Вторник, 12:51 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Метод проекта в обучении истории
[ Скачать с сервера (252.5Kb) ] 26.02.2013, 00:48
[size=8]Введение – 1
1. Понятие метода проекта – 2
1.1 Цели и особенности проектного обучения - 3
1.2 Классификация проектов – 4
1.3 Этапы работы в проектной деятельности – 8
1.4 Роль учителя и ученика в проектной деятельности – 10
1.5 Система и критерии оценки проектных работ – 15
2.Метод проекта в преподавании истории - 17
Заключение – 22
Список литературы – 24
Приложения - 25
Введение

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.

Таким образом, целью и задачами данной работы являются:
• рассмотреть теоретические основы метода проектов;
• разработать рекомендации для применения метода проектов в преподавании истории;
• предложить дидактический материал для использования в обучении истории в общеобразовательной школе.

1. Понятие метода проекта

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути". [6]
Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Деятельность, которую они осуществляют в течении определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение определенной проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

1.1 Цели и особенности проектного обучения

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
• через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции», для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира.
1.2 Классификация проектов
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной.[7] Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.
Приведем примеры некоторых из них в качестве дополнения и некоторого разъяснения отдельных видов проектов и их характеристик.
Классификация учебных проектов по Коллингсу: [5]
• Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения.
• Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
• Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
• Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
И.С.Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся.[3] Данная классификация включает:
• Практико- ориентированный проект – направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
• Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
• Информационный проект – направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
• Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
• Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.
На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В педагогической практике, как правило, используются групповые
и персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане преимуществ.
Преимущества групповых проектов:
• У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
• Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;
• Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
• В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Преимущества персональных проектов:
• План работы может быть выстроен с максимальной точностью;
• У учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
• Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения замысла до итоговой рефлексии;
• Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.
Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. «Знаниевый», строится на традиционных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности - воспроизводящий. «Способностный» ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.

1.3 Этапы работы в проектной деятельности
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат [6] выделяет следующие:
№ № Этапы работы над
проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся
Деятельность учителя
11 Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся
22 Планирование а)Определение источников информации.
б)Определение способов сбора и анализа информации.
в)Определение способа представления результатов(формы проекта).
г)Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся
33 Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
44 Формулиро¬вание результатов или выводов Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
55
Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа
66 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Н.Ю. Пахомова [5] предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова [1] предлагают разбить работу над проектом на следующие этапы:
1. Поисковый, который включает в себя: моделирование идеальной ситуации; анализ имеющейся информации; анализ реальной ситуации; определение потребности в информации; определение и анализ проблем; сбор и изучение информации.
2. Аналитический: постановка цели проекта; определение задач, способа разрешения проблемы, анализ рисков, составление планов реализации проекта; пошаговое планировании работ; анализ ресурсов, планирование продукта.
3. Практический: выполнение плана работ, текущий контроль
4. Презентационный: предварительная оценка результата; планирование презентации и подготовка презентационных материалов; презентация продукта.
5. Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения.

1.4 Роль учителя и ученика в проектной деятельности

При применении данного метода учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный, процесс из скучной принудиловки в результативную творческую созидательную работу.
Учебный проект с точки зрения учителя –это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
• Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;
• Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
• Самоанализу и рефлексии результативности и успешности решения проблемы проекта
• Представление результатов своей деятельности и хода работы
• Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое представлении);
• Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания
• Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых ситуациях;
• Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
• Проведению исследования.
В целом, метод проектов позволяет создать условия для формирования различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?
4. Как лучше распределить обязанности среди членов группы, если исполнителей несколько?
Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.
Педагогу следует отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором. Его роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:
• Консультирует, провоцируя вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, трансформируя образовательную среду. При реализации проекта, учитель – это консультант, который должен удерживаться от подсказок даже в тех случаях, когда видит, что ученик делает» что – то не то».
• Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
• Фасилурует. Не передача готовых знаний и умений, не указание в оценочной форме на несостоятельность, недостатки и ошибки, а провоцирование вопросов, размышлений, самостоятельной оценки деятельности и, возможно, моделирование различных ситуаций, таких как: организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заранее неизвестны или звучат абсурдно; помещение в постранство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации.
• Наблюдает для своевременной и необходимой консультации, оценки уровня сформированности компетентности учеников.
• Поддерживает и поощряет учеников.
Роль учителя наиболее значима на первом и последнем этапах работы над проектом. От того как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. Этот этап требует от учителя глубокого понимания всех психолого – педагогических механизмов воздействия на учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам подчас не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением…. При работе над проектом принципиально меняется роль учащихся: не пассивные наблюдатели – статисты, а активные участники процесса. При этом каждый правомочен: вообще не принимать участие или участвовать в нескольких проектах сразу, а может даже начать новый проект. И, в какой – то степени, ситуация неопределенности может стать движущей силой процесса.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя в группе. Попробовать свои силы. Приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Роль ученика меняется в зависимости от этапа работы. Но на всех этапах он:
• ставит проблему
• осуществляет выбор способа решения проблемы
• планирует
• принимает решение;
• выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Это и работа в команде, и взаимоотношения с окружающими при поиске информации;
оценивает. Как «чужой» продукт – информацию с позиции полезности для проекта, так и продукт своей деятельности и себя. Но любая оценка должна быть адекватной, и этому необходимо детей учить. В этом плане воспитательный аспект метода проекта также неоценим. Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых. Несущественно, как и когда это произойдет: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. Важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Ученик может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

1.5 Система и критерии оценки проектных работ

Оценивание происходит на разных уровнях проектной деятельности – на уровне ценностном, творческом и практическом, поэтому можно говорить о промежуточном и итоговом оценивании. Оно проводится в разных формах.
Оцениваться может содержание проекта, структура, организация проектной работы, результаты – созданные продукты и появившиеся эффекты, которые могут быть отсроченными и моментальными; социальными, политическими, правовыми, экономическими, культурными, нравственно-духовными, образовательными и другими.
При проведении оценки проектной деятельности обучающихся предоставляется исключительная возможность оценки уровня сформированности ключевых компетенций. В качестве основных критериев выступают ключевые компетенции, о которых сказано выше. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в работе Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгиной, О.В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования». [1]
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
• степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
• практическое использование предметных и общеучебных ЗУН
• количество новой информации использованной для выполнения проекта.
• степень осмысления использованной информации;
• уровень сложности и степень владения использованными методиками;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы4
• осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта
• уровень организации и проведения презентации; устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
• владение рефлексией;
• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
• социальное и прикладное значение полученных результатов.
Варианты оценивания проектной продукции приводятся в приложениях данной работы.

2. Метод проектов в преподавании истории

Ряд журнальных статей на страницах «Преподавание истории и обществознания в школе»[4] дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории.
Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
В своей педагогической практике на уроках истории педагоги чаще всего используют такие виды учебных проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от уровня подготовки учащихся. В данной работе приводится ряд примерных тем учебных проектов. Они подобраны таким образом, чтобы отразить многообразие как межпредметных связей, так и типовое.
Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере.
Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями, но и обращаться к культурным феноменам. Подчеркнем, что темы не являются обязательными и могут варьироваться как учителем, так и учениками. Начинающим работу над проектом пятиклассникам, можно рекомендовать памятку, примерно такого содержания:
1.Объясните, почему ваша группа выбрала эту тему, что она лает для понимания древности?
2. Проведите отбор материала – нельзя охватить все изученные страны цивилизаций Востока и Запада. Поэтому подумайте, какие страны и народы будут для вас главными, ключевыми. Эти страны можно объединить по каким –либо признакам. Не забудьте объяснить для всех свой выбор.
3. Разделите функции между членами группы – кто-то из вас подбирает текст, кто – то продумывает художественное оформление работы и так далее.
4. Сделайте основные выводы своей работы. Выясните общее, различное в развитии стран Древнего мира, значение для современности.
5. Итогом вашей работы должен стать проект - это может быть выступление с сообщением, газета, коллаж, альбом, схемы, графики, все выводы, результаты проведенной работы.
6. Подготовьте свое выступление. Желательно отрепетировать свое выступление.
7. Подготовьтесь к возможным вопросам, которые могут вам задать слушатели.
Основной формой работы на уроке в среднем звене так же является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. Обоснование такого выбора можно найти в книге В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии». [2]
На уроках по истории в основной школе работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд, например, «Средневековый город и его обитатели». В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссию. Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов («История России в портретах», «Загадки истории родного края» и т.д.).
Примерные темы проектов по истории от древнего мира до современности, а также по обществознанию предложены Шевченко Н.И. [8]
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.
Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам Выбор темы проекта — не самое простое занятие для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых предполагает работу в архиве, музее, выезд в другие города. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности», но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть. В данной работе приводится ряд рекомендуемых тем и учебных задач для проектов по истории.
Большой интерес вызывает краеведческая тематика проектов. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения.
Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. В моей педагогической практике одним из первых проектов было создание с обучающимися 10 –го класса путеводителя по городу Мыски. Данная работа позволила ребятам более глубоко изучить историю города, познакомиться с жизнью интересных людей – своих земляков и современников, выявить насущные проблемы города и его жителей, предложить варианты их решения. Результатом проектной работы стало издание справочника – путеводителя по городу Мыски, в котором ребята отразили наиболее интересные достопримечательности города, его окрестностей, привели краткие сведения об основных сферах жизнедеятельности города. Выступая на городской конференции школьников, ребята не только представили свой продукт – путеводитель по городу, но и обозначили основные проблемы города, предложили свои варианты их решения. Социальная значимость, воспитательная роль проектной деятельности очевидна. Например, изучая тему «Великая Отечественная война», ребята выступили с докладами на конференции школьников с докладами, посмотрели и обсудили учебный фильм, встретились с участником тех событий, организовали волонтерскую группу, которая оказывала конкретную помощь ветеранам и труженикам тыла в своем районе: ребята приводили в порядок приусадебные участки. Воспитательный и эмоциональный эффект подобных проектов трудно переоценить.
В рамках предметной недели истории и обществознания в прошлом учебном году мы организовали выставку «Символика городов Кузбасса». Ребята в течение второй четверти нашли в разных источниках изображения символов городов Кузбасса, изучили их, нарисовали на больших ватманах. К изображению каждого символа они составили краткую справку о истории и современной жизни города. Результат данной проектной работы, по моему мнению, был более чем положительный: во-первых, участники проекта получили большой объем знаний и навыков поисковой работы по краеведению; во – вторых представили свой труд в крупномаштабном, красочно оформленном виде. В течение всей недели возле выставки можно было увидеть множество ребят со всей школы, читающих справочный материал по истории и современной жизни городов Кузбасса, рассматривающих их символику. В текущем учебном году обучающиеся среднего звена успешно реализовали подобный информационный проект по теме: «Твоя Россия. Города Поволжья».
Анализ проделанной работы показал, что историко-краеведческая тематика проектных работ имеет ряд особенностей. Краеведческие объекты мало изучены, что создает большие возможности для успешной исследовательской работы как учителя, так и учащихся. Краеведческая тематика всегда вызывает у школьников повышенный интерес, так как она связана с историей родного города, семьи. Тематика краеведческих исследований обеспечена разнообразным источниковедческим материалом: письменными источниками, вещественными, памятниками, живыми свидетелями и участниками исторических событий. Определяя краеведческую тематику ученических исследований, необходимо исходить из следующего: брать темы, которые особенно ярко раскрывают взаимосвязь страны и края и тем самым помогают глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса в стране и специфические особенности развития края; темы ученических исследований должны учитывать интересы и уровень развития обучающихся.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более сложное, как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий, поэтому на наш взгляд, необходимо иметь кроме плана работы, дневник проектной деятельности, которые помогут задать последовательность действий. До обучающихся необходимо донести четкие требования к оформлению и презентации проекта, критерии оценивания проекта.
Проведение учебного курса или его фрагмента на основе применения метода проектов требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
Анализируя специальную литературу и собственный педагогический опыт, выделяю несколько проблемных моментов, которые могут возникнуть при внедрении метода проектов в практику. Вот некоторые из них:
• Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней необходимо внимательно отнестись к составлению и анализу портфолио проекта. Как правило, именно эта часть проектной деятельности, к сожалению, упускается из внимания.
• Главная опасность при выполнении исследовательского проекта –его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо но создавать у детей представлении о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит.
Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования помимо анализа литературных источников.
• Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
В традиционной системе обучения воспитательные вопросы рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны, и лишь потом – с эмоциональной. Моральные принципы должны быть понятны. В философии образования, основанной на проектной деятельности основные моральные принципы – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты.
• Проект не вписывается в урок продолжительностью 40 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока используются для презентации подготовленных проектов.
Наиболее глубокие проекты и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий требуют смены традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Проектная методика в этом отношении обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни Несмотря на ряд нерешенных на сегодняшний день вопросов, таких как: сочетание проектного метода с классно-урочной системой; недостаточность материально-технической базы и других, применение метода проектов во многом помогает решить такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся; способствует формированию значительного числа умений и навыков; дает ученикам опыт практической деятельности. При грамотном его применении педагог сможет достигнуть высоких результатов в обучении.
Приложения в полном тексте в (см. файле)
Список литературы

1. Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод проектов – технология компетеностно-ориентированного образования [Текст] – Самара: Учебная литература, 2006. – 159с.
2. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии [Текст] // Директор школы. – 1996. -№4. – с.61-70.
3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.
4. Сергеев, И.С. Освоили метод проектов…. Что дальше? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - №9. – 20с.
5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
6. Полат, Е.С. Как рождается проект [Текст] – М.: Академия, 1995. 223с.
7. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. Е. Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. –М.: Академия, 1999.
8. Шевченко, Н.И. Технология обучения в старшей школе [Электронный ресурс]. – http://wwwreseacher.ru.
Категория: История, обществознание | Добавил: Lyubov | Теги: история, проектная деятельность.
Просмотров: 7960 | Загрузок: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА