавать) И, значит. в сознании ребенка должно появиться представление об общности всех законов природы, их универсальном характере. Есть предметы, интеграция которых абсолютно очевидна (химия-биология, мат-физика, география- химия-биология, обж –химия), сам материал предмета подводит учителя к необходимости выхода за узкие рамки одного предмета.

Однако мы хотим рассказать об опыте интеграции таких предметов, как история-химия-обществознание. Это интегрирование дает широкие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, причем результаты этого исследования становятся объектом изучения непосредственно на уроке, что особенно важно в условиях общеобразовательной средней школы. Не пытаясь отождествлять законы природы и законы развития общества, не делая механического переноса ….., мы стремимся показать детям, что
многие процессы и в обществе и в природе протекают сходным образом, развиваются
в соответствии с единой логикой.
Увидеть сходство процессов, провести параллели можно только
обладая определенным запасом фактических знаний, владея понятийным аппаратом.
В нашей школе химия преподается на базовом уровне, т.е. 1 час в неделю в 10-11 классах. Понятно, что говорить о глубоком изучении науки нельзя. Опять же, у учащихся социально -гуманитарного профиля мотивация к изучению естественнонаучных дисциплин невысока.

Изучение частного - химической реакции, позволило учащимся сделать шаг к более общим закономерностям, мы предложили учащимся в качестве гипотезы следующую идею: человек-часть природы, работа его организма протекает в соответствии в ее законами, общество состоит из отдельных индивидуумов, поэтому законы общественной жизни могут соотноситься с законами природы. В процессе подготовки к уроку учащимся было дано
задание: построить Модель идеального правового государства, основываясь на универсальном характере законов природы.

Одним из направлений деятельности учащихся был поиск
параллелей между протеканием химических и общественных процессов.

химия
обществознание

условия возникновения

предпосылки
социальных потрясений (на примере 90-х
г. ХХ в.)

2)механизм (т.е. путь) по которому протекает реакция.

2)охарактеризовать стадии развития ситуации в стране

3)способы управления процессом
(изменение скорости, остановка) роль «сторонних» сил- катализаторов и ингибиторов. 3)пути выхода из кризиса

Для того, чтобы химическая реакция произошла, необходим ряд условий: соприкосновение веществ, и достаточное количество энергии для начала реакции. В данном случае реакция протекает под воздействием света. Он провоцирует образование разрушение молекулы и
образование свободных радикалов - активных частиц с непарными электронами.,
которые начинают разрушать другие молекулы, каждая предыдущая стадия рождает
новый радикал для продолжения процесса. Такой механизм реакции называется
цепным. Цепная реакция может протекать по - разному – спокойно или при других
условиях-со взрывом. Пока взрыв не произошел, скорость реакции можно изменить,
введя например ингибитор процесса - какое- либо вещество, которое так же
содержит активные непарные электроны.
В ходе выполнения работы учащиеся смогли, не отождествляя законы природы и законы развития общества, не делая механического переноса, доказать, что многие процессы и в обществе и в природе протекают сходным образом, развиваются в соответствии с единой логикой.
Это лишь один из многих примеров интеграции субъектов образовательного процесса, способствующий формированию ключевых компетенций. Подобные формы работы учителей играют важную роль в повышении качества знаний учащихся
Категория: История, обществознание | Добавил: Миг25
Просмотров: 857 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА