Вторник, 14:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Методическая разработка урока истории в 8 классе Русско-турецкая война 1877-1878гг
10.10.2013, 21:24
Урок « Русско-турецкая война 1877-1878гг».
Цели урока:
Образовательные: Сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход, проанализировать итоги;
Развивающие: Развивать навыки работы с картой, умение работать с историческими источниками, умение ставить и разрешать проблемы;
Воспитательные: На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за родину;
Показать бесчеловечность и бессмысленность войн.
План урока:
1. Причины русско-турецкой войны.
2. Силы и планы воюющих сторон.
3. Ход военных действий.
4. Сн-Стефанский мирный договор.
5. Итоги Берлинского конгресса.
6. Война глазами художника.
Основные понятия и даты:
12апреля 1877г.- обьявление Россией войны Турции; 28ноября 1877г.- взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля /3 марта/ 1878г. – подписания Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь-июль 1878г. – Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.
Балканский кризис; национально – освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.
Оборудование урока:
Настенная карта Русско-турецкая война 1877-1878гг., мультимедийный проектор,
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России.XIX век.- М., 2006.

Ход урока.

1. Беседа учителя по вопросам:
1.Назовите направления внешней политики АлександраII.
2.Какое событие во внешней политике можно назвать «триумфом российской дипломатии»?
3.Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?
4.Вспомните в чем суть Восточного вопроса?
5.Каково было положение народов Балканского полуострова?
6.В чем заключалась традиционная роль России на Балканском пол-ове?
Рассказ учителя с элементами беседы.
2. Тема нашего урока « Русско-турецкая война 1877-1878гг». Весной в 1875г.В Боснии и Герцоговине вспыхнули волнения, которые охватили вскоре все провинции Осанской империи .Эти волнения жестоко подавлялись турками. В 1876г. Волнения начались в Болгарии. Сербия и Черногория пришли на помощь болгарам. Они обьявили Турции войну. Турция жестоко подавила это сопротивление. В России общественность была возмущена политикой Османской империи. Ширилось движение в защиту южнославянских народов. В сербскую армию отправлялись тысячи добровольцев. Одной из таких была баронесса Юлия Вревская - одна из многих сестер милосердия, погибших , исполняя свой долг. / слайд, сообщение ученика./
Поддержку восставшим оказывало все население России , особенно активны были славянофилы, возглавившие сбор пожертвований в пользу восставших На Балканы отправлялись солдаты , офицеры писатели врачи в их числе Н.В.Склифосовский, С.П, Боткин , писатель П.Г. Успенский, художники Поленов, Маковский.
Заявок было так много, что отправляли только людей у которых была какая-то военная подготовка. Шел сбор средств, для этого ученые выступали с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших - Менделеев, Мечников.
Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал М.Г. Черняев / слайд/
Вспомните в каких военных действиях он принимал участие?
Мы видим что разразился серьезный конфликт, который мог привести к войне.
Какими путями можно было разрешить эту ситуацию, чтобы она не переросла в войне?
Россия Австрия Германия потребовали уравнения христиан в правах с мусульманами. Было организовано несколько конференций, но Турция отклонила все предложения. Война была неизбежна .
Как вы думаете Александр II относился к этой войне? Выгодна была ли эта война России? Что касается общественности, то война была популярна среди народа, Именно общественность подталкивала царя к войне. Патриотические настроения царили в обществе.12го апреля Россия объявила Турции войну.
Готова ли Россия была к войне?
Давайте определим причины войны./слайд/
Какой характер носила эта война? Со стороны России? Со стороны Турции? Со стороны Балканских народов?
3.Силы воюющих сторон /слайд/
Таким образом соотношение сил складывалось в пользу России. Вы уже говорили о том что в России реформы военные не завершены , но положительные результаты уже были / слайд миноторпедное оружие/, Но многого еще не хватало и самое главное не хватало командных кадров. Главнокомандующим русской армией был назначен Великий князь Николай Николаевич Романов, о котором говорили как о «высочайшем идиоте», а когда к старости он сошел с ума , люди задавались вопросом как можно сойти с ума , если его не было. Военными действиями на Кавказе командовал еще один брат царя Михаил Николаевич, который бы тоже «совсем не орел.» В войне принял участие цесаревич Александр Александрович, совсем не знающий военного дела. Впервые на этой войне были допущены военные корреспонденты.
4.Ход военных действий. Объяснение учителя.
Обратимся к карте. Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианополю, т.е. в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла. Летом 1877г. Русская армия пройдя через территорию Румынии переправились через Дунай, вступили на территорию Болгарии, где начало формироваться народное ополчение во главе с генералом Столетовым Н.Г. Генерал Гурко освободил Тырново /столицу Болгарии/,7 (19) июля 1877 Шипкинский перевал был занят русскими, через который шла дорога на Стамбул. Это были успехи , но вскоре последовали неудачи. Князь Николай Николаевич как перешел через Дунай сразу потерял управление над войсками , командующие стали действовать самостоятельно. Планы рушились, Отряд генерала Криденера Н.П. вместо захвата Плевны захватил Никополь, в 40 км. от Плевны. Плевну захватили турки, создалась угроза окружения отряда Гурко. Русские войска предприняли три штурма Плевны, но неудачно. Военный министр Милютин отдал приказ перейти к планомерной осаде Плевны, это было поручено инженер генералу Э.Н. Тотлебену .Плевна пала в конце ноября 1877г. Это был перелом в ходе войны. Начиналась зима, но наше командование решило не прекращать военные действия . Это гористая местность и зимой очень трудно преодолевать перевалы. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, стр 179. Прочитаем документ на стр 183 из воспоминаний журналиста Немировича-Данченко.Что мы можем сказать героизме наших воинов?
Сообщение о генерале М. Д. Скобелеве. /Слайд/
В результате военных действий в январе 1878г.отряд Гурко овладел Адрианополем. Найдите на карте, а отряд Кобелева занял пригород Стамбула Сн-Стефано. Скобелев мог захватить и Стамбул, но ему строго запретил это делать император.
О событиях на каком фронте мы говорили? Где еще велись военные действия? Рассмотрите карту. Найдите текст в учебнике о событиях на этом фронте . стр. 180.
Эти успехи русской армии вынудили турецкого султана предложить АлександруII прекратить войну и начать переговоры о мире.19 февраля 1878 г. В день рождения Александра II в Сан-Стефано близ Константинополя был подписан мирный договор /слайд/
Рассмотрите условия договора. Какое значение он имел для России? Для балканских народов? Записать условия договоров в сравнительную таблицу рабочей тетради.
Западноевропейские державы выразили свое несогласие с этими условиями , как вы думаете почему ?
В июне 1878г. Состоялся конгресс в Берлине, где Россия была вынуждена подписать новые условия. Как вы можете их охарактеризовать?
Определите какое значение имела война для Южно-славянских народов и для России.?
Действительно победа в войне 1877-1878гг. явилась наиболее крупным военным успехом России во второй половине 19в. она продемонстрировала действенность военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире . Но мы недолжны забывать что война это всегда страдания народа , гибель людей бедствия . Вот как отнесся к войне художник Василий Верещагин /слайд/
Огромное поле, заполненное окоченевшими телами погибших воинов; гора человеческих черепов - ужас человеческой бойни
В лучших традициях русской прогрессивной культуры выполнены работы и современниками Верещагина, участниками русско-турецкой войны, художниками-реалистами В.Д.Поленовым, П.О. Ковалевским/ слайд/
В картине Поленова «Убитый солдат» художник развивает верещагинскую обличительную линию в раскрытии трагических событий войны./Слайд
В полотнах Ковалевского мы также видим что художник в первую очередь показывает не генералов в золоченых мундирах, а прежде всего солдат и реальность событий этого времени. Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в свои картины? Какова общая идея? Какова цена победы?
Как вы думаете, актуальна ли идея картин для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?
Ответы учащихся.
Вывод учителя.
сообщения учащихся : Памятники Русско-турецкой войны 1877-1878гг.
Категория: История, обществознание | Добавил: nira
Просмотров: 1996 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА